Оптовая фирма «N» расширяет торговый ассортимент. С целью сокращения объема денежных средств, омертвленных в запасах, необходимо усилить контроль ассортимента с помощью анализа ХУZ. С этой целью необходимо:
1. Продифференцировать товарные запасы по методу ХУZ, воспользовавшись следующей таблицей:
Группа | Интервал |
Х | 0 £ V < 10 % |
Y | 10 % £ V < 25 % |
Z | 25 % £ V < ¥ |
2. Построить кривую ХYZ.
3. Разработать требования по организации и управлению запасами для каждой группы товаров.
№ позиции | Реализация за квартал, млн. руб. | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |
Вспомогательная таблица для расчета коэффициента вариации спроса и разбиения товара на группы X,Y,Z
№ позиции | 1кв. | 2кв. | 3кв. | 4кв. | Общая реализация за квартал | Средняя реализация за квартал | Коэффициент вариации | Группа |
6,34 | x | |||||||
15,81 | y | |||||||
52,07 | z | |||||||
8,16 | x | |||||||
84,98 | z | |||||||
11,94 | y | |||||||
24,49 | y | |||||||
2,51 | x | |||||||
40,82 | z | |||||||
3,7 | x | |||||||
Сумма | - | - | - | - |
Кривая ХYZ
коэффициент вариации спроса, %
|
доля товара в общем объеме
реализованной продукции
нарастающим итогом, %
Результаты анализа XYZ
Группа | Количество наименований товара | Номера товарных позиций | Удельный вес в общем количестве наименований, % |
X Y Z | 1, 4, 8, 10 2, 6, 7 3, 5, 9 | 80,05 9,21 10,74 |
Результаты проведенного анализа XYZ показали, что можно четко выявить абсолютное и относительное значение товаров и групп товара для производственной программы предприятия в перспективе. Метод XYZ позволяет выстроить ассортиментные позиции в зависимости от величины спроса на товар, и определить, какие товары являются наиболее выгодными, а какие нежелательны в ассортименте. С этой точки зрения для материалов класса X можно рекомендовать закупки в соответствии с плановой потребностью синхронному их расходу в производстве, для класса Y – создание запасов, а для класса Z – приобретение по мере возникновения потребности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно (около 2-х лет назад), но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. В современных рыночных условиях, когда рынок ориентирован на покупателя, становится нерационально использовать традиционную концепцию производства, и все больше предприятий склоняются к логистической концепции.
Логистика занимается управлением материальными и информационными потоками. Применение систем управления материальными потоками в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. В данной курсовой работе были рассмотрены наиболее распространенные системы управления материальными потоками. Какую из данных систем выбрать и использовать для эффективной работы зависит от каждого конкретного предприятия, его внешних и внутренних условий.
Анализ XYZ и другие способы прогнозирования помогают логистике оценить расход материалов и рационально их использовать, не расходуя лишние денежные средства на невостребованные запасы.
На рынке труда уже появляется спрос на специалистов такого профиля. Возможно в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000.
2. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1998.
3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Порошина О.Г. Эффективная логистика. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.
4. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
5. Родионова В.Н. Логистика: Конспект лекций. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.
6. Родионова В.Н. Управление материальными потоками в производстве. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1998.
7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995.
8. Семенко А.И. Предпринимательская логистика: Учебник для Вузов – СПБ: Политехника, 1997.
9. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.