Вещество - наиболее хорошо изученный ресурс, который в основном представлен таблицей Д.И. Менделеева. Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.
Энергия - не полностью изученный тип ресурсов, например, мы не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.
Информация - мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума). Сейчас этим понятием мы обозначаем некоторые сообщения.
Человек - выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом общества, рассматривается как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе, которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества, его надстройки, применяется как мера упорядоченности ресурсов. Организация системы связана с наличием некоторых причинно-следственных связей в этой системе. Организация системы может иметь различные формы, например, биологическую, информационную, экологическую, экономическую, социальную, временную, пространственную, и она определяется причинно-следственными связями в материи и социуме.
Пространство - мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде.
Время - мера обратимости (необратимости) материи, событий.
Пример. Рассмотрим простую задачу - пойти утром на занятия. Эта задача имеет все аспекты:
· материальный, физический аспект - студенту необходимо переместить некоторую массу, например, учебников и тетрадей на нужное расстояние;
· энергетический аспект - студенту необходимо иметь и затратить конкретное количество энергии на перемещение;
· информационный аспект - необходима информация о маршруте движения и месторасположении вуза и ее нужно обрабатывать по пути своего движения;
· человеческий аспект - перемещение, в частности, передвижение на автобусе невозможно без человека, например, без водителя автобуса;
· организационный аспект - необходимы подходящие транспортные сети и маршруты, остановки и т.д.;
· пространственный аспект - перемещение на определенное расстояние;
· временной аспект - на данное перемещение будет затрачено время (за которое произойдут соответствующие необратимые изменения в среде, в отношениях, в связях).
Различают предметное мышление и системное мышление.
Предметное мышление - это метод, с помощью которого можно целенаправленно выявить, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду частных и общих событий и явлений.
Системное мышление - это метод, с помощью которого можно целенаправленно выявить, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений. При системном мышлении совокупность событий, явлений исследуется как целое, как одно организованное по общим правилам событие, явление, поведение которого можно прогнозировать без выяснения не только поведения составляющих элементов, но и качества и количества их самих. Пока не будет понятно, как функционирует или развивается система как целое, никакие знания о ее частях, не дадут полной картины этого развития.
В соответствии с принципом системного подхода, каждая система влияет на другую систему. Весь окружающий мир - взаимодействующие системы. Цель системного анализа - выяснить эти взаимодействия, их потенциал и "направить их на службу человека".
Необходимые атрибуты системного анализа как научного знания:
· наличие предметной сферы - системы и системные процедуры;
· выявление, систематизация, описание общих свойств и атрибутов систем;
· выявление и описание закономерностей и инвариантов (нечто неизменяемое) в этих системах;
· актуализация закономерностей для изучения систем, их поведения и связей с окружающей средой;
· накопление, хранение, актуализация знаний о системах (коммуникативная функция).
Системный анализ базируется на ряде общих принципов, среди которых:
· принцип дедуктивной последовательности - последовательного рассмотрения системы по этапам: от окружения и связей с целым до связей частей целого;
· принцип интегрированного рассмотрения - каждая система должна быть неразъемная как целое даже при рассмотрении лишь отдельных подсистем системы;
· принцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы;
· принцип бесконфликтности - отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих к конфликту целей целого и части.
Процесс познания структурирует системы, окружающий нас мир. Все, что не познано в данный момент времени, образует "хаос в системе", который, будучи необъясним в рамках рассматриваемой теории, заставляет искать новые структуры, новую информацию, новые формы представления и описания знаний, приводит к появлению новых ветвей знания; этот хаос также дает стимул и для развития умений и навыков исследователя.