Подведение итога урока. Рефлексия.




Вступительная беседа.

Что такое сказка?

Слово учителя. В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Элементы театрализации.

Василий Сухомлинский «Старый Пёс»

Был у Человека верный друг — Пёс. Много лет сторожил он хозяйство Человека.

Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть.

Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина.

Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого.

Хозяин удивился и спросил:

— Значит, ты уже не узнаёшь меня?

Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя! Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка.

Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую, и сказал Щенку:

— Живи здесь.

Старый Пёс спросил у Человека:

— Зачем тебе ещё один пёс?..

— Чтобы тебе не было скучно, — сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.

Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза.

А на траве кувыркался, играл Щенок.

Вопросы и задания к сказке:
- Как вы думаете, почему человек принес щенка?

Назовите сказочных героев, какие они?

Что же такое сказка? Из каких частей она состоит?

Как вы думаете, почему мы заговорили о сказке?

Мы должны коллективно сочинить сказку. А главным персонажем нашей сказки будет собака.

Работа по теме урока.

Сказки сопровождали народ на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Сказки встречают нас, когда мы только приходим в этот мир, сказки сопровождают нас всю жизнь: учат добру, мудрости, учат удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нем. И одно в сказках остается нерушимым – добро всегда побеждает зло.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

Беседа о композиции сказки.

Сказка – один из жанров устного народного творчества.

Какие бывают сказки? (народные, авторские). Приведите примеры.

 

Сказка волшебная – это отдельное государство со своими границами, жителями, правилами, с обязательным присутствием волшебства. Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует.

-Ребята, а по каким признакам мы определяем, что это произведение - сказка? Давайте вспомним и перечислим все "сказочные приметы".

1. Зачин.

2. Наличие сказочных героев.

3. Троекратный повтор.

4. Борьба добра и зла.

5. Концовка.

Сочинение сказки.

- Вы, наверное, заметили на слайде две красивые шкатулки. Вам интересно, что в них хранится?

В старину в шкатулках хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили. В нашей шкатулке - сказки. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки - это драгоценности, шкатулкой для них стала наша память.

Вот волшебные ларцы. Здесь начала, там концы.

Середины нет, увы... Ее придумаете вы.

В одном ларце находятся написанные начала сказок, а в другом - их концы.

Начало

· Жили – были…

· В некотором царстве, в некотором государстве…

· Дело было давно, поэтому и стоит о нем рассказать…

· Однажды…

· Это случилось…

· Как-то раз…

Концовка

· Вот вам и сказка, а мне калачей связка.

· Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

· После того они жили вместе долго и счастливо.
-Давайте сегодня попробуем вместе с Вами сочинить небольшую сказку. Работа с учебником стр. 44 упр.11

Вообще, сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.

Первое, что нужно сделать – это определить тему, то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка).

Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.

И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме:

Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)

Завязка действия (с чего все началось)

Развитие действия

Кульминация (самые важные моменты)

Спад действия

Развязка (чем все закончилось)

Концовка

По точно таким же правилам составляются рассказы и пишутся сочинения.

Закрепление знаний.

Итак, давайте теперь непосредственно перейдем к сочинению сказки.

Для составления сказки можно немного расширить алгоритм, чтобы было проще ориентироваться. В учебнике у вас есть начало и конец, надо придумать середину.

Подведение итога урока. Рефлексия.

Научившись грамотно составлять сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, вы в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: