Гипер- или гипоопёка?
Чтобы выяснить, какой стратегии воспитания следует придерживаться - гиперопеки или гипоопеки, необходимо пояснить, что гиперопека – это повышенная опекаемость ребёнка, а гипоопека – пониженная опекаемость ребёнка. Естественно, вспоминая, такие медицинские диагнозы, как гипер- или гипотония, гипер- или гипотонус мышц, гипер- или гиподинамический синдром, мы все с уверенностью можем утверждать, что хороша, как всегда, «золотая середина». Но, как её достичь, и как определить, действительно ли мы не перегибаем палку в воспитании собственных детей.
Гиперопека: растим «Мимозу».
Размышляя о гиперопеке, в памяти сразу всплывают строчки из стихотворения Сергея Михалкова «Про мимозу».
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трёх подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки
Кипячёною водой?
˂…˃
Он растёт, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
Ребёнок-мимоза чувствует себя, в буквальном смысле слова, задушенным родительской заботой. Не остаётся сил сопротивляться, проявлять индивидуальность, решительность, самостоятельность. Единственное желание гиперопекаемого, избавиться от мучений «удушья»; следствием этого непреодолимого желания являются - покорность, инфантильность, ведомость, потеря личностной идентичности.
Как вырастить Мимозу (антисоветы).
-пресекайте любые попытки ребёнка сделать что-либо самостоятельно;
-постоянно напоминайте ему о том, что мама с папой лучше знают, что он хочет и может;
-не позволяйте допускать досадных ошибок ребёнку, получающему новый опыт в своём развитии, выполняйте всю работу за него сами, он всё равно «Сам ничего не может, и не умеет»;
-контролируйте каждый шаг своего чада; если чувствуете, что действия ребёнка выходят из-под вашего контроля, удвойте, а ещё лучше утройте внешний родительский контроль, исключив все помехи, на пути к самостоятельности;
-приносите в жертвы личные потребности и желания, помните, что вся ваша жизнь должна быть посвящена ребёнку.
Гипоопека: растим «Гавроша».
...Там, в убогой лачуге, жила семья весёлого мальчугана. Он приходил, видел вокруг горе и нищету, но что всего печальнее – он не видел здесь ни одной приветливой улыбки; холоден был пустой очаг, и холодны были сердца. Когда он появлялся, его спрашивали: «Откуда ты?» Он отвечал: «С улицы». Когда он уходил, его спрашивали: «Куда ты?» – «На улицу», – отвечал он. А мать кричала ему вслед: «И что тебе здесь было нужно?» Мальчик жил, не видя любви и заботы, точно бесцветная травка, которая растёт в погребах. Он не страдал от этого и никого не винил...
(Отрывок из романа В.Гюго «Отверженные»).
Диаметрально противоположной является среда воспитания ребёнка-Гавроша (гипоопекаемого ребёнка). Как правило, гипоопекаемые предоставлены сами себе с самого раннего возраста, их воспитанием никто не занимается; с детства им закладывается чёткая установка «Хочешь жить, позаботься о себе сам!» Доминантными чувствами детей-Гаврошей – являются брошенность и недолюбленность. «Гавроши» везде ищут любви и признания, и если её не находят (а чаще всего, вследствие, низкой самооценки не находят), то получают псевдолюбовь и псевдопризнание силой, не останавливаясь не перед чем. Характерными личностными качествами гипоопекамых детей являются – жестокость, агрессивность, заниженная самооценка с последующей гиперкомпенсацией, девиантные формы поведения (воровство, хулиганство, бродяжничество и пр.)
Как вырастить Гавроша (антисоветы).
-не занимайтесь ребёнком, пусть он сам находит себе занятия по душе;
-постоянно напоминайте ему о том, что ему здесь не рады, и вообще было бы лучше, если бы он не родился;
-не обнимайте и не хвалите, чтобы не испортить;
-дайте чётко понять, что в жизни он может надеяться и рассчитывать только на себя;
-не помогайте, пусть всё делает сам, «растёт самостоятельным»;
-напоминайте, что вы слишком заняты, у вас нет времени на его «глупости»;
-помните о том, что главное в вашей жизни – это вы сами, а для ребёнка вы и так сделали слишком много, например, подарили ему жизнь.
Растим «Человека».
Да, я не ошиблась, именно Человека с большой буквы, Личность, с потребностями в саморазвитии и самоуважении. И у истоков развития этой личности, стоим мы с вами, педагоги и родители. Никогда дети-мимозы и дети-Гавроши не станут счастливыми, если мы сегодня, не пересмотрим принципы и методы своего воспитания. Одним из основных факторов неосознанного воспитания является то, что у детей не формируется элементарная, одна из самых низших потребностей, потребность в безопасности. И гиперопекаемый и гипоопекаемый ребёнок не могут чувствовать себя в безопасности, находясь в той среде, которая для них создана. В первом случае, родители просто не дают потребности полноценно сформироваться, в силу того, что родитель делает всё за ребёнка сам. А во втором случае, потребность не формируется в принципе, по той простой причине, что гарантом безопасности является родитель, а в случае родителя с попустительским стилем воспитания, с ним самим находиться рядом ребёнку небезопасно.
Как вырастить Человека (рекомендации).
-никогда, ни при каких обстоятельствах не следуйте антисоветам, которые были даны выше;
-предъявляйте по отношению к ребёнку требования, адекватные его возрасту и возможностям;
-помните о том, что каждый ребёнок нуждается в любви, ласке и заботе, но ровно настолько, насколько маленький человечек и здравый смысл позволяют проявлять заботу о себе - не переусердствуйте с заботой, доверяйте своей интуиции в вопросах воспитания, но и не забывайте интересоваться у малыша комфортно он чувствует себя в данной ситуации, или не очень;
-передавая какой-либо опыт ребёнку, не забывайте о том, что любую деятельность интереснее и эффективнее делать вместе;
-в течение дня выделяйте время на совместное времяпровождение и время на себя, когда и вы, и ребёнок может заняться своими личными делами;
-уважайте потребности и желания своих детей!
Материал подготовлен педагогом-психологом
Детского сада №125 ОАО «РЖД»
Марьинских Евгенией Маратовной