обстановок осадконакопления




Задание 1 Палеогеографическая карта

Заходим на сайт кафедры Палеонтологии и региональной геологии

https://mgri-university.github.io/reggeo/istgeol.html

в разделе Очное отделение

подраздел Задания и Лекции

задание №1 скачиваем

ниже между: задание №2 и задание №3

Описания точек к заданиям 1-2 по исторической геологии скачиваем

ОТКРЫВАЕМ задание №1

Пролистываем весь текст до стр. 4.

Я Вам все это по ходу дела коротко скажу. Что не поймете – прочитаете в пролистанном тексте.

На стр. 4 - бланки задания. На стр. 5 - готовая карта с надписанным цветом. Дальше есть условные обозначения пород, кто забыл – смотрите. Фаунистические остатки использовать не будем, некогда.

НАЧИНАЕМ РАБОТУ

В правом верхнем углу (листа А4) пишем группу, фамилию, инициалы

ЗРМ-16 Сидоров С.С.

Со стр. 5 копируем или списываем название работы (ВНИМАНИЕ!!! С изменениями):

Литолого-палеогеографическая карта бассейна р. Лесная

Вместо Средний карбон пишем тот возраст, который я Вам сейчас персонально выдам.

2021 Масштаб 1: 200 000

 

Ниже копируем бланк Учебной схемы №2 (низ стр. 5, верх отрезаем).

Получается так:

 

 

ЗРМ-16 Сидоров С.С.

Литолого-палеогеографическая карта бассейна р. Лесная

у каждой пары – свои; например: Ааленский – батский ярусы

2021 Масштаб 1: 200 000

Номера точек и геол. возраст (индекс) для задания № 1

Я не получил пока официального списка, сделал его по одному из вариантов. В другом дополнены, написанные синим и убраны, у кого пометка убран Вопросы к деканату, пока можно их не задавать. Зеленым залиты присутствовавшие на установочной лекции.

  ЗРМ – 16 Кр точки возраст  
  Абрамов К. С.       J2 a-bt  
  Альмуханова Ф.С.       J2 a-bt  
  Бакытжан А.С.       J2 k  
  Гарипов Р. Р.       J2 k  
  Грозин А. А. убран       J3 o-km  
  Даутбеков Е.К. убран       J3 o-km  
  Ибраев Т. Б.       J3 tt  
  Калиев А.О.       J3 tt  
  Капизов Р.К.       K1 b-v  
  Козловская М. А.       K1 b-v  
  Кузьмина Е.А.       K1 g-br  
  Куникин С.В.       K1 g-br  
  Лисица (Рыбакова) А.В.       K1 a-al  
  Ломов И.А.       K1 a-al  
  Маханбетов Б.А.       K2 s  
  Обласов О. А. убран       K2 s  
  Самотугин С.В.       K2 t-k  
  Саркисов Р. И.       K2 t-k  
  Сейтимова С. С.       K2 m  
  Сорокин Д. И.       K2 st-km  
  Федоров П.А.       K2 st-km  
  Итог 18            
                 
    ЗРН-16 Кр      
    Акишин В.В.       K1 b-v      
    Башкирова К.А.       K1 b-v      
    Ершевич В.П.       K1 g-br      
    Житарев А.А.       K1 g-br      
    Киреев А.А.       K1 a-al      
    Куанышев А. Б.       K1 a-al      
    Логачёва Д.В.       K2 s      
    Мациев Д. Р.       K2 s      
    Эм А. А.       K2 t-k      
                                 

 

  ЗРГ – 16 Кр      
  Белоусов И.А.       K1 a-al      
  Кирьянко К.Л.       K1 a-al      
  Кушникова С.П.       K2 s      
  Левицкая Т.В.       K2 s      
  Морозова Л.С.       K2 t-k      
  Павлов Д. А.       K2 t-k      
  Тельнов С.М.       K2 st-km      
  Шапортов Н.М.       K2 st-km      
  Швайкина И.В.       K2 m      
  Ширшов И.Ю.       K1 a-al      
  Шульгин И.В.       K1 a-al      
  Яниева В.В.       K2 s      

 

Открываем карту в любом графическом редакторе, к которому Вы привыкли. Я буду работать в PAINT, но для Вас это совершенно не обязательно. Рисуйте, в чем хотите, чем владеете, что больше нравится. Если хотите – можете распечатать бланк и делать все вручную, карандашами. Потом сфотографировать и прислать. Такую работу тоже приму.

Даю одну карту на двоих: одному север (точки 201 – 221), другому юг (222 – 242).

Если есть семейные или другие коллективы, которые хотели бы объединиться в пары – это можно сделать, но только сейчас, сию минуту, чтобы я сразу внес изменения в список. Потом – нельзя.

Открываем в другом окне Описания точек к заданиям 1-2 (мы его скачивали с сайта кафедры в начале занятия) и начинаем перенос нужной нам информации на бланк карты.

