Руководящая отметка – это отметка, показывающая возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, обеспечивающая снегозаносимость земляного полотна и возвышение над источниками увлажнения.
Руководящая отметка определяется из трех условий:
1) Условие снегозаносимости
h = hs + Δh (2.10.1)
Где: hs = 0,5 – расчетная высота снегового покрова в месте, где возводится насыпь, с вероятностью превышения 5%, м;
Δh =0,6– возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова, зависит от категории дороги.
h = 0,6 + 0,5 = 1,1 м.
2) Условие возвышения поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, либо над уровнем длительностоящих вод(СНиП 2.05.02-85* (таб. 21 по числителю)).
Выбирается в зависимости от грунта и дорожно-климатической зоны и рассчитывается по формуле, для длительных и стоящих вод:
hрук= hмин – hУГВ (2.10.2)
Где: hmin – минимальной возвышение поверхности покрытия над УГВ;
– для возвышенных мест hmin =2,1м.
– для пониженных мест hmin =1,8м.
hУГВ – уровень грунтовых вод;
– для возвышенных мест hУГВ =2 м.
– для пониженных мест hУГВ =1,4м.
hвозв = 2,1 – 2= 0,1 м
hпониж = 1,8 – 1,4 = 0,4 м
3) Возвышения поверхности покрытия над поверхностью земли в местах с необеспеченным стоком (СНиП 2.05.02-85 (таб. 21 по знаменателю)).
hрук = hмин (2.10.3)
hвозв = 1,5м
hпониж = 1,4м
Выбираем максимальную расчетную высоту за руководящую:
h = 1,5 м.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВАРИАНТОВ ПЛАНА ТРАССЫ
3.1 Характеристика вариантов трассы в плане
Описание I варианта трассы
Общая протяженность трассы составила 2673,56 метра. Она имеет левый угол поворота 22° и правый угол поворота 10°. Радиусы кривых в плане составляют 2500 и 1000 метров. Трасса пересекает железную дорогу, так же она имеет пересечения с автомобильными дорогами и рекой.
Описание II варианта трассы
Протяженность трассы составила 2672,13 метр. Трасса имеет один левый угол поворота 14° и один правый 21°. Радиусы кривых в плане составляют 2500 и 1000 метров. Трасса так же имеет пересечения с автомобильными и проселочными грунтовыми дорогами, железной дорогой и с рекой.
3.2 Сравнение и выбор варианта плана трассы
Сравнение вариантов трассы проводится для того, чтобы определить наиболее выгодный вариант. Рассматривается несколько основных параметров дороги:
1)Коэффициент удлиненния:
(3.2.1)
Где: Lв – длина варианта трассы;
Lв.л – длина воздушной линии.
2)Средняя величина углов поворота:
, [рад.] (3.2.2)
Где: α – сумма всех углов поворота трассы в радианах;
n – количество углов.
3)Средняя величина радиусов кривых в плане:
, [м] (3.2.3)
Где: – общая длина всех кривых, м;
– сумма углов поворота трассы, рад.
Полученные данные заносим в таблицу 3.2.1
Таблица 3.2.1 – Технико-эксплуатационные показатели вариантов плана трассы
№ п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | Значение показателей по вариантам | Преимущества (+) и недостатки (-) вариантов | ||
1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | |||
Длина трассы | м | 2673,56 | 2672,13 | - | + | |
Коэффициент удлинения трассы | 1,009 | 1,008 | - | + | ||
Количество углов поворота | шт | - | - | |||
Средняя величина углов поворота | рад | 0,275 | 0,305 | - | + | |
Наименьший радиус кривой в плане | м | - | - | |||
Средняя величина радиусов кривых в плане | м | 1672,5 | 1765,4 | - | + | |
Средняя протяженность участка: -лесов -болот -населенных пунктов | м | + | - | |||
Количество пересечений с дорогами в одном уровне: -с автомобильными; -с железными | шт | - | - | |||
Количество пересечений с дорогами в разных уровнях: -с железными -с автомобильными | шт | - | - |
Вывод: В результате сравнения двух вариантов проектируемых трасс, выбираем второй вариант трассы, так как он является наиболее экономически выгодным.