Авторская педагогическая разработка
(комбинаторная)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО МДК 04.01 ОСНОВЫДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ
для студентов заочной формы обучения специальности 38.02.04 Коммерция (в непродовольственных видах бытового обслуживания населения)
Автор разработки:
Платова Ольга Фёдоровна,
преподаватель ГБОУ СПО ИО АПЭТ
Ангарск
2014г.
Одобрено На заседании цикловой комиссии профессионального цикла по специальностям 262019, 072501, 29.02.01, 54.02.01 Председатель _______/ Л.В. Лапшина Протокол № 2 от 10.09.2014г | Рассмотрено и рекомендовано методическим советом к использованию в образовательном процессе Протокол № 2 от «17» сентября 2014г. |
Автор – составитель: Платова О.Ф. преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО ИО АПЭТ.
Аннотация: Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения. Содержат методические указания к выполнению контрольной работы и контрольные задания по МДК 04.01 Основы деловой культуры для специальности Коммерция (в непродовольственных видах бытового обслуживания населения), список литературы, которая понадобится студентам в поиске ответов по теме, вопросы для самоконтроля.
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 7
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО РАЗДЕЛАМ.. 7
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ... 11
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. 11
ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 12
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 15
ВВЕДЕНИЕ
В течение жизни человек вступает в деловые отношения с другими людьми. Деловые отношения относятся к типу общественных отношений и рассматриваются как взаимосвязи между партнерами, коллегами, возникающие в процессе совместной деятельности, поэтому деловые отношения тесно связаны с общением.
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. В нем раскрываются такие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, сопереживание и понимание. Все эти ценности неразрывно связаны с культурой поведения, т. е. с такими поступками и формами общения людей, которые основаны на соблюдении правил этикета и норм этического взаимодействия.
Основная цель курса «Основы деловой культуры» — способствовать формированию профессионала с определенными психологическими и нравственными качествами, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности по обслуживанию населения.
Для успешной деятельности любому специалисту необходимо обладать такими личностными качествами, как общительность, стрессоустойчивости и самоконтроль (умение управлять своими эмоциями, поведением, контролировать свои поступки), терпение выдержка, доброжелательное и спокойное отношение к людям; эмоциональная устойчивость наблюдательность и умение убеждать; умение находить общий язык с разными людьми; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей и разрешать конфликтные ситуации, расторопность.
Изучая курс «Основы деловой культуры», всегда помните, что уровень культуры человека определяется не только и не столько количеством прочитанных книг, прослушанной музыки, посещением музеев и театров, сколько умением выстраивать корректные человеческие отношения.
Культура проявляется в умении жить с другими в согласии, принимать людей во всем их многообразии, слышать и слушать человека, вести диалог. Для эффективной профессиональной деятельности продавцу необходимо понимать запросы и потребности покупателей, их требования к качеству обслуживания, а также уметь устанавливать с ними контакт, вступать в деловые отношения и гибко реагировать на возникающие в ходе обслуживания проблемы.
В современном мире большое внимание уделяется изучению этики деловых отношений, охватывающей широкий круг проблем.
Понятие морали, представление о поведении в обществе возникает у человека благодаря совместной жизни с другими людьми. Знания и соблюдения деловой этики, культуры поведения и делового этикета помогают людям при установлении контактов чувствовать себя комфортно и уверенно.
В практике деловых отношений очень важно умение видеть себя со стороны, нацелить себя на терпеливую и сложную работу над собой, глубже понять себя и других, реализовать свой творческий потенциал и, следовательно, стать конкурентоспособным специалистом.
Там, где деловые отношения основаны на взаимопомощи, взаимоуважении и внимании к партнеру и коллегам степень гарантии успеха велика.
В настоящее время большое значение придается изучению этики деловых отношений в сфере торговли с целью повышения уровня культуры обслуживания. Этика охватывает широкий круг вопросов, ее необходимо учитывать в отношениях внутри одной организации, между организациями, при выстраивании отношений с покупателями. Без соблюдения деловой этики и культуры поведения большинство людей в коллективе чувствуют себя дискомфортно.
Важнейшей стороной профессионального поведения продавца является деловой этикет, который приписывает нормы поведения на работе. Речевой этикет и внешний вид, соблюдение этических норм служат признаками воспитанности, респектабельности и уверенности в себе.
Вхождение России в рыночную экономику, освоение торгово- экономического пространства потребовало пересмотреть отношение к профессиям сферы торговли. К современному торговому работнику предъявляются повышенные этические требования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания составлены на основе программы профессионального модуля (ПМ 04.01) Выполнение работ по профессии Продавец продовольственных товаров/ Продавец непродовольственных товаров, составленного на основе основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.04 Коммерция и рекомендуются для реализации программы МДК 04.01 Основы деловой культуры
Методические указания по изучению МДК 04.01 Основы деловой культуры кратко раскрывают основные темы разделов. Каждая тема включает краткое содержание, требования к знаниям и умениям студента. В конце каждой темы даются вопросы для самоконтроля знаний студентов, ответив на которые можно определить, насколько глубоко усвоен учебный материал.
Данный курс изучается на 1 курсе студентами заочного отделения специальности 38.02.04 Коммерция.
Студенты выполняют контрольную работу в объеме четырех вопросов.
Изучение теоретических вопросов должно сочетаться с выполнением практических работ.
Для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе проводятся очные занятия и консультации по расписанию в течение учебного года и в период экзаменационной сессии.
Изучив материал курса, Вы будете знать:
- этику деловых отношений;
- основы делового общения в устной и письменной формах;
- нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;
- основные правила этикета;
- основы психологии производственных отношений;
- основы управления и конфликтологии.
Изучив материал курса, Вы будете уметь:
- применять правила делового этикета;
- пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- поддерживать деловую репутацию;
- выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой
- профессиональной обстановке;
- налаживать контакты с партнерами;
- организовывать рабочее место.
ПК 4.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную, деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Теоретические занятия | практические | Самостоятельная работа | |
Раздел 1. Роль этики и культуры поведения в обществе | |||
Тема 1.1. Общие требования культуры поведения для работников торговли. Этическая культура | |||
Тема 1.2. Деловой этикет и его принципы. | |||
Тема 1.3. Имидж делового человека в сфере обслуживания | |||
Раздел 2. Деловое общение | |||
Тема 2.1. Психологические основы делового общения | |||
Тема 2.2. Учёт индивидуальных особенностей личности в деловом общении | |||
Раздел 3. Конфликты в деловом общении | |||
Тема 3.1. Сущность конфликта и сего структура | |||
Тема 3.2. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Способы разрешения конфликта | |||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО РАЗДЕЛАМ
Раздел 1. Роль этики и культуры поведения в обществе