Эти описания разрезов вы использовали при составлении Стратиграфической колонки в курсе Основы палеонтология и общая стратиграфия. Но там вы делали ВСЕ слои в ОДНОЙ точке. Сейчас будем делать наоборот. Смотрим все разрезы Вашей части листа, но из них – только один слой, с тем индексом, который я Вам выдал. Обратите внимание: в описании точек индекс стоит ПОД номером слоя, к которому он относится.

Около каждой точки делаем следующее:

1) Непосредственно справа от номера точки пишем в скобках его мощность в данной точке (в крайних правых точках221, 228, 235 можно написать слева).

2) Читаем описание слоя. Обращаем внимание только на главную породу. Никакие прослои не учитываем. И ставим две - три точки (но жирные!), если это пески или песчаники; «лепешку», если это конгломераты или гравелиты; одно жирное тире – если это глины; точку и тире – если это алевролиты; длинную тощую букву Н, лежащую на боку – если это известняки. Слоистость, зернистость, другие детали не изображаем.

Когда закончите эту работу – ОБЯЗАТЕЛЬНО СОХРАНТЕ ЕЕ. Она нам понадобится. А пока – далее:

3) Ставим цветной мазок, толстую цветную точку, показывающую обстановку осадконакопления.

Я об этом говорил в установочной лекции и давал табличку-шпаргалку. Повторяю ее с небольшими изменениями, не меняющими сути.

Некоторые диагностические признаки

обстановок осадконакопления

Суша Море мелкое. Море глубокое
Размы-ваемая Аккуму-лятивная Временами заливаемая морем Соленость: Риф
Нор-мальная Повышенная / пониженная  
Жел-тый зеленый Бирюзо-вый голубой розовый Сире невый голубой синий
Отсут-ствие отло-жений Глины, обломоч ные породы с косойслоисто-стью, угли Слоис-тость лин-зовидная, волнистая Знаки ряби. ИЛИ сочетание признаков суши акку-мулятив-ной и моря мелкого Глины, извест-ковые илы светлые с парал- лельной слоисто-стью Глины, илы известковые и доломитовые светлые с параллельнойслоистостью, хлориды, сульфаты Известняки светлые с неправильной слоистостью, постройки колониальных организмов. У подножья -обломки колоний, возможна волнистая и косая слоистость. Глины и извест-ковые илы темные, черные, битуми-нозные с парал- лельной слоисто-стью
Назем-ные растения и четве-роногие, насеко-мые Разно-образ-ная донная фауна Обедненная, часто угнетен-ная фауна Колониальные цианобионты, кораллы, губки, мшанки. Планк-тонная и нектон- ная фауна
               

 

При этом обязательно учитываете не только состав, но и свойства пород, особенно – слоистость.

Табличку себе сохраните, она нам понадобится и на следующих заданиях.

Карта имеет теперь примерно такой вид. На ней добавлена только первая граница. Посмотрите, как я ее провел. Я отделил те точки, в которых мощности не показаны. Потому, что их нет. В этих точках стратон, для которого я делаю карту, ОТСУТСТВУЕТ. Смотрите в таблице-шпаргалке крайнюю левую графу. Отсутствие отложений говорит о том, что здесь была СУША РАЗМЫВАЕМАЯ и здесь нужно поставить ЖЕЛТЫЕ мазки, что я и сделал. И сейчас сделаете Вы. Только – ВНИМАНИЕ – я рисую все грубо, в плакатном варианте, чтобы Вам было лучше видно. Вы, пожалуйста, работайте более «культурно». Линии потоньше (но не волосные!), значки потоньше, расстояние между точками в знаке песков поменьше и т.д.

Вы компьютером владеете гораздо лучше, чем я, у Вас получится.

На СОХРАНЕННЫЙ РАНЬШЕ некрашеный вариант нужно дополнительно нанести именно эту, получившуюся у Вас (у каждой пары – свою) границу желтого и всего остального. Тоже нетолстую. Обратите внимание граница проведена между точками, а не между надписями. Надписи и значки она может сечь, как в правом верхнем углу. Эту некрашеную карту, дополненную одним контуром, сохраните. Она понадобится.

РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ!!!

Все, что находится внутри проведенной линии (мною - здесь, а Вами – каждым на своей карте), называется: Бассейн осадконакопления. МОРСКОЙ бассейн – это видно на карте – занимает только юго-западную часть его. Следующий шаг проведение границы этого морского бассейна. Сначала – глубокое море – синие мазки (у меня - точки 230, 231, 236, 237, а Вы рисуете каждая пара свое и не такое, как у меня). К югу от точки 223 голубого нет. Там зеленое (аккумулятивная суша) граничит с фиолетовым. Не нужно протаскивать здесь полоску мелкого моря. Нужно прервать контур.

Что получилось – показано на следующей карте.

