ПЛАН
Урока теоретического обучения №18,19
По дисциплине ОДБ.02 Литература
Количество часов 2
Дата:29.03.2022
Группа: 8
Специальность: ЭБУ
Преподаватель: Демченко Т.О.
Тема: Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».
Цели: знать основные вехи жизни писателя, понимать художественное своеобразие и тематику произведений; Развивающая: развивать память, логическое мышление.
Ход урока
Организационный момент
Сопоставление повести «Олеся» и рассказа «Гранатовый браслет»
– Какая тема является основной в повести Куприна?
(Основной темой купринской повести является, конечно же, тема любви).
– Назовите еще одно произведение А.И.Куприна, в котором тема любви главного героя занимает так же главное место.
(Это рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет».)
– О чем этот рассказ? В чем его суть?
(Суть «Гранатового браслета» заключается в том, что мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, влюбляется в светскую даму, влюбляется безнадежно, безответно и беззаветно. Понимая, что его любовь не нужна, он убивает себя.)
Итак, эти два произведения объединены темой любви. Попробуем установить наличие сходных сюжетных и смысловых моментов. Давайте рассмотрим историю любви в «Олесе»
Заполним небольшую сопоставительную таблицу.
«Олеся» | «Гранатовый браслет» |
Самопожертвование во имя любви | Самоубийство во имя любви |
Олесю избивают, над ней смеются, ее ругают (Олеся становится жертвой беснующейся толпы) | Желтков подвергает себя осмеянию тоже своего рода «толпы» (члены семьи Веры Николаевны смеялись, читая его письма) |
Прощальные слова Олеси Ивану Тимофеевичу: «…Ну поезжай с Богом…» | Прощальные слова Желткова Вере Николаевне: «Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу…» |
«Нитка дешевых красных бус, очевидно, нарочно повешенная на угол оконной рамы». Бусы – «единственная вещь, которая осталась на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви» | Гранатовый браслет по просьбе Желткова повешен на икону. Браслет – вещь, которая свидетельствовала о благоговении, вечном преклонении и рабской преданности предмету любви Желткова – Вере Николаевне |
Уход Олеси из леса | Уход Желткова из жизни |
На примере нашей таблицы мы смогли убедиться в том, что повесть «Олеся» и рассказ «Гранатовый браслет» действительно имеют сходные сюжетные и смысловые моменты. Заметим, что эти два произведения разделяют тринадцать лет! Именно через тринадцать лет после написания «Олеси» Куприн возвращается к теме «невозможности любви» в «Гранатовом браслете». И если в «Олесе» главные герои могли любить друг друга некоторое время и быть счастливы, то в «Гранатовом браслете» показана всего лишь безответная любовь Желткова.
3.Викторина по рассказу «Гранатовый браслет» (1910 г.).
Но прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём викторину, вопросы которой помогут вам вспомнить содержание и некоторые детали произведения.
- В какое время года происходит действие рассказа?
- Где происходят события произведения?
- Как зовут главную героиню?
- Фамилия княгини Шеиной до замужества?
- Кто был предок Веры Шеиной?
- Как зовут сестру Веры Шеиной?
- Как зовут мужа княгини Веры?
- Его должность?
- Какого числа были именины княгини веры Шеиной?
- Что подарил ей муж?
- Что подарила Вере сестра?
- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры?
- Кто подарил браслет с гранатами?
- С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты?
- Кто такой Желтков?
- Как зовёт Желткова его хозяйка?
- Настоящее имя Желткова?
- О ком Куприн писал: «Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах»
- Как звали мужа Анны, сестры Веры?
- Чей это портрет? «Она была…несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»
- О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, около тридцати, тридцати пяти»?
- Какая музыка звучит в произведении?
- Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…»
- О ком пишет автор: «…обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…?
- Кому принадлежат слова «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».
4. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет». Аналитико-исследовательская работа по тексту
В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.
- А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом рассказе?
(Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)
- Кто же оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков)
- Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделённая?
(Разный социальный статус героев (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и замужество Веры)
Учитель: Сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
- Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей?