I
А. П. Чеховым написано свыше 16 пьес. Часть из них неизвестна в печати. Так Мих. Павл. Чехов вспоминает о ранних водевилях брата „Не даром курица пела" и „Бритый секретарь с пистолетом", текст которых не сохранился. Часть пьес Чехова явилась инсценировкой собственных рассказов. Не осуществленными остались у Чехова замыслы коллективного создания водевиля. По сценарию Чехова написан водевиль И. Щеглова-Леонтьева „Сила гипнотизма".
Безотцовщина. 1880—1881 гг. Пьеса в четырех действиях- Впервые издана в 1923 г.
На большой дороге. Драматический этюд в одном действии. 1885 г. Запрещен к исполнению царской драматической цензурой.
О вреде табака. Сцена-монолог в одном действии. 1886 г. Новая редакция 1902 г.
Иванов. Драма в четырех действиях. 1887 г. Первая постановка 19 ноября 1887 г. в театре Корша (Москва); 26 янв. 1889 г- шел в Александрийском театре (Петербург); 19 окт. 1904 г. поставлен в Московском Художественном театре; 7 окт. 1910 г. шел в театре П. Гайдебурова.
Лебединая песня (Калхас). Драматический этюд в одном действии. 1887 г. Первая постановка 19 февр. 1888 г. в театре Корша (Москва) и 19 янв. 1890 г. в Александрийском театре (Петербург).
Медведь. Шутка в одном действии. 1888 г. Первая постановка 28 окт. в театре Корша (Москва).
Предложение. Шутка в одном действии. 1888 г.
Ночь перед судом. Незаконченная инсценировка рассказа 1886 г. под тем же заглавием.
Леший. Комедия в четырех действиях. 1889 г. Первая постановка 27 дек. 1889 г. в театре М. Абрамовой (Москва).
Татьяна Репина. Драма в одном действии. 1889 г.
Свадьба. Сцена в одном действии. 1889 г.
Трагик поневоле. (Из дачной жизни)- Шутка в одном действии. 1889 г.
Юбилей. Шутка в одном действии. 1891 г.
Чайка. Комедия в четырех действиях. 1896 г. Первая постановка 17 окт. 1896 г. в Александрийском театре (Петербург); 32 ноября 1896 в театре Соловцова (Киев); 17 дек. 1898 г. постановка в Московском Художественном театре.
Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни в четырех действиях. 1897 г. Первые постановки в провинциальных театрах; 25 окт. 1899 г. поставлена в Московском Художественном театре.
Три сестры. Драма в четырех действиях. 1900г. Первая постановка 31 янв. 1901 г. в Московском Художественном театре.
Вишневый сад. Комедия в четырех действиях. 1903 г. Первая постановка 17 января 1904 г. в Московском Художественном театре.
О замысле последней, задуманной, но неосуществленной Чеховым пьесы вспоминает К. Станиславский в своих мемуарах.— Станиславский, К. Моя жизнь в искусстве. М. ГАХН, 1926.' стр. 361.
II
Чехов о своих пьесах
Иванов. Общая характеристика пьесы и работы над ней дана Чеховым в письмах к А. Суворину (окт. — дек. 1888).— Письма А. П. Чехова под ред. М. П- Чеховой, т. II, изд. 2-е, стр. 176, 189—190, 251, 272. Развернутая характеристика пьесы и ее героев дана в письмах: Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. II., изд. 2-е, стр. 273—282, 296—297, 313— 314. — Постановке „Иванова" в Александрийском театре (Петербург) посвящены письма:—Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. П., изд. 2-е стр. 253, 283, 286, 287, 291, 298 -299, 301—303, 306.
Дядя Ваня. О постановке „Дяди Вани" см. письма: — Письма А. П. Чехова к О. Л. Книппер, стр. 40—41, 45. 11исьма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. V, стр. 14, 431.
Леший. Высказывания о „Лешем" в письмах: — Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. II, изд. 2-е, стр. 191— 197, 202, 337, 384—385, 425, 431, 447, 455, 475, 478.
Чайка. Оценка пьесы Чеховым: - Письма А. П. Чехова, под ред. А. П. Чеховой, т. VI, стр. 422.—Постановка пьесы в Александрийском театре (Петербург): — Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. IV, стр. 478—474, 483, 489, 501. — Постановка в МХТ: Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. -Чеховой, т. V, стр. 300, 391—392.
Три сестры. Общая оценка пьесы Чеховым:—Письма А. П. Чехова, под ред. М. П. Чеховой, т. VI, стр. 102, 106, 133. Постановка в МХТ:—Письма А. П. Чехова, под ред. М. П. Чеховой, т. VI, стр. 119, 121, 125, 167, 170; Письма А. П. Чехова к О. Л. Книппер, стр. 86, 91, 93, 95.
Вишневый сад. Высказывания о работе над пьесой, ее характеристика дана в письмах Чехова к В. И. Немировичу-Данченко, М. П. Алексеевой, О. Л. Книппер и др.:—Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. VI, стр. 314, 316, 346.— Письма А. П. Чехова к О. Л. Книппер, стр. 345, 355, 362, 363. — Большое место в письмах Чехова уделено постановке пьесы в МХТ, трактовке отдельных ролей.—Письма А. П. Чехова. Под ред. М. П. Чеховой, т. VI, стр. 311, 312, 324, 326—329, 331, 333, 336. Письма А. П. Чехова к О. Л. Книппер, стр. 360, 361, 364, 365, 369, 371, 373, 377, 380, 385, 388, 389, 409, 415, 421.
III
Критическая литература о Чехове-драматурге
Общие оценки драматургии Чехова даны в статьях: Воровский, В. Лишние люди. — Правда, 1905, № 6, с. 113— 144; также в книге Воровского: Сочинения, том П. М., Соцэкгиз", 1931, стр. 30—69.
„Лишние" люди в драмах Чехова и социальная обусловленность их появления.
Антон Павлович Чехов. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Составил В. И. Покровский. М. 1907, стр. 828—924.
Статьи: Иванов „Достоинства и недостатки драмы Чехова „Иванов". - Р. Д Остов драмы и господствующее в ней настроение. — Оболенский. Недостатки социологической и художественной точки зрения в драме „Иванов". — Айхенвальд, Ю. Анализ „Чайки".— Перцов. Общий колорит „Дяди Вани". — Б о г дан о в и ч. „Дядя Ваня" и „Три сестры" на сцене Художественного театра.— П. П. „Дядя Ваня" на Берлинской сцене — Перцов. Инерция жизни в „Трех сестрах". — Д ж о н со н. Содержание „Вишневого сада" и его элегический характер. - Айхенвальд, Ю. Мотив Чеховской музы в „Вишневом саде", действующие лицо и общность их настроения и страдания. — Глинка. Процесс тления и отмирания жизни в.Вишневом саде",— Неведомский. Символический элемент в „Вишневом саде".
Мейерхольд, Вс. Театр (К истории и технике). — В сборнике: Театр. Книга о новом театре. Спб., „Шиповник", 1908, стр. 125—176; также в книге М.: О театре. М., 1913. стр. 14 — 28.
Натуралистический театр и театр настроения. Постановка.Чайки" в МХТ. Усвоение ритма чеховских пьес театром. Постановка „Вишневого сада". Непонимание театром сущности чеховской драмы.
Ф р и ч е, В. М. Эволюция театра и драмы (1881—1908).— В книге: Из истории новейшей русской литературы. М., „Звено", 1910, стр. 61—148.
Стр 77 -101: Натуралистический принцип „среды" и импрессионизм „настроения" в драмах Чехова. Новая драматургическая и театральная техника.
А. П. Чехов. Литературный быт и творчество русских писателей по воспоминаниям, дневникам и письмам. Сост. Вал. Фейдер. Л., „Academia", 1928.
Стр. 78—84,142—152 „Иванов"; стр. 152—154 „Татьяна Репина"; стр. 158—159 „Леший"; стр. 249—254.Чайка"; стр. 257-275, 301—311, 326—337 „Дядя Ваня"; стр. 359-375 „Три сестры"; стр. 428—449 „Вишневый сад".
Звучит ли Чехов-драматург сегодня? (Анкета)- — Рабис, 1929, № 29, 16 июля, стр.8.
Ответы: Н. А. Семашко, Вс. Мейерхольд, А. Л. Загаров, Н. О. Волконский, В. Г. Сахновский, И. А. Донатов, В. В Куза, М. В. Соколовский.
Соболев, Ю. Чехов-драматург. — А П. Чехов. Собрание сочинений. Под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого (Приложение к журн. „Огонек"). М., 1929, книга 17, стр! 22; в переработанном виде в книге Соболева: Чехов М, „Федерация", 1930, стр. 81—131.
Чехов и МХТ.Драматургические приемы Чехова, „Настроение" в пьесах Чехова. Чехов-водевилист. „Вишневый сад" и его постановка в МХТ.
Ф р и ч е, В. М. А. П. Чехов. — В книге А. П. Чехов. Полное собрание сочинений. Под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого. Том I. М.-Л., ГИХЛ, 1930, стр. 31 — 34, 64—66, 74—81.
Чехов и театр. Тематика чеховских пьес. Гибель дворянской усадьбы. („Вишневый сад".)
Павлов, В. Театр Чехова.—Красная новь, 1929, № 7, с. 216-226.
Смена двух укладов жизни — как основная тема чеховской драматургии. Статика пьес Чехова и ее обусловленность.
Добрано в, Ю. Социология чеховских пьес. — Русский язык в сов. школе, 1930, № 3, стр. 65—73.
Эволюция драматургии Чехова. Герои пьес Чехова Дворянство в изображении Чехонп Статика пьес Ч< хонп, снижение роли героя.
Власов, В. Анализ драматургии А. Чехова.— Литература и марксизм, 1931, № 5, стр. 76—90.
„Легпий" и „Дядя Ваня" как два варианта одной темы. Герои Чехова. „Вишневый сад". Анализ основных образов. Оптимизм последней пьесы Чехова.
Балухатый, С. Д. От „Трех сестер" к „Вишневому саду" —Литература, 1931, № 1, стр. 109-178.
Творческий путь Чехова-драматурга. Стиль Чехова „Дядя Ваня" и оценка пьесы в критике. Постановка „Трех сестер" в МХТ и восприятия пьесы современниками. Поиски Чеховым новых комедийных форм. Новая редакция водевиля „О вреде табака". Работа над „Вишневым садом". Близость тематики пьесы и рассказа „У знакомых". Постановка.Вишневого сада" МХТ'ом. Оценка пьесы в критике.
Балухатый, С. Драмы Чехова. — А. П. Чехов. Полное собрание сочинений под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого, т. IX. Пьесы. М.-Л. ГИХЛ, 1932, стр. 5—27.
Общая характеристика тематики и стиля пьес Чехова 196
Балухатый, С. [Комментарии к пьесам Чехова].—А. П. Чехов. Полное собрание сочинений. Под ред. А. В. Луначарского и С. Д. Балухатого, т. IX. Пьесы. М.-Л., ГИХЛ, 1932, стр. 339—359; т. XII, ГИХЛ. 1932, стр. 304—311.
Сведения о работе Чехова над пьесами, главнейшие текстологические изменения, критические отзывы современников
Мустангов а, Е. Чехов-драматург.—Лит. учеба, 1933, № 10, стр. 42—60.
Тематика и герои пьес Ч. Социальная значимость чеховской драматургии
В а х т а н г о в, Е. Б. Из дневников и записей. — Кр. Новь, 1933, № 10, стр. 204—220.'
Стр. 211, 216, 218, 219. Высказывания о сущности чеховских драм, натуралистическом методе и сценической трактовке Станиславского. О подлинно театральном понимании Чехова.
Анализ драматических приемов Чехова дан в специальных исследованиях:
Григорьев, М. Сценическая композиция чеховских пьес. М., Изд. Кубе и ВЛХИ, 1924, 123 стр.
Мотивы чеховских пьес. Драматургические приемы Чехова. Балухатый, С. Проблемы драматургического анализа, Чехов. Л., „Academia", 1927,186 стр. (Вопросы поэтики, вып. XI, Ин-т истории искусства).
,н*3 Приемы Чехова-драма гурга. Поиски и создание новой драмы. Драма „насгр>ения" Характеристика героев, композиция пьес, сюжет, диалог в пьесах Чехова. Анализ пьес „Иванов", „Леший", „Чайка", „Дядя Ваня", „Три сестры", „Вишневый сад". Сценическая трактовка пьес Чехова в Московском Худож. театре.
Отношение театральной цензуры к Чехозу освещено в статьях:
Балухатый, С. Чехов и драматическая цензура. (По неизданным материалам.) — Русский современник, 1924, № 2, стр. 187—191.
„На большой дороге", „Медведь", „Иванов", „Чайка",,,Вишне-
вый сад"
Балухатый, С. Д. Переделки произведений в драматической цензуре. — Чеховский сборник. М., А. П. Чехова и его эпохи", 1929, стр. 236—239.
Инсценировки чеховских рассказов и цензура.