Экологический проект
«Комнатные растения»
Автор проекта:
Воспитатель первой
Квалификационоой категории
Галяфутдинова В.В.
Елабуга 2013г.
Содержание:
1.
Проект «Комнатные растения»
2.
Реализация проекта
3.
Литература
4.
Организованная образовательная деятельность. Тема: «Комнатные растения дарят здоровье».
Нас в любое время года,
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучки – терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду,
А зеленые друзья
Пусть нас радуют всегда.
Актуальность
Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.
Природа окружает ребенка с ранних лет, она привлекает его своей необычностью, новизной, волшебностью. Природа побуждает ребенка к передаче мыслей и речевой активности. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представления о богатстве мира природы. А также наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды. Поэтому проект «Комнатные растения» интересен и близок детям, а также актуален еще и потому, что сегодня одним из главных условий успешности образования является здоровье. А успешное использование здоровьесберегающих программ, является одним из критериев инновации.
1.
Проект «Комнатные растения»
(Тип проекта: Исследовательско - информационный)
Возраст 5-6 лет. Срок реализации 3 месяца.
Проблема: Недостаточные знания детей о цветущих комнатных растений.
Цель: Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.
Задачи:
Воспитательные.
1.
Воспитывать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
2.
Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
Образовательные.
1.
Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
2.
Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь комнатных растений и внешние факторы окружающей среды.
3.
Коррекционно-развивающие.
4.
Развивать мыслительную деятельность, память, речь, внимание, любознательность.
5.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, двигательно-моторную функцию.
Планируемые результаты
1.
У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе. Называть и различать комнатные растения.
2.
Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3.
У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4.
Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
Ожидаемые результаты
1.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на его нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
2.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
3.
Проявление любознательности, интереса к изучению природы.
4.
Осознанное отношение детей к комнатным растениям.
5.
Сформированные знания о комнатных цветах.
6.
Умение самостоятельно наблюдать за изменениями, которые происходят с комнатными растениями.
Способы оценки: Беседы, опыты, наблюдения, исследования, анализ продуктов творчества детей.
Этапы проектной деятельности
Этап
В группе отвели зону для экологического уголка. Приобрели комнатные цветы и горшки.
Этап
Дети наблюдали за комнатными цветами (как приживаются, какие цветы требуют больше влаги, какие больше света, какие цветы цветут, а какие нет). Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек.
Этап
Совместно с родителями был выпущен «Паспорт комнатных цветов», включающий в себя название цветов, их описание, выносливость, влажность воздуха, отношение к свету, полив.
Этап
Презентация проекта «Подарок маме».
Список литературы
1.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. И.: - ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998г.
2.
Цветы в вашем доме. Т.А. Храмова ФГУИПП «Кострома», РИО, 2004г.
3.
Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. Москва «Наука», 1985г.
4.
Цветы на подоконнике. Москва, Мой Мир, 2004г.
5.
Комнатные растения в вашем доме. Энциклопедический справочник. Москва, «ОЛМА – ПРЕСС», 2005г.
6.
Комнатные растения для девочек. Москва «Внешсигма» «Премьера» 2001г.
7.
Комнатные растения от А до Я. АСТ Астрель, Полиграф – 2006г.
8.
Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников, проблемы и перспективы.
9.
В.В. Смирнова, Н.И. Булаева, «Тропинка в природу» (экологическое образование в д/с).
10.
Т.А. Шарыгина «Зеленые сказки» (Экология для малышей).
11.
Л.М. Потапова «Детям о природе». Экология в играх для детей.
12.
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников».
13.
С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Подготовительный этап | |||
1. 2. 3. 4. | Родительское собрание «Участвуем в проекте комнатные растения»; Подбор литературы о комнатных цветах; Приобретение необходимого оборудования и комнатных цветов; Трудовая деятельность, уход за комнатными цветами (поливка, рыхление, подкормка). | Воспитатель группы Воспитатель группы Родители Воспитатель группы Воспитатель группы | Январь 2012 Январь 2012 Февраль 2012 В течение всего проекта |
Основной этап | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Пересадка комнатных цветов; Изготовление табличек с названием комнатных цветов; Опытно-экспериментальная деятельность: «Размножение, рост, развитие растений», «Строение цветов», «Условия, необходимые для жизни растений»; Занятия с детьми «Комнатные растения дарят здоровье» (приложение 3). Беседа «Уход за комнатными цветами» (приложение 1). Викторина «Путешествие в мир растений»; Проведение дидактических игр: «Узнай по запаху», «От какого растения листок», «Сложи цветок», «Угадай цветок»; Разучивание стихов о цветах; Рассматривание иллюстраций комнатных растений. Аппликация «Волшебные цветы»; Рисование «Мой любимый цветок» | Воспитатель группы Воспитатель группы Воспитатель группы Воспитатель группы Воспитатель группы Воспитатель группы Воспитатель группы Воспитатель группы | Март 2012 Февраль 2012 Февраль 2012 Январь 2012 В течение всего проекта В течение всего проекта В течение всего проекта Январь 2012 |
Заключительный этап | |||
1. 2. 3. 4. 5. | Оформление паспорта комнатных растений. Памятка «Правила ухода за комнатными растениями» (приложение 2); Оформление выставки «Мой любимый комнатный цветок» Оформление папки «Комнатные цветы» Оформление картотеки комнатных растений в группе Проведение итогов реализации проекта «Подарок маме» | Воспитатель группы Родители Воспитатель группы Родители Воспитатель группы Родители Воспитатель группы Родители Воспитатель группы | Январь 2012 Март 2012 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 |
Приложение 1