Тема: Религия как историко-культурный феномен




Лекции по дисциплине «Религиоведение»

(к.ф.н., доцент Е.Н.Собольникова)

Раздел 1.Религия и религиоведение

Тема: Религия как историко-культурный феномен

1. Предмет и структура религиоведения. Теологический и светский подходы к изучению и определению религии. Предмет, задачи, методы религиоведения. История изучения религии. Структура религиоведения. Основные разделы религиоведения.

2. Сущность и составные части религии: вера, вероучение, культ, организация. Функции религии: мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегративная, культуртранслирующая функции религии.

3. Классификации религий. По времени существования: мертвые и живые религии. По принципу происхождения: естественные религии и религии откровения. По форме распространения: дискретные и континуальные. По количеству богов: политеистические и монотеистические. По этнографическому принципу: родоплеменные, национальные, мировые религии, новые религиозные движения.

 

Религиоведение (в англоязычной литературе The Science of Religion, во франкоязычной La Science de Religion, в немецкоязычной Religionswissenschaft), в отличие от богословия, изучает не Бога и божественное домостроительство, но именно религию. Эта наука изучает религию, как специфичный феномен истории и культуры.

Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений, изобилие связанных с религией научных проблем, что обусловило комплексный характер религиоведения как науки. Религиоведение― это учение о религии как особой сфере духовной культуры человечества. Это наука о сущности религии, ее возникновении и эволюции, ее роли в общественном развитии, ее соотношении с другими сферами культуры. Названная наука представляет собой объективное, открытое, свободное от апологии и предвзятости знание. Она не судит, какая конфессия лучше или хуже, какое вероучение истинней и т.п.

Большинство религиоведов относят возникновение данной науки ко второй половине XIX в., когда одно за другим стали появляться добротные эмпирические и теоретические исследования о религии, отвечающие научным критериям. Именно с этого времени постепенно обозначаются границы религиоведения, отчетливее формулируются его проблемы, отрабатываются методы. Оно все более определяет себя как относительно самостоятельная отрасль гуманитарной науки. Но предыстория ее начинается намного раньше.

Как уже сказано, данные о Боге, Церкви и религии содержатся в первоначальных богословских концепциях. Некоторые из них, например, патристика, ведут свое исчисление со II в. нашей эры. Но (об этом тоже уже сказано) истоком объективного знания о религии они стать не могли: апологетические учения основаны на непререкаемом авторитете «священных книг», вечных и неизменных догмах, а потому не допускают сомнений, с которых начинается любая наука. Таким образом, богословие замкнуто на самом себе. Религиоведение, сложившееся по иным истокам, использует лишь некоторые фрагментарные, критически переосмысленные материалы богословия.

Подлинные истоки религиоведения кроются в философии, основанной на автономии разума. В философских учениях Древнего мира уже содержатся глубокие мысли о религии. Но философия религии как начальный исток религиоведения начинается только в XVII в., со времени становления идеи «естественной религии». Впервые ее высказал в 1624 г. английский мыслитель Г. Чербери в «Трактате об истине»: «Естественная религия» — это религия разума, не зависящая от божественного откровения, изначально свойственная «человеческой природе». Идею Г. Чербери подхватили и углубили его соотечественники Д. Локк, Д. Толланд, Д. Юм.

Учение об «естественной религии» обогатили и развили французские просветители XVIII в. Ф. Вольтер и Ж.-Ж. Руссо. Их учение по-своему использовали политические деятели Великой французской революции (1789—1794). По предложению председателя Конвента М. Робеспьера, 7 мая 1794 г. революционный Конвент принял Декрет о введении в стране культа «Верховного существа», навеянного идеей «естественной религии». Были утверждены нравственные нормы новой религии, установлены праздники в честь «Верховного существа». М. Робеспьер на особой церемонии в пышном одеянии первосвященника провозгласил «Верховное существо» творцом мироздания, человека, свободы, добродетели, создателем и покровителем республики. Но навязанная политиками религия не прижилась и в довольно короткое время была забыта.

Уже в 1847 г. соотечественник М. Робеспьера философ-позитивист О. Конт по-своему реанимировал идею рукотворной веры и провозгласил «религию человечества», отвечающую потребности в любви и единстве. Это — религия без Бога. Его заменяет туманное «великое существо» — совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые «свободно способствуют усовершенствованию всеобщего порядка». «Великое существо» воплощает себя в выдающихся деятелях, достойных «субъективного бессмертия». О. Конт разработал катехизис и культ новой веры, но последователей она почти не имела и не обогатила ни богословия, ни формирующегося религиоведения.

