Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ:
Декан юридического факультета
_____________ /В.И. Цыганов/
"_____"__________2017 г.
Рабочая программа дисциплины
Теория государства и права |
(наименование дисциплины (модуля))
Уровень высшего образования
бакалавриат |
(бакалавриат / магистратура / специалитет)
Направление подготовки / специальность
40.03.01. Юриспруденция |
(указывается код и наименование направления подготовки / специальности)
Направленность образовательной программы
Гражданско-правовой профиль |
(указывается профиль / магистерская программа / специализация)
Квалификация (степень)
бакалавр |
(бакалавр / магистр / специалист)
Форма обучения
Очная, заочная |
(очная / очно-заочная / заочная)
Нижний Новгород
Место и цели дисциплины (модуля) в структуре ОПОП
Дисциплина «Теория государства и права» является дисциплиной базовой части ОПОП.
Данная дисциплина изучается в первом и втором семестрах первогокурса как на дневном, так и на заочном отделениях. Изучение данной дисциплины основано на базовом уровне стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Студенты, приступая к изучению данного курса, должны владеть первичными основами анализа научной литературы, знать общефилософские категории формы, содержания, сущности, функций.
Изучение дисциплины базируется на знаниях о правовом регулировании общественных отношений, умении критически осмысливать правовую информацию, систематизировать полученные данные.
Целями освоения дисциплины являются:
- формирование у студентов научно-мировоззренческой позиции в отношении роли и значения государства и права в общественном развитии
- овладение теоретико-методологическими основами анализа норм права.
- получение практических навыков анализа государственных и правовых явлений.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения
образовательной программы (компетенциями выпускников)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· общекультурных: способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
· общепрофессиональных: способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1)
· профессиональных: способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); способен толковать нормативные правовые акты (ПК-15)
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций |
ОК-7 (этап освоения начальный) | З1 (ОК-1) Знать: необходимость повышения уровня общей культуры, расширения общекультурной базы знаний; способы и критерии прироста знаний в различных сферах юридического образования; методы самоорганизации У1 (ОК-1) Уметь: оценивать роль новых знаний в образовательной деятельности; осуществлять научно-исследовательскую работу с целью саморазвития; применять методы самоорганизации наиболее эффективными способами В1 (ОК-1) Владеть: навыками работы с электронными средствами получения информации; навыками использования доктринальных источников при анализе сложных государственно-правовых явлений; навыками применения методов самоорганизации |
ОПК-1 (этап освоения начальный) | З1 (ОК-3) Знать:основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, подзаконных актов, а также общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации; понятие и признаки коррупции и её социально-правовых последствий; роль права в обеспечении противодействия коррупционному поведению; коррупциогенные факторы в различных сферах государственной жизни У1(ОК-3) Уметь:осуществлять профессиональную деятельность на основе строгого соблюдения законодательства Российской Федерации; выявлять коррупциогенные факторы в различных сферах государственной жизни; пресекать проявления коррупции в профессиональной деятельности; бороться с коррупционным поведением должностных лиц В1 (ОК-3) Владеть:навыками осуществления юридически значимых действий на основании законодательства Российской Федерации; навыками выявления коррупционных проявлений в государственных органах среди должностных лиц; навыками пресечения проявлений коррупционного поведения посредством правовых средств; методами борьбы с коррупцией в профессиональной деятельности |
ПК-4 (этап освоения начальный) | З1 (ПК-4) Знать: понятие, состав и содержание правовых отношений; правовой статус граждан, вовлекаемых в судопроизводство; виды процедурных актов, составляемых участниками правовых отношенийУ1(ПК-4) Уметь: использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий В1 (ПК-4) Владеть: способностью анализа нормативных правовых актов; способностью толкования содержания норм различных отраслей права; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики |
ПК-6 (этап освоения начальный) | З1 (ПК-6) Знать: механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования и реализации права; базовые положения основных юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права У1 (ПК-6) Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; правильно толковать применяемую норму права; применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; давать правильную оценку фактическим и юридическим обстоятельствам; правильно составлять и оформлять юридические документы В1 (ПК-6) Владеть: юридической терминологией; навыками анализа действий субъектов права и юридически значимых событий; навыками точной квалификации фактов и обстоятельств; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа правовых норм; навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права; навыками сбора и обработки информации для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности |
ПК-15 (этап освоения начальный) | З1 (ПК-15) Знать: понятия толкования нормативных правовых актов; способы толкования и их значение для правоприменительной деятельности; нормы материального и процессуального права и их специфику; положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; правила построения юридического заключения; требования, предъявляемые к юридическим консультациям У1 (ПК-15) Уметь: собирать сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов; доказать свою позицию по исследуемым вопросам; использовать юридическую терминологию при формировании собственной точки зрения; отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; применять при даче юридического заключения и консультации нормы материального и процессуального права В1 (ПК-15) Владеть: способностью формулировать выводы по итогам толкования нормативных правовых актов; способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; способностью работы с нормативными правовыми актами; способностью подготовить юридическое заключение и дать юридическую консультацию |
3. Структура и содержание дисциплины «Теория государства и права»
Общая трудоёмкость дисциплины для дневного отделения составляет 7 зачётных единиц, 252 часа, из которых 136часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (64 часа занятия лекционного типа, 68 часов занятия семинарского типа, 4 часа контроль самостоятельной работы), 36 часов мероприятия промежуточной аттестации, 80 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.
Общая трудоёмкость дисциплины для заочного отделения составляет 7 зачётных единиц, 252 часа, из которых 24 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (12 часов занятия лекционного типа, 12 часов занятия семинарского типа), 13 часов мероприятия промежуточной аттестации, 211 часов составляет самостоятельная работа обучающегося, 4 часа контроль самостоятельной работы.
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля), форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) | Всего (часы) | В том числе | ||||||||||||||||||||
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы из них | Самостоятельная работа обучающегося, часы | |||||||||||||||||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Занятия лабораторного типа | Консультации | Всего | ||||||||||||||||||
Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | Очная | Очно-заочная | Заочная | ||
Тема 1. Теория государства и права в системе правоведения | ||||||||||||||||||||||
Тема 2. Юридическая практика как объект теории государства и права | ||||||||||||||||||||||
Тема 3. Метод и методология теории государства и права | ||||||||||||||||||||||
Тема 4. Общество и власть | ||||||||||||||||||||||
Тема5. Происхождение и историческое развитие государства и права | ||||||||||||||||||||||
Тема 6. Государство: понятие, признаки, сущность | ||||||||||||||||||||||
Тема7. Политическая система современного общества | ||||||||||||||||||||||
Тема 8. Функции государства | ||||||||||||||||||||||
Тема 9. Механизм государства | ||||||||||||||||||||||
Тема 10. Форма государства | ||||||||||||||||||||||
Тема 11. Типология государства | ||||||||||||||||||||||
Тема12. Гражданское общество и правовое государство | ||||||||||||||||||||||
Тема 13. Право: понятие, признаки, принципы, функции | ||||||||||||||||||||||
Тема14. Современное правопонимание | ||||||||||||||||||||||
Тема15. Правосознание и правовая культура | ||||||||||||||||||||||
Тема 16. Правовое регулирование. Механизм правового регулирования | ||||||||||||||||||||||
Тема 17. Нормы права | ||||||||||||||||||||||
Тема 18. Система права | ||||||||||||||||||||||
Тема19. Правотворчество. Систематизация нормативно-правовых актов | ||||||||||||||||||||||
Тема 20. Формы (источники) права | ||||||||||||||||||||||
Тема 21. Субъекты права | ||||||||||||||||||||||
Тема22. Правоотношения | ||||||||||||||||||||||
Тема 23. Реализация права. Юридическая техника. | ||||||||||||||||||||||
Тема 24. Толкование права. Коллизии в праве. Пробелы в праве. | ||||||||||||||||||||||
Тема 25. Правовое поведение. Правонарушения | ||||||||||||||||||||||
Тема26. Юридическая ответственность | ||||||||||||||||||||||
Тема 27. Законность и правопорядок | ||||||||||||||||||||||
Тема 28. Правовая система общества | ||||||||||||||||||||||
В т.ч.текущий контроль | ||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация – экзамен | ||||||||||||||||||||||
Содержание дисциплины «Теория государства и права» по разделам