Работа компрессора сопровождается шумом определенной тональности. С переходом компрессора с рабочего (под нагрузкой) на холостой ход уровень шума незначительно меняется. Во время работы компрессора посторонний шум или стуки показывают, что в компрессоре появился дефект.
При работе компрессора периодически:
ü проверять на слух, не слышны ли в компрессоре повышенный шум или стуки;
ü по манометру, установленному на компрессоре, контролировать давление масла;
ü контролировать не выбрасывает ли компрессор масло через сапун.
Примечание. При обнаружении дефекта во время работы необходимо его устранить после остановки компрессора.
Возможные неисправности и способы их устранения
3.4.1 Возможные неисправности и способы их устранения приведены в таблице 5
Таблица 5 Возможные неисправности и способы их устранения | |||
№ п/п | Неисправность | Вероятная причина | Способ устранения |
Снижение производительности | Пропуск воздуха поршневыми кольцами | Заменить кольца | |
Загрязнение воздушного фильтра | Заменить фильтрующий элемент | ||
Пропуск воздуха клапанами | Устранить утечку через клапаны или между клапанами и коробкой | ||
Перегрев компрессора (температура воздуха более 190 0С) | Разрушен клапан 1-й или 2-й ступени | Заменить вышедшие из строя пластины или пружины | |
Загрязнение теплообменника | Промыть или прочистить трубки теплообменника | ||
Срабатывает предохранительный клапан | Неплотность всасывающего клапана ЦВД | Устранить неплотность | |
Превышение давления в системе | Не допускается |
Окончание табл 5 | |||
№ п/п | Неисправность | Вероятная причина | Способ устранения |
Снижение давления масла | Утечка масла через редукционный клапан маслонасоса | Устранить утечку | |
Увеличение зазоров трущихся деталей | Сменить изношенные детали | ||
Подсос воздуха в трубопроводе перед маслонасосом | Устранить подсос | ||
Повышенный выброс масла в нагнетательный трубопровод или через сапун | Износ поршневых колец | Заменить кольца | |
Высокий уровень масла в корпусе | Снизить уровень масла до нормального | ||
Замки поршневых колец находятся в одной плоскости | Развести замки колец на 120 0 относительно друг к другу | ||
Ненормальный стук в компрессоре (немедленно остановить) | Выработан или выплавлен баббит шатунных подшипников (недостаток смазки, грязь в масле) | Компрессор отправить в ремонт | |
Попадание в цилиндр постороннего предмета | Вскрыть цилиндры и удалить посторонний предмет, произвести ревизию | ||
Ослабла гайка шатунного болта или обрыв шатуна | Вскрыть компрессор, подтянуть и перестопорить гайку. При необходимости заменить болт и гайку | ||
Изношены втулки верхней головки шатуна | Разобрать компрессор и сменить втулки | ||
Недостаточная смазка компрессора или сильный перегрев его, вызвавший задир поршня | Снять и очистить поршни и зеркало цилиндра от нагара | ||
Наличие большого нагара на цилиндре | Проверить посадку поршневых колец в канавках | ||
Вибрация компрессора | Изношены резиновые кольца или ослаблены крепления пальцев соединительной муфты | Проверить соединительную муфту, заменить кольца, закрепить пальцы, проверить центровку полумуфт | |
Повышенный износ коренных подшипников коленчатого вала и сопрягаемых деталей | Требуется ремонт | ||
Нарушена центровка двигателя с компрессором | Проверить центровку, устранить перекосы |
Основные правила разборки и сборки
Разборка компрессора
Разборку компрессора следует производить при ремонте только после слива масла в такой последовательности:
@ демонтировать трубопровод к масляному насосу, узел манометра, масляный насос, сапун, воздушный фильтр, всасывающий и нагнетательный коллекторы, теплообменники, клапанные коробки, вентилятор, крышки боковых люков на корпусе компрессора, цилиндры;
@ снять шатуны с поршнями, для чего необходимо снять крышки с нижних головок шатунов с вкладышами;
@ снять переднюю крышку корпуса, поставив предварительно корпус на заднюю стенку носком коленчатого вала вверх;
@ извлечь коленчатый вал вместе с подшипниками с помощью подъемного приспособления.
Примечание. При демонтаже и монтаже коленчатого вала во избежание нарушения геометрии и повреждения его рабочих поверхностей не допускается приложение ударных нагрузок, а также использование случайного слесарного инструмента или других подручных средств, не предназначенных для указанных выше целей.
@ снять масляный фильтр;
@ произвести разборку снятых узлов.
Сборка компрессора
Сборку компрессора производить в обратной последовательности:
@ перед сборкой детали промыть, просушить и осмотреть; непригодные – заменить. Проверить чистоту всех масляных каналов. При сборке трущиеся поверхности деталей смазать применяемым для смазки компрессора маслом. Установка деталей на компрессор производится после сборки в узлы;
@ коленчатый вал установить в корпусе компрессора после напрессовки на него шарикоподшипников, которые для облегчения монтажа на вал предварительно нагревают в масле до температуры 100-120 0С. Вал опускается в корпус в вертикальном положении;
@ установить переднюю крышку корпуса с запрессованной в нее манжетой, подложив под крышку прокладку. При установке крышки между наружной обоймой заднего подшипника и фланцем маслонасоса должен быть обеспечен осевой зазор не менее 0,9мм. Поставить компрессор на лапы;
@ при замене вкладышей шатунов новыми их необходимо проверить на прилегание к шейке коленчатого вала. Сопряжение считается нормальным, если при проверке по краске прилегание вкладышей к шейке вала равномерное на площади не менее 75 0/0 и проворачивание шатуна на шейке вала происходит при незначительном приложенном усилии. При установке вкладышей обратить внимание на правильность установки крышки головки шатуна;
@ шатуны 1-го ряда (со стороны привода компрессора) устанавливаются так, чтобы смещение стержней относительно оси нижней головки было направлено в сторону привода компрессора, остальные ряды – в сторону маслонасоса компрессора. На ПК-1,75А смещение стержней относительно головки было направлено в сторону маслонасоса компрессора;
@ при сборке поршней замки всех поршневых колец должны быть смещены относительно друг друга на 120 0. Все кольца должны перемещаться в ручьях без заеданий. При установке цилиндров кольца необходимо сжать;
@ при установке вентилятора 15 (рис 1, 2, 3) натяжение ремня должно быть таким, чтобы при усилии Р (рис 10) равном 1,5кгс стрела прогиба У была: для нового ремня 6 - 8мм, для бывшего в работе –
8-10мм.
Таблица 6 Нормы допусков и износа основных деталей компрессора | ||||
№ п/п | Наименование размеров деталей | Чертежный размер, мм | Браковочный размер для эксплуатации, более мм | |
Диаметральный зазор между рабочей поверхностью цилиндра и поршнем | низкого давления | 0,168-0,27 | 0,5 | |
высокого давления | 0,042-0,102 | 0,4 |
Окончание табл 6 | ||||||
№ п/п | Наименование размеров деталей | Чертежный размер, мм | Браковочный размер для эксплуатации, более мм | |||
Овальность рабочей поверхности цилиндров | низкого давления | 0,000-0,021 | 0,12 | |||
высокого давления | 0,000-0,015 | 0,1 | ||||
Конусность рабочей поверхности цилиндров | низкого давления | 0,000-0,021 | 0,12 | |||
высокого давления | 0,000-0,015 | 0,1 | ||||
Диаметральный зазор между поршневым пальцем и отверстием в бобышке поршня | -0,010 - + 0,015 | 0,03 | ||||
Зазор по высоте между кольцом и ручьем поршня (по щупу) | низкого давления | компрессионных | 0,03-0,066 | 0,12 | ||
маслосъемных | 0,03-0,07 | |||||
высокого давления | компрессионных | 0,020-0,048 | ||||
маслосъемных | 0,030-0,066 | |||||
Зазор в замке поршневого кольца в рабочем состоянии | низкого давления | 0,4-0,7 | 1,5 | |||
высокого давления | 0,3-0,5 | 1,0 | ||||
Диаметральный зазор в шатунном подшипнике | 0,025-0,063 | 0,3 | ||||
Зазор в подшипнике верхней головки шатуна | -0,003 - +0,017 | 0,05 | ||||
Овальность и конусность шатунной шейки вала компрессора | 0,000-0,013 | 0,05 | ||||
Примечание. 1 В графе «Чертежный размер» приведены конструктивные величины размеров, служащие для изготовления деталей и определяющие максимальную и минимальную границы размеров, при выполнении которых детали считаются годными для эксплуатации.
2 В графе «Браковочный размер для эксплуатации» приведены размеры, при наличии которых деталь следует изъять из эксплуатации, отремонтировать ее или заменить новой. Если при наличии браковочного размера деталь оставлена в эксплуатации, то это может отрицательно сказаться на работе компрессора или привести к аварии.