Весьма плодотворной в предыстории религиоведения была разработанная Г. Гегелем мысль о религии как о развивающемся духовном явлении, а также о необходимости исторического подхода к ней. Ученик Гегеля Л. Фейербах продвинулся намного дальше: он указал на земные корни веры, истоки которой надо искать в социальной среде, в реальных условиях жизни. «Человек есть начало, середина и конец религии», — писал он. В религиозной вере особым образом отражены желания, потребности и интересы человека. На смену вере в Бога Л. Фейербах предложил свой, гуманистический вариант «естественной религии» — религию любви, веру в возможность построить отношения между людьми на основе этого возвышенного чувства, объединить и связать их чистой и бескорыстной любовью. Предложенная Л. Фейербахом религия скорее является абстрактной моральной конструкцией. Внедрить ее было еще более трудно, чем религию М. Робеспьера и О. Конта. Критикуя Л. Фейербаха за эту абстрактность в учении о религии, К. Маркс и Ф. Энгельс исследовали социальные, исторические и гносеологические истоки религии, ее место и роль в эволюции общества и культуры. Ряд идей марксизма способствовали развитию религиоведения как самостоятельной науки.

Многие исследователи связывают рождение этой науки с обращением ученых к предметному анализу древнейших памятников религии, то есть к мифам. 1856 г. часто считают датой зарождения религиоведения как особой теоретической дисциплины. В этот год вышел в свет пионерский труд М. Мюллера «Сравнительная мифология». Значительным вкладом в религиоведение, не утратившим свою ценность и до наших дней, стала фундаментальная монография Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871 г.), опиравшаяся на огромный этнографический материал. Спустя 19 лет был опубликован труд Д. Фрейзера «Золотая ветвь» (1890 г.). Затем автор работал над ним еще четверть века. К 1915 г. «Золотая ветвь» составила 12 томов и стала представлять собой грандиоз­ную картину развития верований и обрядов всех эпох.

В 1891 г. П. Шантепи де ла Соссе издал свой знаменитый (и поныне переиздаваемый) «Учебник по истории религии» с теоретически насыщенными вводными разделами «Наука о религии», «Классификация и некоторые основные формы религии», где изложены отдельные исходные положения религиоведения. И, наконец, к числу пионерских исследований формирующейся дисциплины нужно отнести книгу «Основные принципы науки о религии» (1897—1899) известного историка древнейших и мировых религий К. Тиле.

М. Мюллер, Э. Тайлор, Д. Фрейзер, П. Шантепи де ла Соссе и К. Тиле — эти пять имен религиоведы чаще всего называют в числе основоположников своей науки. Их выдающиеся труды стимулировали дальнейшие научные исследования по истории и теории религий. На рубеже XIX—XX вв. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера были заложены основы социологии религии. Родоначальниками психологии религии считают американского ученого С. Холла, автора скрупулезного исследования по религиозной психологии юношества (1882 г.), а также автора знаменитого труда «Многообразие религиозного опыта» У. Джемса (1902 г.). Углубленный анализ ряда проблем психологии религии содержится в работах З.Фрейда, К. Юнга и выдающегося представителя русского зарубежья И.А. Ильина.

Итак, религиоведение окончательно сформировалось во второй половине XIX в. на стыке философских наук ― общей и социальной философии, гносеологии, этики, эстетики, герменевтики, а затем ― философской антропологии и феноменологии. Она вобрала в себя данные и иных гуманитарных наук. Религиоведение исследует наиболее характерные черты, присущие тысячам древних и современных исповеданий различных стран мира. Она стремится сравнить их между собой и выделить то общее, что свойственно религии как специфической области культуры человечества.

Религиоведение часто относят к философским дисциплинам, во-первых, потому что, как уже известно, оно зарождалось в лоне философии, и лишь сравнительно недавно выделилось из нее. Во-вторых, потому что философско-мировоззренческие проблемы и поныне буквально пронизывают религиоведение. Прежде всего, вводный раздел этой науки ― ее метатеорию (общее учение о религии, а также отправные понятия, принципы, парадигмы, методология, то есть методы исследования и описания религии). В религиоведение входят и такие ее специальные разделы, как история религии (с подразделом компаративистика ― сравнительное религиоведение), социология религии и психология религии. Правомерно говорить и о таком ныне формирующемся в рамках философии религии подразделе, как культурология религии. В состав религиоведения входит и учение о свободомыслии и секуляризации — явлениях, сопровождающих, отрицающих и восполняющих религиозное миропонимание и отношение людей к религии.

Как и каждую науку, религиоведение развивают верующие и неверующие исследователи, стремящиеся к получению достоверных, объективных знаний. Так, среди основоположников религиоведения были уже упомянутые нами священники ― Корнелис Тиле и П. Шантепи де ла Соссе. Один из классиков религиоведения Отто Пфлейдерер был не только пастором (суперинтендантом Иены), но и теологом. Еще один из ее классиков Натан Зёдерблом ― тоже пастор и теолог. Значительный вклад в религиоведение внес великий гуманист и религиозный мыслитель Альберт Швейцер. Высокую ценность для этой науки имеют сочинения отечественного историка и богослова А.В. Карташева, труды принявшего монашескую аскезу, выдающегося русского мыслителя А.Ф. Лосева, многочисленные работы недавно ушедшего из жизни известного культуролога и человека глубокой православной веры С.С. Аверинцева.

Признаем, что личный религиозный опыт верующих исследователей религии наделяет их определенным преимуществом по сравнению с неверующими религиоведами. Неверующим религиоведам, в свою очередь, несколько легче воздерживаться от пристрастий при исследовании различных феноменов религии. Вклад неверующих ученых в эту науку, думается, не менее значителен, чем у их верующих коллег. Подлинная наука безразлична к симпатиям и антипатиям ученого ― важно лишь, чтобы он был добросовестным и объективным исследователем.

Религиоведение располагает свойственным каждой сложившейся науке собственным предметом, теоретическим и эмпирическим уровнем, системой особых понятий и терминов, набором специфичных методов. Наша наука использует общие междисциплинарные приемы и средства (наблюдение, «измерение», описание, классификация, анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.). В процессе исследования религиовед модифицирует этот арсенал, применительно к обозначенным парадигмам. В религиоведении, как и в других гуманитарных дисциплинах, исследующих духовные феномены. Религиоведением накоплен солидный багаж признанных во всем мире исследований, сложилась классика религиоведения. На эти исследования часто опираются даже религиозные ортодоксы и богословы.

Религиоведение ― это не только теоретическая, но и эмпирическая дисциплина. Именно потому она составляет сложившуюся науку, поскольку опирается на отчетливый эмпирический базис. Эмпирический уровень религиоведения составляют «овеществленные», чувственно фиксируемые и «измеряемые», рационально осмысляемые и поддающиеся классификации религиозные феномены. Их с разных сторон и в разных отношениях регистрируют и освещают множество смежных с религиоведением дисциплин (история, археология, антропология, компаративистика, психология, этнография, социология, эстетика, культурология, этика, политология, правоведение, герменевтика, лингвистика, семиотика, фольклористика, мифология, география, эмпирические данные отдельных разделов богословия, а также другие традиционные и новые гуманитарные дисциплины). Зафиксированные в этих дисциплинах конкретные данные о религиозных проявлениях затем вводятся в эмпирический базис религиоведения. Религиоведение ― это комплексная наука, ориентированная на непредвзятое исследование религии.

2. Несмотря на различия множества конкретных религиозных исповеданий (конфессий), все же можно выделить нечто единое и существенное в каждом из них, а следовательно, судить и рассуждать о религии как о широком научном понятии (категории). Религия, как известно, пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия и духовного мира. Несмотря на нечеткость ее внешних границ, религия все же особая и во многом автономная страна духовного мира. Главный ее признак — вера в сверхъестественные силы и существа и поклонение им. Рассмотрим этот отличительный признак, обязательно присущий любой — древней или современной ― религии. Выделяя особую значимость веры для религии, ее приверженцев обычно так и именуют верующими.

Однако не всякая вера религиозна. Вполне правомерно говорить и о наличии светской (нерелигиозной) веры. Вера — это признание за достоверность какой-либо информации без ее перепроверки. Психологические основания веры будут рассмотрены нами в одной из следующих лекций. Здесь же укажем лишь на основные различия светской и религиозной веры. Светская вера исходит из признания обязательной природной причинности всех действительных событий и допускает, по возможности, их перепроверку в соответствии с правилами логики и данными практики. Такова, например, вера в истинность установленных наукой законов природы. Такова вера-доверие к экспериментально проверенным сведениям авторитетных ученых, к заключениям ведущих экспертов, к извещениям надежных источников информации. Такова и вера в порядочность достойных людей в своем окружении и т.д. Иными словами, светская вера преимущественно привязана к конкретно-реальным сообщениям, лицам и событиям.

 

Религиозная вера исходит из признания реальности сверхъестественных, надприродных, чудесных (нарушающих естественные закономерности), не постигаемых чувствами и разумом событий. Религиозная вера категорически требует обязательного, не допускающего сомнения и критики, принятия догм своей конфессии. Обычно круг подобных догм четко определен (таков, например, «символ веры» в христианстве). Они признаются святынями, неприкасаемыми, особенно оберегаемыми. Священное в религиозной вере — это не просто возвышенное над мирским, профанным. Священное ― это особенно чтимое и обязательно сплавленное со сверхъестественным, сакральным, мистическим, божественным.

 

Религиозная вера непременно связана с признанием чудес, поклонением святыням, Богу и/или божествам. Религиозное поклонение — это не просто выражение глубокого уважения (почтения, пиетета). Оно несравнимо с обычным уважением по отношению к авторитетному человеку, с почтением в отношении ценностей культуры и т.п. Религиозное поклонение ― это сакральное благоговение, выражение мистического преклонения перед священным. Как правило, поклонение Богу сопровождается поклонением и его посредникам, пророкам, благовестникам, посланникам, а также и жрецам, наделенным божественной благодатью (харизмой). Поклонение божествам изливается в форме благочестивого преклонения перед ними, служения им при помощи особых, исповеданиями установленных сакральных действ-ритуалов. В некоторых исповеданиях таких действ довольно много, и они насыщены сложными деталями. В исламе же всего пять важнейших ритуалов («столпов»), довольно несложных по обрядовому исполнению. Религиозная вера и действа-ритуалы составляют органическое единство. Без этого двустороннего единства — веры и поклонения — не может быть религии.

 

Итак, не каждая вера и не любое поклонение образуют религию. Ее отличительный признак (единство веры в сверхъестественное и ритуальное поклонение ему) даже внешне отграничивает религию от похожих на нее светских феноменов. Но религия обладает и глубоким духовным своеобразием, еще более отличающим ее от внешне сходных феноменов. Это своеобразие заключено в ее строении, структуре. Выделим четыре главных компонента религиозной структуры:

 

1. Верования. Специфичные для каждой из религий, они составляют их духовное ядро. Все остальное в них — овеществление этого духовного, идеального начала. Несмотря на своеобразие верований разных религий, в них несложно выделить несомненную схожесть. Едина их мировоззренческая основа и очень близки между собой формы бытования. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах, иногда неопределенно-безличных, но чаще имеющих свое лицо, характер, специфическое назначение.

 

Древнейшие верования еще не знают божеств. Для большинства более поздних верований характерно многобожие (политеизм). Но некоторые, особенно развитые религии, уже отличает единобожие (монотеизм). Бог в них выступает как верховное, над миром возвышающееся существо, как творец и управитель мироздания. Идея Бога (или божеств) составляет само средоточие верований. «Священные книги» считаются божественными по своему происхождению. В них содержатся повествования о Боге (божествах), чудесах, пророчествах, а также те напутствия и указания, которые закрепляются верованиями в качестве догм и канонов.

 

2. Религию также отличает своеобразие поведения и отношений ее приверженцев. Поведение религиозного человека конфессионально, то есть оно отражает те или иные особенности вероисповедных предписаний данной конфессии. Со временем такое поведение становится потребностью и привычкой. Формы данного поведения многообразны: исполнение определенных ритуалов, чтение «священных книг», забота об обеспечении жизнедеятельности и уклада своей общины, выполнение ее поручений, паломничество к «святым местам», приобщение родных и близких к своим верованиям, миссионерство и т.п. В поведении глубоковеруюших нередки проявления особого благочестия, религиозного подвижничества, готовности к испытаниям, лишениям и даже самоотверженности во имя верований.

 

Вероисповедные отношения — это общение, контакты, зависимости и связи с единоверцами, служителями религии, с Церковью и другими ее структурами, с теми или иными лицами и учреждениями как при осуществлении поручений общины, так и по собственной инициативе.

 

3. Верования непосредственно овеществляются в культе. Культ — это и есть разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы-священнодействия, наполняющие как храмовые богослужения, так и «домашнюю» вероисповедную практику. Каждая деталь культа в религии насыщена сакральным содержанием и особым символическим смыслом. Ее точное и строгое осуществление — непременное условие ритуала. Культовая практика не только овеществляет и реализует верования религиозного человека, но и закрепляет, цементирует его веру и связанные с ней потребности, привычки, интересы, представления, взгляды, чувствования.