У меня на ней – ошибочка. Я не стал ее исправлять, чтобы показать Вам, как НЕ НУЖНО рисовать. Здесь СНАЧАЛА проведена граница аккумулятивной суши (зеленое) и моря. Она оказалась единой. А нужно было Начать рисовать с границы глубокого моря и ее сделать единой. Тогда маленький участок границы аккумулятивной суши и глубокого моря (мелкого моря там нет) к юго-востоку от точки 223 будет обращен выпуклостью не на юго-запад, а на северо-восток. Впрочем, возможны альтернативные толкования, и можно отстаивать ту

рисовку, которая дана на карте. Вы, я думаю, поняли, о чем я говорю. ИДЕМ ТДАЛЬШЕ!

Теперь заливаем желтым – желтое, зеленым – зеленое и т.д. Получилась красивая картинка (у каждой пары – своя). Желтое (размываемая суша) – хорошо. Остальное не очень, какое-то рябое. Зеленые рябины – моя вина: не проследил, чтобы заливка была точно тем же зеленым цветом, что и мазки. С остальным Вы, я думаю, разберетесь быстрее, чем я, и устраните огрехи. Нам сейчас важно другое. На зеленом цвете два разных крапа: грвийники-галечники и пески.

Если это – незакономерная каша – ничего менять не нужно. Но на экране четкая закономерность: на одних участках – одно, на других – другое. Значит, нужно другим типом линии (например, волосной, как сделал я) разделить эти поля, проводя новую границу, как и раньше – между точками. Провели и Вы у себя такие границы внутри одного цвета (не только зеленого, а любого, где они окажутся).

Следующий этап работы: нужно заполнить литологическим крапом все контура в пределах бассейна осадконакопления. Желтое ничем крапать не нужно. Там нет осадков, там РАЗМЫВАЕМАЯ суша.

С известняками это не получится. Придется либо просто рисовать тонкие горизонтальные линии (только редкие, густота объем работы резко увеличивает, а наглядности не прибавляет, а часто убавляет). И между ними короткие вертикальные отрезки, либо изыскивать другие технические хитрости по Вашим возможностям и умению.

А крап, состоящий из отдельных значков (на моей карте - грвийники-галечники, пески, глины) нужно просто сделать более густым.

Попытка сделать это приведена ниже.

Править дефекты бланка не вижу необходимости. При желании их можно тоже закрыть крапом или пустыми цветными шашечками

Внизу нужно сделать условные обозначения, как делаем и как показано на рисунках в методичке. Один или несколько рядов прямоугольных шашечек с цветами и с литологическими значками.

 

Теперь напомню, что я просил сохранить начальную фазу работы с нашей картой. Я должен на ней объяснить Вам, как строится карта изопахит (линий равных мощностей). Нам это понадобится в курсовой работе.

Вы знаете, что на географических картах числами показывается абс. высота отдельных точек (вершин возвышенностей, устьев рек). И часто изолиниями показывается рельеф суши (горизонтали) или дна моря (изобаты). Они тоже оцифровываются. Цифры на обычных палеогеографических картах никогда не показывают ни глубину, ни высоту. Они показывают всегда и только МОЩНОСТЬ отложений того отрезка времени, для которого построена карта. Это могут быть отдельные числа для конкретных точек, а может быть совмещенная с картой или отдельная карта изопахит. Они оцифровываются, как горизонтали и изобаты на географических картах. Как строится карта изопахит– объясняю на примере карты, которую я только что для Вас составлял.

Вы помните – на ней четыре участка размываемой суши. На всей размываемой суше осадков нет, т.е. мощность их – 0. Я скопировал границы размываемой суши, перекрасил их в голубой цвет (его используют для изопахит) и оцифровал – поставил нули на рамке карты, где она пересекается этими линиями. Если посмотрите на значения мощностей, увидите, что они больше 100м только в левом нижнем углу карты (в точках 230, 236, 237). А в точках 229, 231 238 – точно 100м. Я и провел 100-ую изопахиту и оцифровал ее на рамках. Кстати, границы на карте проводятся, а изопахиты точное положение изопахиты рассчитать нетрудно. Я, естественно, из-за экономии времени не делал. Есть еще одна точка (220), в которой мощность больше 100 м. Я около нее нарисовал и оцифровал голубую овальную изопахиту. Теперь можно провести 50-ую изопахиту между нулевой изпахитой (проведенной по границе размываемой суши) и ближайшими к ней точками. Я, как я сказал, точно не вымерял, а в настоящей работе – нужно. Если в ближайшей к размываемой суше точке мощность меньше 50м, граница, естественно, пройдет не между ней и нулевой изопахитой, а за ней (точки 203,

241). Если оказываются большие пустые поля, можно провести дополнительные изопахиты. Так делают и топографы, проводя полу-горизонтали. Я провел пунктиром (приблизительно и коряво) 75-ую и 125-ую изопахиты и оцифровал их на рамках.

Карту изопахит строить не нужно. А палеогеографическую карту нужно закончить дома и возможно скорее прислать мне.

В личный кабинет Садовникова Г.Н. на stud.mgri.ru

Или на домашнюю почту sadovnikov.gennady@yandex.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: