Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Ладушки»
Актуальность проекта:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Вид проекта: краткосрочный, групповой
Сроки реализации проекта: 16.01.2017 – 20.01.2017
Участники проекта: дети второй младшей группы «Ладушки», родители, воспитатели.
Цель проекта: создание условий для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Задачи:
- сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь), их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц;
- формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
- сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности;
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- усвоение знаний детьми о зимующих птицах;
- установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
1. Подготовительный этап:
- определение темы проекта;
- разработка перспективного плана проекта;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т. д.);
- подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, художественная литература)
2. Основной (практический)
Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:
1. Работа воспитателей с детьми;
2. Работа воспитателей с родителями;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Работа с воспитанниками
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах.
Рассматривание картин: «Птицы на кормушке »; «Дети кормят птиц ».
Дидактические игры: «Угадай по описанию»; «Что за птица?»; ««Назови и покажи зимующих птиц», «Сложи картинку», «Какой птицы не стало».
Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.
Сюжетно- ролевые игры: «Больница птиц »; «Пригласи синичку в гости»
Художественно- эстетическое развитие:
Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».
Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Снегири на ветке», «Синичка и рябина» и т. д.
Лепка: «Ягодки для птички».
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц ».
Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей?»; Н. Хилтон «Скворечник»;
В.Зотов «Ворона»; Т.Евдошенко «Берегите птиц »; А.Барто «Воробей».
Подвижные игры: «Птички летают»; «Вороны и собачка»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи».
Пальчиковые игры: «Воробей»; «Птичья кормушка»; «Зимовка»; «Я зимой кормлю всех птиц».
2. Работа воспитателей с родителями.
Консультации: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц ».
Памятка для родителей: «Покормите птиц ».
3. Работа родителей и воспитанников.
Участие в изготовление кормушек для птиц; а также подкормка птиц во время прогулок.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
3. Заключительный этап. Подведение итогов.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы » у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Воспитатели: Ефремова Е.Н.
Левичева Н.В.
Пальчиковые игры
Птичья кормушка Мы повесили кормушки, В них насыпали зерно. Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, Голубь, ворона, воробей! И, конечно, ждем мы в гости Красногрудых снегирей. | Дети имитируют движения. Имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. |
Я зимой кормлю всех птиц Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. | Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. |
Воробей Шустро скачет воробьишка, Птичка – серая малышка. По двору шныряет, Крошки собирает. | Стучат пальцами по столу. Сжимают и разжимают пальцы в кулак. Пальцами «ходят» по столу. Стучат пальцами по столу. |
Зимовка Зимовать у нас остались Дятлы, совы, воробьи, Галки, голуби, синицы… Прилетели снегири. | Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять. Последовательно поднимать пальцы правой руки. Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения. |
Загадки о зимующих птицах:
1. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
2. В серой шубке перовой и в морозы он герой, скачет на лету, резвится, не орёл, а всё же птица. (Воробей)
3. Кар, кар, кар, кар, кар, кар вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна своим пением…. (Ворона)
4. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка, и полоска шарфика. (Синица)