Программа социально-психологического тренинга гендерной толерантности старшеклассников
Пояснительная записка
Цель тренинга – развитие гендерной толерантности старшеклассников и студентов. Задачами тренинга следующие: снижение негативного влияния гендерных стереотипов на личность старшеклассников; формирование рациональных представлений о гендерных стереотипах, адекватной самооценки; формирование позитивного отношения к себе и уверенности в себе; развитие мотивации стремления к успеху, стремления к самоактуализации и совершенствованию.
В основу содержательного аспекта тренинга была положена теория самоактуализации К. Роджерса.[1] В соответствии с данной теорией в ходе занятий осуществлялась работа по преодолению тревоги и нарушений психологической адаптации, возникающих в результате несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом («социальным окружением»), с одной стороны, и между «реальным Я» и идеальным образом («идеальным Я»), который сложился у человека о самом себе − с другой. Основу психического здоровья составляет соответствие «идеального Я» «реальному Я», поэтому в тренинг были включены упражнения, способствующие реализации потенциала личности, стремлению к самопознанию, уверенности в себе. В ходе проведения занятий использовались как психологические (игротерапия, психогимнастика, психокоррекционные упражнения), так и педагогические (мини-лекция, дискуссии, объяснение, беседа практические работы проблемно-поискового характера, наблюдение, демонстрация) методы работы.
Перед началом проведения тренинга рабочим группам была прочитана мини-лекция по теме «Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека» с целью формирования у молодежи представлений о массовых коммуникациях, рекламе, гендерных стереотипах и их взаимосвязи.
В целом с группами юношей и девушек (отдельно) рекомендуется проводить от 10 до 14 занятий 2 раза в неделю продолжительностью 1,5−2 часа. Занятия имели следующую структуру:
1) ритуал приветствия;
2) рефлексия предыдущего занятия;
3)разминка;
4) основная часть (2-3 упражнения);
5) рефлексия занятия;
6). ритуал прощания.
Тематический план
№ п/п | Темы | Кол.-во часов |
Стереотип женского образа | ||
Мой «Я-образ» | ||
Цена и возможности «идеального Я» | ||
Стереотип мужского образа | ||
Образ мужчины: реальный и идеальный | ||
Идеальный мужчина | ||
Полюби себя | ||
Итого: |
Ниже приведено несколько наиболее актуальных тренинговых занятий для групп девушек и юношей.
Методические рекомендации по проведению занятий
Занятие № 1
Тема: стереотип женского образа.
Цель: способствовать критическому переосмыслению девушками стереотипных представлений о женщине.
Задачи: познакомить участниц друг с другом; создать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности в общении; познакомить с установленными правилами работы в группе; способствовать формированию у девушек рациональных представлений о женском образе.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, кассета с записью рекламных роликов, иллюстрации реклам из журналов, доска, мел.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Расскажи о себе».
Руководитель тренинговой группы просит участниц представить себя (свободная презентация). Затем руководитель рассказывает о целях программы, кратко перечисляет темы, направления, содержание занятий. Акцент делается на таких задачах, как: возможность получения помощи в решении личных проблем, развитие уверенности в себе, преодоление ощущения физической непривлекательности, получения сведений по уходу за собой, совершенствованию и др. Ведущий задает девушкам вопрос: «О чем вы бы хотели поговорить на занятиях?» − и фиксирует ответы. Также сообщается, что на протяжении всех занятий будет действовать служба «Скорой психологической помощи». Все волнующие девушек проблемы или вопросы, могут быть отражены в письменной форме и помещены в специально отведенный в комнате встреч ящик. Послания могут носить открытый или анонимный характер. Каждому вопросу будет уделено внимание в ходе тренинга, группа постарается найти коллективное решение.
2. Разминка. Проводится беседа с целью актуализации знаний мини-лекции, прочитанной перед тренингом.
3. Основная часть:
а) упражнение «Цена стереотипа».
Участницам предлагается проанализировать стереотип: «идеальное женское тело». В ходе дискуссии руководитель демонстрирует журнальные и телевизионные рекламные ролики. Высказываемые по ходу обсуждения идеи заносятся в таблицу на доске. Цель данного упражнения: показать социальную и личностную неустойчивость, «узость» жизненного пространства для женщин (девушек) и подвести старшеклассниц к выводу о том, что неосознанное следование традиционным гендерным стереотипам ограничивает самореализацию и жизненное пространство индивида, ухудшает качество реальной жизни с одной стороны. С другой − разумное стремление к идеалу (уход за собой, самосовершенствование) обеспечивает успешное, активное включение в мир общения, сферы занятости и услуг. Целью упражнения является подведение участниц к пониманию так называемой золотой середины, которая заключается в уравновешивании потребности в независимости и принадлежности, в индивидуальности и социальной идентификации.
б) упражнение «Логичность».
Ведущий предлагает девушкам потренироваться в выявлении ложных умозаключений, которым часто следуют люди, не задумываясь над смыслом. Задание включает два связанных между собой категорические суждения и вывод-умозаключение. Умозаключения в одних случаях даны логично, в других − заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Ответы обосновываются. Например: А) «Девушки, постоянно придерживающиеся диеты, имеют проблемы со здоровьем, Лена «сидит на диете», следовательно, имеет проблемы со здоровьем». Задание: определить, верно ли умозаключение. Б) «Все цветы красивые. Береза не цветок, следовательно, береза не красивая». Задание: определить, верно ли умозаключение.
После рассмотрения данных примеров руководитель осуществляет перенос рассуждений на стереотипные представления о женском теле: «Общаться с неаккуратными, неухоженными людьми неприятно. Маша неопрятна. Следовательно, общение затруднено». Верен ли данный вывод? Далее на конкретных примерах (анализ просмотренных видеороликов) устанавливается логичность рекламы (2−3 примера).
в) упражнение «Критика стереотипа».
Руководитель просит участниц представить и описать:
− Общество, состоящее из абсолютно схожих людей.
− Общество, свободное от гендерных стереотипов.
г) упражнение «Расшатывание стереотипов».
Работа строится по принципу обсуждения по цепочке, когда каждая девушка высказывает аргументы «за» или «против» (это зависит не от личных убеждений, а от того, какая позиция досталась по очереди) следования тендерным стереотипам, касающихся женщин.
4. Рефлексия.
5. Ритуал прощания. «Рукопожатие цепочкой».
Занятие № 2
Тема: «мой “Я-образ”».
Цель: помочь в осознании девушками своего «реального и идеального Я».
Задачи: формировать представления о «Я-образе», «идеальном Я» и «реальном Я», социальном окружении, самоактуализации; повысить самооценку; выявить причины негативного отношения девушек к себе; сформировать рациональное, позитивное самовосприятие, самопринятие.
Оборудование: листы белой бумаги А4, цветные карандаши, ручки, схема «Я-образа», мяч.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Упражнение с мячом «Здравствуй».
2. Рефлексия прошлого занятия.
3. Разминка. Упражнение «Я и мое имя». Руководитель предлагает участницам тренинга охарактеризовать себя, используя все буквы своего имени.
4. Основная часть:
а) упражнение «Самопринятие».
Девушкам предлагается разделить лист бумаги пополам. В левую графу записать 5 своих достоинств, в правую − 5 недостатков. Затем предлагается найти позитив в собственных недостатках. Групповое обсуждение;
б) упражнение «Осознание себя в настоящем и будущем с помощью рисунка». Участницам предлагается нарисовать себя в настоящем, то есть отразить «реальное Я», и в будущем − «идеальное Я». На обратной стороне рисунка «Я в будущем» необходимо дать краткую характеристику образа, ожидаемых изменений и перечень средств для достижения задуманного. По окончанию выполнения задания рисунки обсуждаются в группе и прикрепляются в специально отведенное место на доске, где остаются до завершения тренинга;
в) упражнение «Отгадайте, кто это?» Ведущий характеризует каждую участницу, подчеркивая ее индивидуальность. Группа должна отгадать описываемую девушку.
5. Рефлексия.
6. Ритуал прощания: упражнение с мячом «Комплименты». Девушки передают друг другу мяч по кругу, высказывая комплименты, отражающие индивидуальность каждой.
Занятие № 3
Тема: цена и возможности «идеального Я.
Цель: формировать реалистичный образ «идеального Я».
Задачи: формировать позитивное отношение к себе, расширять представления о «реальном Я»; способствовать повышению самооценки; формировать рациональные представления о возможностях, средствах и
необходимости достижения «идеального Я»; формировать мотивацию к самоактуализации и совершенствованию.
Оборудование: журнальная реклама, рисунки «реального Я» и «идеального Я», магнитофон, кассета с записью релаксационных мелодий, авторучки, листы бумаги А4.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. «Привет, ты представляешь...».
По очереди каждая из участниц, обращаясь к соседке, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь...» и заканчивает фразу произвольно.
2. Рефлексия прошлого занятия.
3. Разминка. Обсуждение домашнего задания. Вопросы: Что изменилось? Какие меры предприняты? Заметно ли изменение окружающим? Самой себе? Сложно ли было изменяться? Какие чувства возникли после изменения?
4. Основная часть:
а) упражнение «Ассоциации». Руководитель просит девушек подобрать друг другу ассоциации с цветком, деревом, животным, украшением. Ассоциации обосновываются. Групповое обсуждение;
б) упражнение. Цена «идеального Я». Руководитель тренинга предлагает проанализировать свое «идеальное Я». Девушки работают со своими проективными рисунками (см. занятие № 2). Мысли, возникающие по ходу размышлений, отражаются в индивидуальных таблицах. Руководитель просит вносить изменения в рисунках простым карандашом. Упражнение обсуждается группой;
в) упражнение «Релаксация». Ведущий включает мелодию из серии «Магические звуки природы» для медитации и релаксации. Девушки представляют себя уверенными, идеальными, успешными. Сосредотачивают внимание на приятных чувствах, мыслях, ощущениях.
5. Рефлексия.
6. Ритуал прощания.
Занятие № 4
Тема: «стереотип мужского образа».
Цель: способствовать критическому переосмыслению юношами стереотипных представлений о мужчине.
Задачи: познакомить участников друг с другом; создать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности в общении; познакомить с установленными правилами работы в группе; способствовать формированию у юношей рациональных представлений о мужском образе.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, кассета с записью рекламных роликов, иллюстрации реклам из журналов, доска, мел.
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Расскажи о себе».
Руководитель тренинговой группы просит участников представить себя. Затем руководитель рассказывает о целях программы, кратко перечисляет темы, направления, содержание занятий.
2. Разминка. Проводится беседа с целью актуализации знаний мини-лекции, прочитанной перед тренингом (см. главу 5).
3. Основная часть:
а) упражнение «Стереотип идеального мужчины в масс-медиа». Участникам предлагается рассказать об образе «идеального мужчины». Рисуется словесный портрет из внешних и внутренних качеств. В процессе обсуждения демонстрируются мужские журналы, а также небольшие фрагменты телепередач. При этом составляется таблица на доске:
Идеальный мужчина | |
Внешние качества | Внутренние качества |
Это упражнение направленно на выяснение схожести стереотипа «идеальный мужчина» у всех участников тренинга.
б) упражнение «Критика стереотипа» (см. выше).
4. Рефлексия занятия.
5. Ритуал прощания.
Занятие № 5
Тема: образ мужчины: реальный и идеальный.
Цель: способствовать осознанию юношами представлений о себе.
Задачи: формировать представления о своем образе; повысить самооценку; помочь выявить причины негативного отношения юношей к себе; формировать рациональное, позитивное самовосприятие и самопринятие.
Оборудование: нитки, бумага, карандаши цветные, ластик.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Упражнение с ниткой «Привет, (имя)».
2. Рефлексия предыдущего занятия.
3. Разминка. Упражнение «Мое имя». Каждый дает характеристику себя только положительными качествами, используя буквы своего имени.
4. Основная часть:
а) упражнение «Чемодан». «Собирается чемодан» для идеального мужчины. Каждый из участников говорит о том, чтобы он взял с собой из своих реальных качеств личности, что бы оставил и почему. Групповое обсуждение;
б) упражнение «Нарисуй…». Участники должны нарисовать идеального мужчину, а рядом себя. Обсуждение полученных результатов происходит после просмотра получившихся результатов;
в) упражнение «Портрет». Группа рисует коллективный портрет каждого участника, при этом описываются все внешние и внутренние качества с позитивной стороны.
5. Рефлексия занятия.
6. Ритуал прощания.
Занятие № 6
Тема: идеальный мужчина.
Цель: формировать рациональное отношение к образу идеального мужчины.
Задачи: сформировать позитивное отношение к себе; формировать рациональные представления о возможности и необходимости стремления к образу идеального мужчины; формировать мотивацию к самоактуализации, самосовершенствованию.
Оборудование: доска, мел, персональные компьютеры.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Рукопожатие».
2. Рефлексия.
3. Разминка. Упражнение «Вольная борьба».
4. Основная часть:
а) упражнение «Кто я?». Группа загадывает сказочного героя (одного из участников). Участники отвечают на вопросы ведущего, а он должен угадать, кто был загадан под именем этого героя из участников тренинга;
б) упражнение «Начальник – сотрудник – подчиненный». Участники делятся на пары. Задача – обратиться к партнеру с просьбой, демонстрируя различные способы поведения: более уверенно, ставя себя выше; уступая собеседнику, как бы подчиняясь; с чувством собственного достоинства, но без вызова. Каждый участник проигрывает все варианты;
в) упражнение «Цена стереотипа». Составляется таблица: «Мужчина – добытчик». Групповое обсуждение.
5. Рефлексия занятия.
6. Ритуал прощания.
Занятие № 7
Тема: полюби себя.
Цель: формирование позитивного отношение к себе.
Задачи: формирование позитивного самовосприятия; повышение самооценки; формирование мотивации к гармоничному развитию, самосовершенствованию.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Похвала по кругу».
2. Рефлексия прошлого занятия.
3. Разминка.
4. Основная часть:
а) упражнение «Сочини сказку». Руководитель выбирает тему из предложенных участниками и начинает сказку, затем все продолжают по цепочке;
б) упражнение «Представь, что ты…». Каждый участник представляет себя в образе своего кумира (идеального мужчины) и в течение 10 минут пытается вести себя, полностью соответствуя образу идеального мужчины;
в) упражнение «Ящик откровения».
5. Рефлексия занятия.
6. Ритуал прощания. Упражнение «Комплименты по-мужски».
Домашнее задание: каждое утро с улыбкой здороваться со своим зеркальным отражением и говорить самому себе комплементы.
Занятие № 8
Тема: взаимодействие с социальным окружением.
Цель: формировать адекватного отношения к себе и своему окружению.
Задачи: формировать рациональные представления о влиянии социального окружения на человека; обучить механизмам психологической защиты от негативных воздействий социального окружения и способам приспособления к нему.
Оборудование: листы бумаги А4, авторучки.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Юноши приветствуют друг друга в различных образах («мачо», «супермен» и др.). Задача – не повторятся, быть оригинальным.
2. Рефлексия прошлого занятия
3. Разминка. Упражнение «Армрес-линг». Обсуждение домашнего задания.
4. Основная часть:
а) упражнение «Я и мое окружение». Для каждого участника создается определенное окружение. Например, группа дружно льстит или дает противоречивые советы. Задача – правильно и адекватно повести себя в этих ситуациях;
б) упражнение «Я в глазах окружающих». В течение 5 минут юноши на листочках записывают то, как, по их мнению, их видят окружающие. Листочки откладываются. Затем на каждого участника тренинга составляется характеристика всеми остальными участниками группы и представляется участнику. Каждый участник имеет возможность обсудить полученные результаты с группой;
в) упражнение «Грубый телефон». Доброволец встает в центр круга. Остальные участники произносят в его адрес резкие выражения. Задача добровольца – не обращать внимания, оставаться «внутренне» невозмутимым, равнодушным. Затем происходит обсуждение по вопросам: трудно ли было находится в центре? Какие приемы использовались для поддержания спокойствия? Какие чувства и мысли охватывали? и др.
5. Рефлексия занятия.
6. Ритуал прощания.
[1] Роджерс К. Становление личности. М., 2001. 137 с.