Аннотация
С трепетом и удовольствием открываем мы страницы русских народных сказок. Они не только радуют разнообразием своих сюжетов, но и поражают поэтикой и образами, музыкальностью изложения, глубокой духовностью повествования. Именно поэтому я решил выполнить проект «Карта путешествия Ивана-царевича (по русской народной сказке «Царевна-лягушка»)».
Цель работы – найти иллюстрации к русской народной сказке «Царевна-лягушка» и создать карту путешествия Ивана-царевича в электронном виде.
В ходе работы использовались наглядный, практический и словесный методы.
По виду деятельности проект творческий; по количеству участников индивидуальный; по продолжительности среднесрочный; по предметно-содержательной деятельности межпредметный.
Проект направлен на обучающихся первых-пятых классов, желающих научиться составлять карты путешествий литературных героев в электронном виде.
В ходе выполнения проекта я учился анализировать, сравнивать, выбирать сюжеты для карты. Надеюсь, полученные навыки, помогут мне качественно готовить новые творческие проекты.
Описание проекта
Актуальность. Русская народная сказка не только радует разнообразием своих сюжетов, но и поражает поэтикой и образами, музыкальностью изложения, глубокой духовностью повествования.
При изучении народной сказки «Царевна-лягушка» на уроке литературы нам в качестве домашнего задания было предложено составить карту путешествия героя этого произведения. Я выполнил рисунок. Однако на уроке нам показали, как можно подготовить карту в электронном виде, используя иллюстрации из интернета. Многие из нас не знали о таком способе выполнения этой творческой работы. Именно поэтому я решил попробовать оформить карту в электронном виде и подготовить проект «Карта путешествия Ивана-царевича (по русской народной сказке «Царевна-лягушка»)».
Новизна проекта: реализация данного проекта позволит мне создать первую карту путешествия литературного героя в электронном виде.
Проектная команда: Коптева М. Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Вуктыл и Уткин Н., обучающаяся 5-б класса МБОУ «СОШ №1» г. Вуктыл (участник).
Цель проекта: найти иллюстрации к русской народной сказке «Царевна-лягушка» и создать карту путешествия Ивана-царевича в электронном виде.
Задачи проекта:
1. Перечитать сказку «Царевна-лягушка».
2. Составить план работы над проектом.
3. Выбрать сюжет для выполнения проектного продукта.
4. Найти иллюстрации в интернете.
5. Выполнить проектный продукт.
6. Подготовить отчет о проектной деятельности.
7. Провести рефлексию.
В ходе работы над проектом использовались следующие методы:
1. Наглядный: чтение народной сказки, поиск информации в Интернете, наблюдение.
2. Практический: анализ текста сказки, поиск материала, сравнение, классификация, анализ полученных результатов, выполнение карты.
3. Словесный: беседы, выступления с информацией о результатах работы.
Вид проекта:
1.По ведущему виду деятельности: творческий.
2.По количеству участников проекта: индивидуальный.
3.По продолжительности: среднесрочный.
4.По предметно-содержательной деятельности: межпредметный.
Целевая группа проекта. Проект направлен на обучающихся первых-пятых классов, желающих научиться составлять карты путешествий литературных героев в электронном виде.
Требуемая IT подготовка: оформление работы в виде документа Word, презентации Power Point;навыки работы в интернете и пользования его ресурсами.
Ожидаемые результаты реализации: выполнив данный проект, я научусь составлять карту путешествия героя сказки.
Продукт проекта: карта путешествия литературного героя.
Формы организации проекта: индивидуальные и групповые.
Практическая значимость работы: проектный продукт может быть использован в школьном курсе «Литература» при изучении народных сказок.
Источники финансирования. Материальных затрат эксперимент не требует. Распечатка черно-белых и цветных листов с материалами проекта выполнена на личном принтере.
Транслируемость проекта
1. Выступление перед одноклассниками на занятии кружка.
2. Публичная защита ИИП.
3. Участие в школьном конкурсе «Ученическое портфолио».
Календарный план
Мероприятия | Общий срок реализации проекта: | Ответственный | ||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | ||
Перечитать сказку «Царевна-лягушка» | Уткин Н. | |||
Составить план работы над проектом | Коптева М.Л. Уткин Н. | |||
Выбрать сюжет для выполнения проектного продукта | Уткин Н. | |||
Найти иллюстрации в интернете | 4-11 | Коптева М.Л. Уткин Н. | ||
Выполнить проектный продукт | 12-20 | Уткин Н. | ||
Подготовить отчёт о проектной деятельности | 22.10.17 – 15.11.17 | Коптева М.Л. Уткин Н. | ||
Подготовить презентацию | 17-20 | |||
Провести репетиции публичного выступления | 17-23 | |||
Рефлексия: оценка проекта и его презентации |
План мониторинга проекта
1. Мониторинг реализации проекта будут проводить руководитель и исполнитель проекта.
2. Основные объекты мониторинга:
1) содержание (результаты) работ,
2) сроки выполнения работ,
3) качество результатов.
