В.М. Шукшин. Художественные особенности прозы.
Записать в тетрадях:
60-е годы ХХ века в истории нашей страны назвали периодом
оттепели.
Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в литературе: «деревенской» прозы и «городской» прозы. Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80 годы.
В центре внимания писателей-деревенщиков деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения не могли покидать места прописки). Сами писатели были в основном выходцами из деревни. Сутью же этого направления было возрождение традиционной нравственности. Поэтика деревенской прозы была ориентирована на поиск глубинных основ жизни, которые должны дискредитирующую себя государственную идеологию.
«Деревенская» проза – направление в русской литературе 60-80-х годов ХХ века, в основе которого возрождение традиционной нравственности русского народа.
Писатели-деревенщики–прозаики, изображавшие произведениях быт и нравы послевоенной деревни.
Именно в русле деревенской прозы сложились такие большие художники, как Валентин Распутин, Федор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Шукшин.
Выполнить задания:
Составить хронологическую таблицу с опорой на статью с сайта
obrazovaka.ru ›essay/shukshin…tablitsa-shukshina
ДАТА | СОБЫТИЯ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
Рассказ – это произведение малой эпической формы с ограниченным числом персонажей, в котором, как правило, решается одна проблема и описывается одно событие.
В развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова.
Особенность его творчества художественной целью изображения цепи комических происходящих с героем, являлось раскрытие его характера. Главными выразительными редствами становилась емкая, эмоционально окрашенная деталь, использование живой речи в диалогах.
Шукшин продолжал чеховские традиции: еговереницу жизненных эпизодов, сценок, с краткостью «короче воробьиного носа», стихией беззлобного смеха. Персонажи его апоминали знакомый нам по литературе 19 века «тип маленького человека». Однако каждый персонаж в изображении Шукшина имел свою «изюминку», противился усреднению.
Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:
1) Рассказ - судьба.
2) Рассказ - характер.
3) Рассказ — исповедь.
4) Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».
Новаторство Шукшина связано с обращением к особому типу – чудикам, вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о справедливости.
Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев называют чудиками.
Словарная работа:
Чудо - нечто небывалое, поразительное, выдающееся, удивляющеесвоей необычайностью (по словарю Ожегова).
Чудик - так мы называем в повседневной жизни людей, необычных в своих поступках. Тут слышится и насмешка. И снисходительное любование, и пренебрежение, и пренебрежение, и даже восхищение.
Подберем синонимы: чудик, человек, который постоянно попадает в досадные ситуации. Странный, добрый, непутевый, двадцать два несчастья, дурачок.
Таким образом, «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.
2. Прочитать рассказы «Чудик», «Микроскоп» и ответить на вопросы.
Вопросы по рассказу «Микроскоп»
1). Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микроскоп»?
2). Что вы можете сказать о характере главного героя?
3). Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей стороне ваши симпатии?
4). Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:
- Понимаю: она продаст его.
- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... Надо,
конечно...
Вопросы по рассказу «Чудик»
1). Как вы можете охарактеризовать героя?
2). Почему главный герой «постоянно влипает в разные истории»?
3). Какие отношения складываются у Чудика с женой?
4). Как складываются отношения у Чудика с братом и со снохой?
5). Какие у Чудика мечты?
6). Почему в последнем абзаце автор рассказывает о своём герое в прошедшем времени?
7). Как автор относится к своему герою?
Оформление выводов в виде тезисов (Запись в тетрадях):
1 Русский человек в изображении Шукшина – человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять.
2 Ему свойственно упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию
3 Главное – воплощение народной жажды справедливости, заботу о человеческом достоинстве.
4 «Простой» человек в изображении Шукшина оказывается совсем «непростым»
5 Все героев рассказов Шукшина объединяет доброта