 

4. Религиозные верования овеществлены не только в поведении, отношениях и культе, но и в религиозных организациях. Религия представляет собой, по выражению социологов, институциональное образование. Иными словами, она обладает особыми институтами, учреждениями и другими организационными структурами, обеспечивающими ее устойчивое функционирование в обществе, в совокупности образующими Церковь, то есть культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и обычно разделенное на духовенство и мирян. Как правило, церкви официально признаны, а в некоторых странах являются даже государственными учреждениями и выполняют некоторые гражданские функции (опека над школами, регистрация браков и др.). Исторически Церковь выросла из института жречества. Духовенство и поныне составляет ядро церквей и, как правило, осуществляет не только культовое, но и организационное руководство их жизнью. Соответственно этому, большинство христианских церквей построены по иерархическому принципу, то есть соподчинения, при котором низшие чины духовенства повинуются высшим. Главенство же сосредоточено в руках наивысшего иерарха (папы, патриарха). В ламаизме (течение буддизма) главой является Далай-лама. Иерархия еще более скрепляет и централизует жизнь Церкви, подчиняя ее низовые звенья (общины, приходы) обязательным установлениям. Иерархий (как организационных структур) нет в мусульманском духовенстве. У некоторых исповеданий (конфессий) общины единоверцев разрознены, нет деления на духовенство и мирян, нет и монашества. Подчас отсутствует четкий устав (канон) организационной жизни, а вместе с тем нет и официального признания. И все же каждая из таких конфессий является Церковью, то есть сознательным объединением приверженцев религии, отправляющих единые верования и культ.

 

3. В современном обществе возникает потребность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов независимо от времени или места их обитания. Прежде всего можно говорить о религии живые и мертвые, первоначальные и родоплеменные, национальные и мировые, религии природные и религии откровения.

 

Разделение религий на мертвые и живые (современные) опирается на историю. Мертвые религии это те, что когда-то существовали, но впоследствии исчезли. Некоторые из них зал и шили после себя память в виде руин святынь, гробниц, других памятников, иногда в виде религиозной литературы, легенд, мифов и тому подобное. Живые религии - это ныне существующие религии, влияющие на сознание и поведение определенных групп людей, а также новые религиозные движения, появившиеся в последние десятилетия.

 

Разделение религий на природные и религии откровения опирается на генетический принцип (принцип происхождения). Под природными религиями имеются в виду те из них, которые возникли стихийно на конкретном общественно-исторической почве в процессе развития первобытных верований и культов. Эти религии появились не в результате деятельности пророков, харизматичных личностей, то есть людей выдающихся духовных качеств, их учение не основывалось на письменных источниках - откровениях или священных писаниях. Совсем иной характер имеют религии откровения. Они связаны с лицом основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких учредителей. Они появлялись на разных территориях и в разных религиях. Среди религий откровения наиболее известные зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об учредителях религии, не имеют в виду, что отдельный человек буквально основала ту или иную религию. Считают, что она сыграла определяющую роль в консолидации уже существующих в данной группе верований и культов.

 

Иные критерии для классификации религий:

 

• количество верующих и их удельный вес в общей численности населения (статистический)

 

ареал распространения (картографический)

 

формы распространения: дискретные, то есть разбросаны по всему миру (иудаизм, кришнаизм), и континуальные, то есть распространены компактно по странам и континентам (христианство, ислам)

 

правовой статус (религии, поддерживаются государством; религии, не поддерживаются государством; религии, к которым государство относится нейтрально)

 

государственный статус (религии, имеющие статус государственных; религии, статус которых не закреплен государственными документами; религии национальных меньшинств)

 

уровень организации (жестко централизованы, не жесткая централизованные, децентрализованные религии).

 

Религии также могут быть:

 

· политеистическими (большой пантеон богов) и монотеистическими (единобожия);

 

· урбанистическими (городскими) и сельскими;

· этнические и региональные (национально-государственные), связанные с существованием какой-либо нации или государства.

 

Таким образом, можно представить следующую классификацию религий:

 

1) ранние (родоплеменные, первобытные) формы религии (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм и т.д.);

 

2) этнические и региональные (национально-государственные религии), часто в пределах определенного государства или в определенных народов (иудаизм, индуизм, зороастризм и т.п.);

 

3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам)

 

4) новые религиозные движения (нетрадиционные религии).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: