Безопасность маневровых работ на железнодорожном транспорте.




Цели и задачи

1.1. Настоящий стандарт является нормативным документом, определяющим основные требования по обеспечению безопасных условий труда для работников, связанных с работой железнодорожного транспорта.

1.2 Настоящий стандарт описывает процедуру безопасного проведения маневровых работ на железнодорожном транспорте, путевых и других работ на железной дороге, и обязателен для выполнения всеми работниками предприятии УД и сторонних подрядных организаций, выполняющих работы на предприятиях УД.

 

Область применения

2.1. СТП применяется на всех предприятиях УД АО «АМТ», где требуется его применение.

2.2. Стандарт не отменяет другие требования необходимые для безопасного выполнения работ связанных с железнодорожным транспортом на предприятиях УД АО «АМТ»

2.3. СТП дополняет существующие процедуры, применяемые на производственных площадках и предприятиях УД.

 

Нормативные ссылки

3.1. Правила безопасности в угольных шахтах. ПОТ РК 0-028-99.

3.2. Общие правила промышленной безопасности.

3.3. СТ РК OHSAS 18001:2008 Систем менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопас

ности труда

3.4. Инструкция о порядке обслуживания подъездных путей предприятий УД.

3.5. ПТЭ железных дорог РК, 2006г.

3.6. Инструкция по движению маневровой работы на ж/д путях РК

3.7. Закон о железнодорожном транспорте

3.8. Глобальный стандарт АрселорМиттал «Оценка рисков»

3.9. Глобальный стандарт АрселорМиттал «Безопасность на железнодорожном транспорте»

Термины и определения

 

4.1. Локомотив - э лектровозы, тяговые агрегаты, тепловозы, мотовозы

4.2. Поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющий установленные сигналы.Локомотивы без вагонов и другие самодвижущиеся единицы на железнодорожном ходу несъёмного типа, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд

4.3. Подвижной состав - локомотивы, вагоны, самодвижущиеся единицы на железнодорожном ходу, специальный подвижной состав

4.4. Маневровый состав - группа вагонов, сцепленных между собой и локомотивом, производящим манёвры

4.5. Самодвижущиеся единицы на железнодорожном ходу - самоходные путевые машины, дрезины, краны на железнодорожном ходу

4.6. Съемные подвижные единицы - съемные дрезины, путевые вагончики, ремонтные вышки на электрифицированных участках, путевые, измерительные, дефектоскопные и другие тележки и подвижные единицы, которые могут быть сняты с пути вручную обслуживающими их работниками

4.7. Локомотивная бригада - работники, назначаемые для управления и обслуживания поездных или маневровых локомотивов

4.8. Манёвры - передвижения подвижного состава, связанные с расформированием и формированием поездов, выполнением операций по обслуживанию производственных цехов и участков и других операций

4.9. Руководитель манёвров - работник, непосредственно руководящий действиями всех лиц, участвующих в манёврах, без указания которого машинист локомотива, производящего манёвры, не имеет права приводить локомотив в движение

4.10. Негабаритное место - место, где не соблюдены требования габарита приближения строений

4.11. Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств.

Исключение могут составлять лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления и др.)

4.12. Габарит подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться как гружёный, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути

4.13. Габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути

4.14. Сигнал - условный знак, при помощи которого подаётся определённый приказ или указание. Сигналы могут быть видимыми или звуковыми.

4.15. Сигнальный знак - условный видимый знак, при помощи которого подаётся приказ или указание определённой категории работников. К сигнальным знакам относятся предельные столбики, знаки, указывающиеграницы станции, подачи свистка, отключения и включения тока и др.

4.16. Въездная сигнализация - сигнализация, применяемая для разрешения въезда и выезда подвижного состава в производственное помещение.

4.17. Технологическая сигнализация - сигнализация, применяемая для разрешения подачи вагонов к устройствам восстановления сыпучести грузов, на вагоноопрокидыватели, приёмные бункера, весы и др., а также управления процессом подачи вагонов и точной их установки в требуемом месте

4.18. Двусторонняя парковая связь - устройства для передачи указаний по движению поездов, маневровой работе, осмотру вагонов и других операций машинистам локомотивов, составителям, дежурным стрелочного поста, работникам пути, пунктов технического обслуживания и др.

4.20. Станция - раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приёму, отправлению, скрещению и обгону поездов, обслуживанию производственных цехов и участков, а также маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.

4.21. Переезд - место пересечения железнодорожного пути в одном уровне автомобильными дорогами или дорогами другого назначения.

Общие положения

 

5.1. Для обеспечения безопасных условий труда на железнодорожном транспорте и железной

дороге предприятиям необходимо:

· провести оценку риска для определения рисков и опасностей связанных с работой железнодорожного транспорта (сцепка расцепка вагонов, средства индивидуальной защиты и т.д.);

· разработать реестры железнодорожных переездов и переходов на территории предприятия;

· на основании оценки риска разработать реестры негабаритных мест;

· разработать реестр с учётом железнодорожных путей, стрелочных остряков, сигнальных устройств и подвижных составов.

· на регулярной основе проводить проверки технического обслуживания железнодорожных путей, стрелочных остряков, сигнальных устройств и подвижных составов. Каждый работник должен быть ознакомлен с перечнем негабаритных мест.

· перед началом движения локомотива подавать звуковой сигнал с локомотива. Головные прожектора локомотива и освещение кабины во время стоянки локомотива должны быть включены в любое время суток.

5.2. На предприятии эксплуатирующим железнодорожный транспорт, должен быть составлен реестр безопасных максимальных скоростей с разбивкой по участкам, характеру выполняемой работы и перемещаемого груза.

5.3. Для предотвращения травмирования персонала, обслуживающего ж/д оборудование, место должно быть оборудовано поручнями, лестницами и другими приспособлениями, отвечающими требованиям техники безопасности.

5.4. Меры безопасности, предотвращающие наезд подвижного состава на людей, находящихся в опасной зоне – на путях:

· организация работ во время технологических «окон»;

· организация работ на закрытых для движения путях;

· организация безопасных зон (укрытий, широких междупутий, мест для отдыха);

· организация безопасных пересечений (пешеходных мостов, переходов с цветовой сигнализацией);

· организация безопасных маршрутов на всех промышленных площадках;

· использование средств сигнализации и оповещение людей;

· ограждение мест производства работ запрещающими сигналами;

· применение сигнальной спец. одежды.

5.5. Руководители предприятий, обслуживаемых железнодорожным транспортом должны обеспечить на своих участках безопасность работы железнодорожного транспорта и безопасное выполнение ремонтных работ на железнодорожных путях, сооружениях, устройствах и механизмах, связанных с железнодорожным транспортом.

5.6. Руководители предприятий, связанные с работой железнодорожного транспорта, должны обеспечить наличие предупредительных плакатов, знаков безопасности, а также наличие и работоспособность звуковой и световой сигнализации оборудования, механизмов и в других опасных местах, где возможно травмирование трудящихся. Предупредительные плакаты и знаки безопасности должны периодически обновляться.

5.7. Участки постоянной негабаритности должны окрашиваться в сигнальные цвета и иметь специальные предупредительные надписи, освещаться в темное время суток и при плохой видимости.

5.8. Руководитель предприятия, в ведении которого находится участок железной дороги с негабаритными местами, должен обеспечить наличие предупредительных надписей, а также принять меры по ограждению негабаритов.

5.9. Подразделение КПТУ выполняющее путевые работы должно: содержать в исправном состоянии настилы, рельсовые цепи (изолирующие стыки, рельсовые соединители), ограждающие столбики, подъезды к переездам общего пользования и другие путевые обустройства в пределах зоны обслуживания по автомобильной дороге между дорожными знаками «Однопутная железная дорога»; изготавливать брусья автоматических и электрических шлагбаумов регулируемых, охраняемых переездов и доставлять их к месту установки; изготавливать и заменять механизированные и запасные шлагбаумы, следить за исправностью освещения и сигнальных фонарей механических шлагбаумов переездов общего пользования, очищать переезды общего пользования от снега и мусора.

5.10. Места прохода людей через железнодорожные пути определяются при разработке схем пешеходного движения по территории предприятия. Места пересечения людских потоков с железнодорожными путями на предприятиях УД должны согласовываться КПТУ. При ходьбе обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на путях;

5.11. При выходе на путь из-за подвижного состава, из зданий, расположенных рядом с путями или на междупутье, предварительно убедиться в отсутствии движущегося по этому пути подвижного состава;

5.12. Переходить пути под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава, не становиться на рельс между рамным рельсом и остряком, в желоба на стрелочном переводе и на концы ж\б шпал;

5.13. Установка и содержание дорожных знаков, содержание и ремонт земляного полотна, проезжей части, ограждающих столбиков и других обустройств автомобильной дороги за пределами габаритных ворот, а там, где их нет, за пределами знаков «Однопутная железная дорога» или за шлагбаумами в сторону от железнодорожного пути осуществляются в соответствии с инструкцией по эксплуатацией железнодорожных переездовТУ.я с иятиях УД жном транспорте подъездных путей предприятий УД..

5.14. Места перехода через пути должны быть освещены и оборудованы настилами на уровне верха головок рельсов.

5.15. Выходы из зданий, сооружений и других помещений, расположенных вблизи железнодорожных путей, должны быть устроены параллельно железнодорожным путям. Если такие выходы устроены в направление к железнодорожным путям, то должны быть установлены ограждающие барьеры. Прямые выходы в сторону железнодорожного пути, расположенные на расстоянии от 3 до 8м от пути, должны ограждаться барьером длиной 3 - 5м и высотой 1м.

Такие барьеры должны устанавливаться также в местах выхода на железнодорожные пути из-за зданий и сооружений, препятствующих нормальной видимости приближающегося подвижного состава.

5.16. Обходить вагоны или локомотив, стоящий на путях, необходимо на расстоянии не ближе 5м. Запрещается проходить между вагонами, если расстояние между ними менее 10м.

5.17. Хождение по железнодорожным путям запрещается.

5.18. Допускается нахождение лиц, связанных с работой железнодорожного транспорта на путях или вблизи них, при условии выполнения своих служебных обязанностей. При этом необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

· проход к месту работы и с работы должен осуществляться по обочине земляного полотна или в стороне от пути, на двухпутной линии необходимо следовать навстречу движения поезда;

· переходить пути следует под прямым углом, предварительно убедившись в том, что на пересекаемых путях нет приближающегося подвижного состава;

· при переходе через пути запрещается наступать на рельсы, становиться между рамными рельсами и остряками или в желоба крестовины стрелочного перевода;

· не подходить ближе 2м к крайнему рельсу при движении подвижного состава, ближе 5 метров при движении думпкарной вертушки, ближе 10 метров при движении снегоочистителя и ближе 2,5м при движении вагонов с негабаритными грузами.

5.19. Все категории работников, связанные с работой железнодорожного транспорта должны выполнять требования настоящего стандарта, «Правил безопасности на железнодорожном транспорте РК» и других нормативных актов по охране труда, распространяющихся на их трудовую деятельность.

Процедура обучения работников, проведения инструктажей, проверки знаний по вопросам охраны труда регламентирована Трудовым кодексом РК, Приказом министра министерства транспорта и коммуникаций РК.

5.20. Запрещается допускать к работе с железнодорожным транспортом лиц, не обученных и не проинструктированных в установленном порядке.

5.21. Запрещается переходить или перебегать железнодорожные пути впереди движущегося состава.

Контроль содержания оборудования ж/д переездов, дорожных знаков, состояние освещения, очистка переездов и стрелочных переводов возлагается на структурные подразделения КПТУ.

5.22. Контроль доступа на ж/д участок возлагается на предприятие работающее на ж/д путях.

5.23. Все маневровые работы по путям производятся составителем поездов КПТУ, только с включенными и опробованными автотормозами подвижного состава.

Установку и уборку тормозных башмаков производит составитель поездов КПТУ.

5.24. Местонахождение ж/д знаков определяется согласно разработанного реестра опасных мест в результате проведенной оценки риска.

5.25. Работы, которые выполняются производственными или ремонтно-строительными цехами предприятия или другими организациями в зоне устройств и сооружений железнодорожного транспорта, должны предварительно согласовываться с руководством КПТУ.

5.26. При выполнении особо опасных видов работ: строительных, ремонтных и других работ в местах пересечения железнодорожных путей с линиями электропередачи, газопроводами, водопроводами и другими наземными и подземными устройствами, вблизи действующих мостовых и козловых кранов, складов горюче-смазочных материалов и т.д., необходимо оформить наряд-допуск на производство работ повышенной опасности.

5.27. Все железнодорожные пути и сооружения должны своевременно очищаться от производственных отходов, мусора и снега в установленном порядке.

5.28. Путепроводы, пешеходные мосты, трубопроводы, галереи и другие сооружения, расположенные над железнодорожными путями, должны очищаться от наледей и снега персоналом структурных подразделений, в ведении которых они находятся.

Производство работ по очистке путепроводов, пешеходных мостов, трубопроводов, галерей и других сооружений должно производиться по согласованию с КПТУ, в ведении которого находится участок железной дороги.

5.29. Руководители предприятий УД должны организовывать периодический осмотр, освидетельствование и ремонт машин, механизмов и другого оборудования, применяемого в процессе работы на железнодорожном транспорте и обеспечить его исправное состояние.

5.30. Устройства для управления машинами и механизмами железнодорожного транспорта должны исключить возможность случайного их включения и отключения посторонними лицами, как в рабочее, так и в нерабочее время.

5.31. В районах проведения маневров, а также в местах закрепления вагонов, в подразделениях предприятия, обслуживаемых железнодорожными перевозками, должны быть установлены ящики или стеллажи для хранения тормозных башмаков. Тормозные башмаки должны иметь окраску и клеймо, в соответствии с установленными требованиями. Пользоваться неисправными тормозными башмаками запрещается.

 

Безопасность маневровых работ на железнодорожном транспорте.

 

6.1 Поездная и маневровая работа выполняется локомотивно-составительскими бригадами.

6.2 При переводе на работу в другой маневровый район или на другую станцию локомотивные и составительские бригады должны быть ознакомлены с особенностями работы в данном районе или на станции. Ознакомление производит начальник района (его заместитель), машинист – инструктор службы подвижного состава.

6.3 В районе маневровых операций должны быть созданы условия для безопасного их проведения (обзор, видимость, освещённость, уровень шума, степени запылённости и т.п.). При неблагоприятных условиях маневровая работа должна производиться с особой бдительностью в порядке, установленном на предприятии (с пониженной скоростью, с привлечением сигналистов, применением радиостанций и др.).

6.4 Расцепка вагонов должна производиться при полной их остановке.

6.5 Запрещается во время движения маневрового состава входить в пространство между вагонами, а также производить расцепление вагонов в пределах стрелочного перевода, настила переезда и в местах производства погрузочных работ.

6.7 Запрещается проезд на специальном подвижном составе, стоя на платформе или сидя на её бортах, а также на автосцепке, буксе, обвязочном брусе полувагона, а также нахождение на подножке вагона или локомотива при проезде в негабаритных местах.

6.8 Вагоны, с которыми не производятся манёвры, должны быть сцеплены и надёжно закреплены от ухода тормозными башмаками. Необходимость и порядок закрепления вагонов в процессе проведения манёвров устанавливается техническо-распорядительным актом станции или инструкцией о порядке обслуживания.

6.9 Подача и уборка вагонов к погрузочно-разгрузочным пунктам, на пути осмотра и ремонта вагонов допускается только по разрешающему показанию въездной сигнализации или по сигналу ответственного лица с предварительной остановкой состава или одиночного локомотива перед цехом на расстоянии 15-20м. Включение въездной сигнализации должно производиться ответственным представителем обслуживаемого предприятия, только после вывода людей из рабочей зоны и уборки работающих механизмов из зоны работы локомотивно-составительских бригад.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: