Влияние литературных произведений в прозе на создание
Композиторской классической музыки.
1.Традиция "колокольности" в русской музыке
Колокольный звон... Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.
Сегодня ты продолжишь знакомство с музыкальным произведением, которое сохраняет традицию колокольности в русской музыке.
Это произведение ленинградского композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999)
симфония – действо «Перезвоны», которое написано для хора, солистов,
гобоя и группы ударных инструментов.
В основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов известного писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина.
В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:
Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет... Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. Красота ее, ясность ее поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что дает родина - каждому из нас - в дорогу...
А вот что говорил композитор о своем сочинении:
Все написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. Так и выстраивается «действо»: начало и конец - трудная дорога. А в середине - свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда.
Послушай ЗДЕСЬ "Вечернюю музыку" ещё раз и напой мелодию.
Задание 1
Что передаёт «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышны и духовная сосредоточенность, и светлое, молитвенное состояние? Подумай и расскажи о своих впечатлениях (можно написать сочинение).
Стиль композитора
Образы героев Шукшина и Гаврилина воссоздали образ России. Композитор Валерий Гаврилин обращается к народно-песенному искусству – её истокам и традициям. В этом проявляется индивидуальность композитора, его стиль, т.е. музыкальный почерк. Он находит высокую поэзию в любых мотивах окружающей жизни, в том числе и в самых, казалось бы, обыденных. Он мог бы повторить слова И.Бунина: «Не всё ли равно про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле».
Ответь на вопрос: Как ты думаешь, можно ли это высказывание отнести к прозе Василия Шукшина?
Задание 2.
Послушай 1-ю часть симфонии-действа «Весело на душе».Слушать ЗДЕСЬ
Может ты заметишь что- то очень особенное в этой музыке?
Конечно, ты обратил внимание на то, что очень много раз повторяются одни и те же слова «Весело на душе». Какое внутренне напряжение передаётся в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте.
Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.
Сели, поехали,
Силы небесные, глазки твои прелестны, прекрасны...
Весело на душе, слезы соленые, кони дареные, Руки холеные, души палёные...
Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе музыка?
Задание 3
А теперь послушай фрагмент ещё одной части симфонии- действа «Перезвоны», которая называется «Молитва». Слушать ЗДЕСЬ.
Ты обратил внимание, как тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит словно призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы приводит нас к месту действия. (Может быть, в монастырь?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.
Ответь на вопросы:
• Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать?
Вслушайся в декламацию текста чтецом и вдумайся в смысл молитвы.
• Какие приемы использует композитор, создавая музыкальный образ?
(Голос солиста — декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др.)
«Зачем печалишься, душа моя?..»
Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка, — слышен как будто плач: «Злоумышляет грешный против праведного...» На фоне скользящей вниз мелодии, усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, / Всемилостивец, не медли, / Ибо попрал меня человек, / Всякий день, нападая, теснит меня».
Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе эта "Молитва"?
Контраст как основной приём развития произведения
Сопоставляя образное содержания каждой из частей симфонии-действа, можно выявить контраст как основной прием развития произведения в целом и определить средства музыкальной выразительности, подчеркивающие характер каждой части.
Вспомни, плавность, размеренность, распевность «Вечерней музыки» и декламационный характер «Молитвы» на фоне колокольного звона и как бы сочувствующего хорового сопровождения. А какой чёткий ритм мелодии хора «Весело на душе», казалось бы, плясового характера. Всё это создаёт впечатление, будто музыка вступает в противоречие с содержанием текста. А это и есть не только развитие музыки, но и развитие драматургии литературного произведения.
Глядя на картину И. Шишкина «Полдень" выражена любовь художника к Родине, к красоте и богатству Русской земли. Картина также основана на контрасте. Пространство, уходящее ввысь, вширь и вглубь, захватывает своей бесконечностью. Небо, занимающее больше двух третей картины, рождает ощущение бескрайнего воздушного простора. Поле, лес на холме, дорога, скорее всего ведущая к храму, который виден вдали, все говорит о единстве человека и природы, величии и целостности мироздания.