3. Основным документом мониторинга является календарный план.
4. Механизмы мониторинга:
1) выполнение работ – дата начала и завершения работы - сравнение запланированного и реального положения по календарному плану;
2) достижение результатов: по срокам - сравнение запланированных и реально достигнутых результатов по ключевым точкам мониторинга календарного плана.
5. Регулярность мониторинга:
1) отчетность за выполнение работ (в соответствии с календарным планом);
2) промежуточная оценка по результатам участия в республиканском конкурсе «Мой любимый литературный герой»;
3) итоговая оценка проекта по завершении работы.
6. Коррекция отклонений – при выявлении отклонений в реализации проекта по содержанию, срокам, качеству работ на еженедельной или внеплановой встрече проектным коллективом разбираются причины отклонения от плана, разрабатываются коррективы и механизмы их внесения в план реализации проекта.
Команда, которая выполняет проект | |||
Требующиеся специалисты | Что будет делать специалист? | Необходимые знания и умения, которыми должен обладать специалист, чтобы выполнить запланированную по проекту работу | Мотивация специалиста к эффективной работе |
Руководитель проекта | Осуществление общего руководства проектом, проведение мониторинга и оценки проекта, подготовка содержательного отчета по проекту | Владение проектными компетенциями и активными методами обучения и технологий модерации, умение управлять командой проекта | Успешная реализация нового проекта, нацеленность на результат, профессиональный рост, пополнение портфолио |
Участник проекта | Организация и контроль выполнения работ по проекту. | Владение проектными компетенциями | Успешная реализация нового проекта, самореализация, приобретение нового опыта, овладение основными приемами ведения дискуссии, пополнение портфолио. |
План оценки проек та
Оценку проекта будут проводить команда проекта. Критерий оценки - достижение цели проекта. Для оценки будут использованы следующие методы: изучение данных мониторинга проекта; обсуждение результатов проекта.
Краткое содержание о подготовке проекта
На начальном этапе работы над проектом я перечитал сказку «Царевна-лягушка» с целью выбора элементов сюжета для выполнения проектного продукта. Затем с научным руководителем мы составили план работы над проектом.
Выбрав сюжет для выполнения проектного продукта, я приступил к поиску в интернете иллюстрации к сказке. Изучив найденные материалы, я узнал следующее.
Так как целью моей работы было выполнение карты «Путешествие Ивана-царевича», мне захотелось найти информацию об иллюстраторах сказки «Царевна-лягушка». Вот что мне удалось найти.
Иллюстрации к русской народной сказке «Царевна-лягушка» создавали разные художники, недаром «Царевна-лягушка» удостоена Золотой медали Ассоциации иллюстраторов Америки.
Иван Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам, среди которых «Царевна-лягушка. Темы и образы этой народной сказки привлекали многих русских художников, но никого еще не захватывали с такой непобедимой силой, как Васнецова Юрия Алексеевича (1900-1973); сказке посвящена его работа в детской иллюстрированной книге. Иллюстрировал сказку и Геннадий Спирин - наиболее признанный за рубежом русский книжный художник. (Приложение 1)
Отобрав наиболее понравившиеся мне иллюстрации, я приступил к выполнению проектного продукта – составлению карты в электронном виде. Написать, насколько простой или сложной, интересной была эта работа (2-3 предложения).
Оформив карту, мы начали готовить отчёт о проектной деятельности: оформляли паспорт проекта, презентацию, проводили репетиции публичного выступления.
Выводы по проекту
Изучение информации по теме проекта помогло мне в создании карты «Путешествие Ивана-царевича». (Приложение 2)
Работа над проектом позволила мне познакомиться с фольклористом Александром Николаевичем Афанасьевым, записавшим эту сказку, и художниками, выполнявшими иллюстрации к ней. Сказку «Царевна-лягушка» записал Александр Николаевич Афанасьев, совершив интеллектуальный подвиг, ведь сказки, переданные из уст в уста, могли затеряться, исчезнуть для потомков. В течение нескольких лет А. Н. Афанасьев по крупицам собирал достояние народа и издал их в 8 сборниках. Только благодаря титаническому труду фольклориста, ученого и публициста А. Н. Афанасьева сказка «Царевна-лягушка», как и «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Финист - ясный Сокол» и другие до сих пор известны и любимы детьми и взрослыми.
В ходе проектной деятельности я учился анализировать, сравнивать, классифицировать, отбирать иллюстрации в интернете. Надеюсь, что полученные навыки помогут мне качественно выполнять творческие задания по литературе и готовить новые проекты.
Использованные источники
1. «Царевна-лягушка» (сказка с иллюстрациями И. Я. Билибина) https://www.liveinternet.ru/users/3469412/post154800128 (Дата обращения – 13.03.17)
2. Фото из архива семьи Уткиных.
Приложение 1
Художники, выполнявшие иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка»
Приложение 2
Проектный продукт - карта путешествия Ивана-царевича
Автор: Уткин Н.