2017–2018
ОЗО РФ
МОДУЛЬ 2. ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ МИРА,
АСПЕКТЫЕГО ИЗУЧЕНИЯ
ПЗ № 1. Артикуляционная классификация звуков языков мира.
Суперсегментные единицы и просодические явления
План
1. Понятие об отличиях основных и дополнительных признаков в общей классификации звуков языков мира.
2. Различия между гласнымии согласными звуками: акустическое, артикуляционное, функциональное.
3. Основные признаки согласных и гласных звуков, ихдополнительные признаки.
4. Позиционные и исторические чередования.Типы комбинаторных изменений.
5. Суперсегментные единицы как результат членения речевого потока: фраза, синтагма, их качественное отличие друг от друга.
6. Фонетическое слово, его основные признаки. Характеристика проклитики и энклитики.
7. Слог, проблема его определения. Типы слогов.
8. Просодические явления: ударения и интонации, их особенности в разных языках мира.
Практические задания
(выполнить письменно дома, проверка в аудитории)
1. Дайте артикуляционно-акустическую характеристику звукам (строго по схеме, см. в в файле «Схемы и образцы анализа») в следующих словах: чаща, тюк, хор, ошибка, ёж.
2. Разграничьте фонетические изменения (позиционные чередования) и исторические чередования звуков в корневых морфемах: луг – луга – лужок; посадка – посадок – посажу; вождение – проводы – выпроваживать – веду – вести.
3.Определите тип комбинаторных изменений: сёк, коробка, февраль (из старого – феврарь), Ларивон (лит. – Ларион), минералогия (из минералология).
4. Данный ниже текст намеренно записан без знаков препинания. Выделите фразы, синтагмы, фонетические слова (обозначьте знаками, принятыми в транскрипции). Объясните, зависит ли смысл текста от особенностей членения текста.
Хитрый купец обманул бога моря Нептуна пообещав ему если останется жив статую золотую чашу держащую а оставшись жив подарил вместо этого статую золотую чашу держащую.
5. Затранскрибируйте текст, определите проклитики и энклитики.
Куд а бы / нас / ни бр о сила /судьбина
И сч а стие / куда б/ ни повел о,
В се / т е же / мы.
(А.С. Пушкин)
6. В слове оставшись выделите слоги и охарактеризуйте их по схеме (см.: в учебном пособии Т.В. Симашко на стр.59).
Рекомендуемая литература
А) основная
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.
Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.
Б) дополнительная
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.
Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005.
В) Интернет ресурсы
https://www.philology.ru/linguistics1.htm
https://www.library.ru/2/catalogs/elibs
Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.
МОДУЛЬ 4.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЯЗЫКА, АСПЕКТЫЕГО ИЗУЧЕНИЯ.
ПЗ № 2. Слова и фразеологизмы в синхронии и диахронии
План
1. Сходство и различие между словом и фразеологизмом (ФЕ), ихзначение и внутренняя форма, употребление в речи, случаи преобразования ФЕ.
2. Понятие об устаревших и новых словах и фразеологизмах. Различие архаизмов и историзмов. Неологизмы и окказионализмы, их судьба в системе языка.
3. Семантическое поле, лексико-семантическая группа. Принципы идеографической группировки единиц. Особенности терминологических систем. См. уч. Т.И. Вендиной на стр.146–155.Синонимы и антонимы слов и ФЕ.
4. Различие слов и ФЕ по происхождению, по сфере употребления, характеру функционирования по сфере употребления и по эмоционально-оценочной окрашенности.
5. Многозначные слова, типы переносных значений (метафора, метонимия, синекдоха).
6. Отличие омонимов от многозначных слов, типы омонимов.
7. Обогащение словарного состава за счет собственных ресурсов и за счет других языков.
Практические задания
(выполнить письменно дома, проверка в аудитории)
1. Определите количество слов во фразе, взятой из стихотворения А.С. Пушкина. Свой ответ обоснуйте.
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит.
2. Определите внутреннюю форму слов: боровик, весло, чернила, завтрак, масло, кольцо, толокно, свекор. Слова с неясной (утраченной) внутренней формой проверьте по этимологическому словарю, выпишите сведения. Укажите выходные данные используемого словаря.
3. Подготовьте сообщение о внутренней форм (исходной базе) ФЕ и раскройте их происхождение. Дополнительно можно привлечь и другие ФЕ. При выполнении задания пользуйтесь фразеологическими словарями (ссылка на словарь обязательна).
Ахиллесова пята, бабушка надвое сказала, в розовом цвете (свете), какна грех, не по нутру, строить куры, хоть трава не расти, турусы на колесах.
4. Разграничьте архаизмы и историзмы. Определите значение каждого слова, в случае затруднения обращайтесь к этимологическому словарю. Подберите синонимы к архаизмам. Можно ли это сделать по отношению к историзмам? Почему?
Лепота, десница, денница, стогна, стрелец, выя, алтын, мурза.
5. Самостоятельно обозначьте и составьте одну лексико-семантическую группу.
6. Составьте синонимические ряды слов со следующими доминантами: злой (человек), пасмурный (день).Определите типы синонимов (семантические, стилистические, семантико-стилистические). Подберите антонимы к указанным прилагательным.
7. Найдите слова, совпадающие фонетически и орфографически или только фонетически. Установите, как следует определить данные единицы: отдельные значения многозначного слова, лексические омонимы, омофоны, омоформы. Объясните их роль в тексте.
Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
(Я. Козловский)
Разошлись (лучи) и снова стали
на Большой Медведице,
Двум полоскам белой стали
надо в небе встретиться.
(С. Кирсанов)
8. Определите понятия экзотизм, варваризм и интернационализм. Приведите по два примера на каждое явление.
Рекомендуемая литература
А) основная
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.
Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.
Б) дополнительная
Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005, 2007.
Леденева В.В. Лексикография современного русского языка: практикум: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2008.
Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.
В) словари
Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В.Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям писателей XVIII–XX вв. – М.: Дрофа. – 828 с.
Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. Т.1 – 4 (МАС). М.: Русский язык, 1981.
Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М., 2010.
г) периодические издания
Вестник Московского государственного областного университета. Электронный журнал. Режим доступа: https://evestnik-mgou.ru/
Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология.
Русская речь (журнал)
е ) Интернет ресурсы
https://slovarfilologa.ru/61/
https://vved-v-germ-phil.cvsw.ru/6.html
https://www.philology.ru/
Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.
МОДУЛЬ 5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ, ИХРАЗЛИЧИЯ