Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
директор МБОУ «Комсомольская СОШ» _______________Н.М. Журикова
30.08.2016г.
Рабочая программа
По элективному курсу
«Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения»
Для учащихся 11 класса
Срок реализации 1г.
Предмет: литература
Класс: 11
Преподаватель: Глебова Ирина Владимировна-
учитель русского языка и литераэтуры
МБОУ «Комсомольская СОШ»,
высшая квалификационная категория
2016-2017 учебный год
Согласовано:
Методический совет школы
Протокол № 1
От 27.08.2016г
Календарно-тематическое планирование
На 2016-2017 учебный год
Предмет: литература
Класс:11
Преподаватель: Глебова Ирина Владимировна
Планирование составлено на основе Программы элективного курса «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 3-е изд, стереотипное. - М.: Дрофа, 2006);
Количество часов: 35 часов (1 час в неделю)
I четверть – 9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 9 часов
Рабочая программа по элективному курсу
«Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения»
Для учащихся 11 класса
Аннотация к программе
Рабочая учебная программа элективного курса по литературе в 11 классе на 2016-17 учебный год составлена на основе:
- Программы элективного курса «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 3-е изд, стереотипное. - М.: Дрофа, 2006);
- с учетом учебного плана МБОУ «Комсомольская СОШ» на 2016-17 учебный год.
Целью программы является развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах.
Данный курс призван решить следующие задачи:
- интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
- систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
- обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Содержание программы учебного курса
На этом этапе рассматриваются наиболее сложные формально-содержательные литературоведческие категории. От обучающего анализа отдельных аспектов литературного произведения учащиеся должны перейти к целостному самостоятельному анализу.
1. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (8 часов)
Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое — настоящее — будущее. Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литература. Модели пространства. Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное — асимметричное, внутреннее — внешнее, верх — низ, близкое — далекое, свое — чужое, посюстороннее — потустороннее и т. п.). Метафорические отношения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архети-пические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города). Статические и динамические образы. Мастерство писателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масштаба изображения, степень детализированное™, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комнаты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства создания пространственных образов.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Обнаружение знаков времени (прямых и косвенных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художественном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного времени. Анализ динамики времени и пространства в произведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной детали; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средства создания образа персонажа. Характеристика пейзажа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как средства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении ментальных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление динамики пространственных образов в связи с типом хронотопа.
Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Историческое время в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика пространственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Городское пространство в драме А. Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.
2. Образ персонажа (4часа)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа персонажа, о роли системы персонажей в раскрытии проблематики произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание образа — индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, социальное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор — повествователь — персонаж). Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонер, субретка и т. п.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и способов выражения авторского отношения к нему. Анализ авторского отношения к герою. Выявление системных отношений между персонажами произведения. Характеристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персонажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух персонажей одного или разных произведений. Сопоставительная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произведении и группе произведений и объяснение их художественной функции.
Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пейзаж как средства создания образа главного героя в романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в персонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литературной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и внесценические персонажи в драме А. Н. Островского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и антиподы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Портрет в литературном произведении (2 часа)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возрастных, социально характеризующих и т. п. деталей, статических и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портрета персонажа в его характерологической функции и с точки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная характеристика портретов персонажей в одном или нескольких произведениях.
Темы для обсуждения. Портреты главных героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и вариативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
4. Образ предмета (2 часа)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.
Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести
A. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе
B. М. Шукшина «Микроскоп».
5. Образ события (5 часов)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпилог). Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Разграничение события рассказывания (сюжет) и изображенных событий (фабула). Выявление событий, составляющих фабульную линию. Выявление элементов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимодействия фабульных линий. Анализ своеобразия лирического сюжета. Анализ своеорразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих метафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фабулах разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально-«вневременной» функции.
Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фабульные линии и точки их пересечения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкновения экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворении В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер». «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
6. Эпизод в произведении (3 часа)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотношений и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в создании образов персонажей. Анализ точки зрения и авторской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произведениях.
Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и пространство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской позиции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизода «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопоставительный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).
7. Текст и контекст (4 часа)
Главная задача. Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Аллюзия. Художественная литература и публицистика. Документально-художественные и публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литературный контекст как один из видов художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольклорные и т. п. реминисценции.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисценций в произведении.
Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисценции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библейские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
8. Произведение и литературный процесс (3часа)
Главная задача. Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литературном процессе.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и литература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хожение). Литературный род: эпос, лирика, драма. Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лирические (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпиграмма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригалит. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путешествие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный роман, детектив и т. п.). Художественный метод и художественный стиль. Литературные направления, течения, художественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодернизм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произведения.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление фольклорных элементов в произведении. Анализ родового и жанрового своеобразия произведения. Сопоставление нескольких произведений одного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественного метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направления в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творчества одного автора в произведениях другого. Анализ актуальности классического произведения в сегодняшней действительности.
Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольклорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и лирического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое произведение. Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского романтизма. Басни И.А.Крылова и сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как реалистическое произведение. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Своеобразие художественного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...» как произведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэзии В. В. Маяковского. Современное звучание произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф.М.Достоевского и сегодняшняя действительность.
Итоговая работа — 3 часа.
Тематический план
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении | ||
Образ персонажа | ||
Портрет в литературном произведении | ||
Образ предмета | ||
Образ события | ||
Эпизод в произведении | ||
Текст и контекст | ||
Произведение и литературный процесс | ||
Итоги года |
Итого: 35 часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениямии навыкамив 11 классе являются следующие:
●разграничивать понятия «произведение» и «текст»;
●навык выявления в произведении образы разных видов: образ времени, пространства, события, персонажей, предметов, вещей, растений, животных, явлений природы, автора, читателя;
●проводить на конкретных примерах диалектику отношений между художественной формой и художественным содержанием;
●развивать навык обнаружения конкретных стилевых явлений (психологизм, документализм, гротеск и др.) в произведении и выявления их художественной функции;
●навык сопоставительного анализа отдельного стилевого явления (психологизма) в произведениях разных авторов;
●навык обнаружения признаков стилизации и пародии в произведении и выявления их художественной функции;
●разграничивать понятия «биографический автор», «образ автора» и «автор – творец»;
●соотносить понятия «реальный читатель», «образ читателя» и «адресат»;
●определять способы создания образов рассказчика и повествователя, типы повествования;
●выделять «точки зрения», организующие повествование, и соотносить их с авторской позицией;
●развивать навык определения типа и роли монологов и диалогов в конкретных художественных произведениях;
●показывать разнообразие композиции литературных произведений;
●выделять элементы фабульной композиции;
●развивать навык анализа композиции фабулы и определения художественной роли фабульной композиции разных типов (анализ художественного произведения в единстве формы и содержания);
●анализировать внефабульные элементы в структуре художественного произведения;
●анализировать лирические отступления в структуре художественного произведения;
●анализировать паратекстовые элементы в структуре художественного произведения;
●анализировать художественные функции заглавия, зачина, концовки, рефренов;
●развивать навык выявления выразительно-изобразительных особенностей художественной речи, приёмов словесной игры;
●анализировать особенности поэтики произведения;
●проводить анализ языка художественного произведения и выявлять стилистические особенности текста на примере анализа прозы;
●анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения;
●навык анализа содержания литературного произведения;
●проводить филологический анализ литературного произведения;
Формы организации учебного процесса и их сочетание
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
• работу с текстом;
• сопоставительный анализ документального и художественного текстов;
• устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
• изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;
• анализ образной системы небольшого по объёму произведения; знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;
выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа;
• обучение самостоятельному анализу литературно-художественных произведений и их фрагментов в единстве формы и содержания;
• обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения; выполнение учениками устных и письменных исследовательских работ по отдельным аспектам литературоведческого анализа, а также по целостному анализу произведений разных типов;
• составление тезисного плана сочинения; написание сочинений литературоведческого характера, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений;
• выполнение заданий тестового типа.
Календарно-тематический план
Дата по плану | № п/п | Тема, содержание | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
I. Образ времени и пространства в произведении (8ч) | ||||||
Общее понятие о хронотопе. | 3.09 | |||||
Образ пространства в художественном произведении. | 10.09 | |||||
Образ времени в художественном произведении. | 17.09 | |||||
Образ времени в художественном произведении. | 24.09 | |||||
Анализ образов времени и пространства в художественном произведении. | 1.10 | |||||
Пейзаж в литературном произведении. | 8.10 | |||||
Модели хронотопов в произведениях русской литературы. | 15.10 | |||||
Модели хронотопов в произведениях русской литературы. | 22.10 | |||||
Образ персонажа (4ч) | ||||||
Средства создания образа персонажа. | 28.10 | |||||
Содержание образа персонажа. | 12.11 | |||||
Система персонажей в литературном произведении. | 19.11 | |||||
Сопоставительная характеристика персонажей. | 26.11 | |||||
Портрет в литературном произведении (2ч) | ||||||
Портрет персонажа в литературном произведении. | 3.12 | |||||
Мастерство словесного портрета. | 10.12 | |||||
Образ предмета (2ч) | ||||||
Предметный мир в литературном произведении. | 17.12 | |||||
Мастерство художественной детали. | 24.12 | |||||
Образ события (5ч) | ||||||
Фабула как метафора бытия. | 14.01 | |||||
Построение событийного ряда произведения. | 21.01 | |||||
Построение событийного ряда произведения. | 28.01 | |||||
Лирический сюжет | 4.02 | |||||
Лейтмотивы в событийной структуре произведения. | 11.02 | |||||
Эпизод в произведении (3ч) | ||||||
Эпизод и его место в фабуле произведения. | 18.02 | |||||
Эпизод как единство признаков времени и пространства | 25.02 | |||||
«Точка зрения» в эпизоде. | 4.03 | |||||
Текст и контекст (4ч) | ||||||
Контекстуальное рассмотрение литературного произведения. | 11.03 | |||||
Произведение и исторический контекст. | 18.03 | |||||
Виды интертекстуальных связей. | 24.03 | |||||
Аллюзии, цитаты и реминисценции. | 8.04 | |||||
Произведение и литературный процесс (3ч) | ||||||
Литературный процесс и его стадии | 15.04 | |||||
Жанровое своеобразие литературного произведения. | 22.04 | |||||
Традиционное и новаторское в произведении. | 29.04 | |||||
Итоги года (3ч) | ||||||
Итоговая письменная работа. | 6.05 | |||||
Итоговая письменная работа. | 13.05 | |||||
34-35 | Анализ письменных работ. | 20-22.05 | ||||
Список литературы для учителя (основной)
1. Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: метод. пособие/В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.-М.: Дрофа, 2007.
2. Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: программа /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.
3. Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.
Список литературы для учителя (дополнительный)
- Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. М., 2004.
- Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
- Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.
- Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд. М., 2004.
Список литературы для учащихся (основной)
- Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.
- Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.
Список литературы для учащихся (дополнительный)
1. Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестоматия/Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2001.
2. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 1996.
Список литературы для учащихся (справочный)
- Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М, 2003.
- Коровкина Е. и др. Словарь рифм и поэтических терминов. Библиотека школьника. -М.: Филол. О-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
- Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь.- М.: Дрофа, 2000.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.
- Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.
- Элсанек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2001.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.