МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ
Утверждаю
Начальник кафедры криминалистики д.ю.н., полковник полиции
_________________ В.Н.Чулахов
Методические материалы для проведения практических занятий
по дисциплине «Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению» Рекомендуется по направлению подготовки |
030900.68 – Юриспруденция Предварительное расследование (дознание) в органах внутренних дел |
Квалификация (степень) выпускника: «магистр» |
Разработаны: профессором кафедры криминалистики, д.ю.н., профессором Волынским А.Ф., доцентом кафедры криминалистики, к.ю.н. Тишутиной И.В., преподавателем кафедры, к.ю.н. Меркуловой М.Н.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры криминалистики «14» сентября 2012 г., протокол № 2
Москва - 2012
Методические материалы по дисциплине «Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки юриспруденция.
Цель: Проверка и закрепление теоретических знаний по теме, приобретение практических навыков в выявлении и преодолении противодействия расследованию.
Место занятия: Аудитория, учебно-методический кабинет криминалистики.
Время: 10 часов.
Материально-техническое обеспечение:
1.Рабочие тетради магистрантов.
2.Фабулы вводных каждому магистранту.
Распределение времени в рамках каждого 2-х часового занятия:
1.Вступительное слово преподавателя - 5 мин.
2.Рассмотрение контрольных вопросов - 15 мин.
3.Ознакомление магистрантов с заданием- 5 мин.
4.Самостоятельная работа магистрантов - 35 мин.
5.Разбор выполненных заданий - 15 мин.
6.Подведение итогов, задание на следующее практическое занятие- 5 мин.
1.Вступительное слово:
В числе факторов, определяющих рост организованной преступности, необходимо особо выделить продолжающийся экономический кризис, детерминирующий сложнейший комплекс криминогенных факторов. В их числе: неравномерность социально-экономического развития различных регионов страны; резкое разделение общества на бедных и богатых при фактическом отсутствии так называемого среднего «класса»; обострение, вплоть до военных конфликтов, межнациональных отношений и возросшая, во многом неконтролируемая, миграция населения стран СНГ. Все это обусловило общую довольно высокую криминализацию общества в нашей стране, наглядным показателем которой является, в частности, уровень убийств на 100 тыс. населения (более 20). Для сравнения: в США – 7, в Германии – 1,2 убийства.
Опрос магистрантов по контрольным вопросам.
Занятие 1.
1. Соотношение понятий сокрытия следов преступления и противодействия раскрытию и расследованию преступлений.
2. Формы противодействия расследованию преступлений.
3. Субъекты противодействия расследованию преступлений.
Занятие 2.
1. Способ противодействия расследованию: понятие и структура. Содержание отдельных элементов способа противодействия.
2. Классификация способов противодействия расследованию. Сокрытие следов преступления, соотношение с противодействием расследованию.
3. Способы воздействия на источники и носители вербальной криминалистически значимой информации.
Занятие 3.
1.Способы обнаружения и фиксации информации о признаках противодействия.
2. Планирование деятельности по преодолению противодействия расследованию. Основные направления ее осуществления.
3. Меры преодоления противодействия расследованию при осуществлении следственных действий.
Занятие 4.
1. Меры обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших по уголовным делам.
2. Меры обеспечения безопасности субъекта расследования и иных сотрудников правоохранительных органов.
Занятие 5.
1. Основные способы организованного противодействия расследованию преступлений и признаки о нем свидетельствующие.
2. Меры преодоления организованного противодействия расследованию.
Ознакомление магистрантов с заданием.
3.1. Изучить представленную преподавателем фабулу.
3.2. Ознакомиться с представленной преподавателем вводной.
3.3. Выполнить задание в рамках вводной.
Самостоятельная работа магистрантов.
Преподаватель раздает магистрантам листы с фабулой дела. Магистранты, анализируют фабулу дела, знакомятся с вводной по представленной фабуле и выполняют обозначенный к данной вводной перечень заданий. Работа по планированию производится магистрантами самостоятельно.
Преподаватель контролирует выполнение задания, оказывает необходимую методическую помощь.