Вентиляция исключительно важное и эффективное средство охраны здоровья и профилактики заболеваний. Воздух помещений постоянно загрязняется выдыхаемым человеком углекислым газом, продуктами разложения пота, сальных желез, органических веществ содержащихся в одежде и обуви. Эти летучие продукты получили названия антропотоксины. Они-то и оказывают самое неблагоприятное влияние на организм. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, появляется сонливость, и апатия и тошнота (вплоть до рвоты), иногда случаются обмороки. Вот почему так важно следить за химическим составом воздуха помещения.
Все вентиляционные отверстия в помещении должны действовать (форточки, фрамуги). Определили общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитали по формуле коэффициент аэрации (провериваемости).
Коэффициент аэрации вычисляем по формуле: КА=П/п/п
КА - коэффициент аэрации, П – площадь вентиляционных отверстий, п/п – площадь пола.
Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола при условии, что учитываемые вентиляционные отверстия должны открываться не реже, чем один раз на 10-15 минут. (Таблица 3.)
Таблица 3. Результаты вычислений коэффициента аэрации
№ кабинета | Площадь вентиляционных отверстий (П), м2 | Площадь пола (п/п), м2 | Коэффициент аэрации (КА) |
2,88 | 51,6 | 0,055 | |
3,84 | 67,9 | 0,056 | |
2,88 | 52,0 | 0,055 | |
2,88 | 52,2 | 0,055 | |
1,92 | 34,3 | 0,055 | |
2,88 | 50,9 | 0,056 | |
2,88 | 51,8 | 0,055 | |
2,88 | 53,5 | 0,053 |
Мы предлагаем проветривать помещение 4 раза за период обучения (6 уроков) по 5 минут (после 2,3,4,5 уроков), тогда учащиеся будут меньше болеть и их работоспособность не понизится в течение учебного дня.
Вывод: Частота проветривания соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
2.5. Определение освещенности помещения.
Естественная освещенность. Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает условия, необходимые для нормального роста и развития детей и подростков. Световой режим нельзя рассматривать в отрыве от охраны зрения. В школах должно быть обеспечено естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности детей, предупреждения быстрого утомления глаз и расстройств зрения.
Искусственная освещенность. (ИО) может осуществляться люминесцентными лампами и лампами накаливания.Системаискусственного освещениядолжна обеспечивать достаточное и равномерное освещение помещения класса в соответствии с современными требованиями. Классная доска должна быть оборудована дополнительными светильниками.
1. Определение естественного освещения
Освещенность вычисляется по формуле: СА=П\о\п\п
где СА –световой коэффициент,
П\о – площадь окон помещений,
п\п – площадь пола
Площадь остеклённой части окон на 10% меньше площади окон из-за наличия оконных переплётов.
По санитарно-гигиеническим нормам световой коэффициент для учебного помещения должен быть равен 1/4 -1/6. Большая величина-1/3-1/2 нежелательна, так как это будет способствовать перегреву или переохлаждению помещения. Если же световой коэффициент равен 1/7, то такое освещение следует считать недостаточным. (Таблица 4.)
Таблица 4. Результаты определения естественного освещения
№ кабинета | Площадь окон помещений, м2 | Площадь пола (п/п), м2 | Световой коэффициент (СА) |
13,8 | 51,6 | 0,26 | |
18,4 | 67,9 | 0,27 | |
13,8 | 52,0 | 0,26 | |
13,8 | 52,2 | 0,26 | |
9,2 | 34,3 | 0,26 | |
13,8 | 50,9 | 0,27 | |
13,8 | 51,8 | 0,26 | |
13,8 | 53,5 | 0,25 |
2. Искусственное освещение вычисляется по формуле: КИО=М*Н/п/п
Где КИО – коэффициент искусственного освещения помещения,
М- мощность лампы в ваттах,
Н – количество ламп.
п\п – площадь пола
По санитарно-гигиеническим нормам на должно быть не менее 48 ватт. При люминесцентном освещении на 50 м2 площади должно быть не менее 12 действующих люминесцентных светильников. А светодиодных (Таблица 5.)
Таблица 5. Результаты определения искусственного освещения
№ кабинета | Мощность лампы, вт | Количество ламп | Площадь пола (п/п), м2 | Коэффициент искусственного освещения |
51,6 | 18,6 | |||
67,9 | 14,3 | |||
52,0 | 18,5 | |||
52,2 | 18,5 | |||
34,3 | 14,0 | |||
50,9 | 18,9 | |||
51,8 | 8,3 | |||
53,5 | 15,0 |
Вывод: световой коэффициент и коэффициент искусственного освещения соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Освещенность помещения зависит от числа окон, их величины и конфигурации. Чем больше остекленная поверхность окон, тем больше света проникает в помещение. Но увеличение размеров окон ведет к снижению теплоустойчивости здания и потому не может быть беспредельным. Размещение на подоконниках цветов, завешивание окон шторами снижает освещенность помещения. Загрязненные стекла также поглощают до 30-40% световых лучей, поэтому нужно следить за чистотой и качеством стекол, осуществлять мытье окон, не только перед началом учебного года и весной, но во время зимних каникул. На протяжении учебного года естественное освещение в течение большей части суток является недостаточным. Недостаток света восполняется искусственным освещением, к которому предъявляются следующие гигиенические требования: оно должно быть достаточным по силе, равномерным, не должно давать прямой и отраженной блескости.
Заключение