Тема 4.2. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА
1. Вокальная музыка – синтетическое искусство (соединение музыки и слова, нередко – музыки, слова и движения). Синкретизм (нерасчлененность) музыкального и поэтического начал был характерен еще для искусства Древней Греции (стихи не произносились, а пелись, существовало множество различных музыкально-поэтических жанров). У речи и музыки много общего – осмысленность, эмоциональная сторона, темп, ритм, диапазон, тембр. Осмысленное звучание речи мы называем интонацией. Сливаясь, музыкальная и речевая интонация обогащают и взаимодополняют друг друга.
В области вокальной музыки не может быть полной гармонии. Музыка и слово (речь) – разные художественные стихии с различными возможностями отражения действительности (речь – понятия; музыка – образ). Автор музыки к словам вправе прочитать текст по-своему (это касается расстановки акцентов, выделения той или иной стороны в тексте и даже «дорисовка» событий).
Характер взаимодействия музыки и текста:
1) обобщенный – отражает общее впечатление от смысла текста, может подчеркнуть что-либо в нем;
2) детализированный – стремление как можно точнее отразить понятийный смысл.
Основные способы вокализации: а) слог-нота; б) распев слога;
2. Формы взаимодействия слова и музыки в вокальной мелодии:
1) песенно-распевная (распев) – характерно несовпадение ритма текста и мелодической линии – на отдельные слоги приходится несколько музыкальных звуков; слова могут иметь своеобразную «прикладную» функцию.
2) песенно-ариозная - вытекает из распева; более внимательное отношение к тексту, отражение его общего характера, эмоционального тонуса.
3) песенно–танцевальная – свободный подход к тексту, роль ритма, танцевальных ритмоформул. В этих типах музыка подчиняет себе структуру текста.
4) речитатив – род музыки, основанный на стремлении приблизиться к естественной речи. Истоки речитатива – музыкально-речевые жанры народного творчества (рус. – причет, прибаутка, сказ, местный говор), церковная псалмодия.
Закономерности речитатива:
- воспроизведение устойчивых речевых интонаций (вопрос-ответ, восклицание. обращение и др);
- отчетливо-смысловое и эмоционально направленное воспроизведение слова;
- сохранение речевого акцента;
- симметрия и повторность фраз не характерны;
Высшая форма речитатива – музыкальная декламация (стремление к точному воспроизведению в музыке поэтической и прозаической речи при обобщенных мелодических формулах, «интонационный портрет»).
В музыке постоянно встречаются смешанные типы вокальной мелодии (тип зависит от цели и стремления автора в передаче того или иного содержания).
Метрический способ соединения музыки и текста – в основе метр, ритмические закономерности. В напеве воспроизводится поэтическая стопа.
ПЕСНЯ И РОМАНС
Песня – произведение для голоса с инструментальным сопровождением или без него (a capella). Жанр, широко распространенный в народной, бытовой и профессиональной музыке.
Романс – сольное камерно-вокальное произведение для голоса с сопровождением. Жанр распространен также в бытовой и профессиональной музыке и может иметь различный уровень сложности содержания.
Песня и романс – родственные жанры, но имеют различия. Романс – более развитый и утонченный жанр с индивидуально-личным содержанием. Песня же формировалась в народной музыке (где характерна устная культура и импровизационность), по форме и по содержанию она, как правило, проще.
И песня, и романс существуют во множестве разновидностей.
Формы (построение) музыки в песнях и романсах
В основе любых форм действуют принципы повтора, симметрии и контраста (это может быть контраст темпа, лада, тональности, метра, типа изложения, тематический контраст). Формы вокальной музыки так или иначе связаны с поэтической строфой (строфа – сочетание двух или нескольких стихов, объединенных системой рифм). В монодической культуре европейского Средневековья закономерности стиха были ведущими для структуры мелодии, но мелодия могла переноситься на другие стихи. Таким образом, форма стиха и форма музыки могут образовывать два взаимосвязанных, но параллельных и взаимодополняющих ряда.
- куплетная (А) - одночастная повторяемая простая форма; - куплет с припевом – простая 2-х частная (АВ) | повторность мелодики и сопровождения при разных словах; эта форма характерна прежде всего для песни (повторение куплета-напева сложилось прежде всего в народной песне). В куплете с припевом припев часто каким-то образом контрастен запеву. |
- куплетно – вариационная (А1 А2 А3 и тд.) | В каждом куплете что-либо изменяется (варьируется) в сопровождении при общем узнавании. |
- куплетно -вариантная | В куплетах происходит видоизменение мелодии вокальной партии и аккомпанемента. |
- 3-х частная простая репризная (АВА) | повторение музыки первого раздела в третьем при разных (иногда таких же) словах, средняя часть более или менее контрастирует крайним разделам. |
- сквозная, свободная форма (сложная форма) | Несколько (контрастных) эпизодов, каждый представляет собой построение либо простую форму. Для таких произведений характерны названия монолог, фантазия, баллада. |
Рондообразная форма | Несколько более или менее контрастных друг другу разделов между которыми проходит повторяющийся раздел – рефрен (обозначается А или R, с него произведение и начинается). |