Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека
Настольно-печатные игры для ДОУ. Средний дошкольный возраст
Угадай дерево
Дидактическая задача: Дифференцировать деревья по их основным признакам: стволу, листьям.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Рассмотреть и назвать сходство или отличие деревьев и листьев.
Дидактический материал: карточки с изображением деревьев, листьев.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки с изображением клена и березы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать карточки.
Дети называют, сравнивают деревья, выявляют сходство и различие.
- Клен и береза - это деревья. У них есть корни, один ствол, много веточек и листья.
- У клена ствол темный, а у березы белый. У клена листочек похож на ладошку, а у березы края листочка резные.
С какого дерева листок?
Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные черты листьев клена, березы, рябины и т.д.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Говорить четко и внятно. Отвечать на вопрос Полным ответом.
Игровое действие: Узнать и назвать листок, соответствующий Дереву.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев: березы, дуба, клена, рябины.
Ход игры
Воспитатель раздает детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева.
- Этот лист с березы, поэтому он называется березовый.
- Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.
- Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т.д.
Третий лишний
Дидактическая задача: Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Откладывать в сторону карточку с изображением животного, которое лишнее.
Игровое действие: Найти на карточке лишнее животное и отложить его в сторону.
Дидактический материал: карточки с изображением домашних и диких животных.
Ход игры
Детям раздаются карточки с изображением животных. Дети должны определить, какое животное лишнее.
- Барашек, корова — это домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса — это дикое животное, она живет в лесу. Лиса - лишнее животное. И т.д.
Четвертый лишний
Дидактическая задача: Дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.
Игровые правила: Накрыть фишкой только то животное, которое на карточке лишнее.
Игровое действие: Найти на карточке лишнее животное и закрыть его фишкой.
Дидактический материал: карточки для игры «Четвертый лишний» по количеству детей. Фишки.
Ход игры
Дети сидят за столом. Перед ними лежат карточки, разделенные на четыре клеточки. В трех клеточках изображены дикие или домашние животные. В четвертой клеточке изображен фрукт или овощ. Дети должны найти лишний предмет и закрыть его фишкой.
Воспитатель перед началом игры объясняет правила игры:
- Перед вами лежат карточки. Что изображено на этих карточках? (ответы детей)
- Если животные живут с человеком, как мы называем таких животных? (домашними)
- Если животные живут в лесу, как таких животных мы называем? (дикими)
- Посмотрите внимательно на карточку и закройте фишкой лишний предмет.
От грядки до обеденного стола
Дидактическая задача: Закрепить у детей знания обобщающих понятий: овощи, фрукты, плоды, семена.
Игровые правила: Отвечать на вопросы, соблюдая очередность. Слушать ответы сверстников и помогать при необходимости.
Игровое действие: Воспитатель читает текст и по ходу выкладывает картину действий на магнитной доске. По ходу рассказа задает детям вопросы.
Дидактический материал: карточки для магнитной доски: овощи, фрукты, плоды и т.д.
Ход игры
Воспитатель по ходу своего рассказа выкладывает сюжетные картинки и задает детям вопросы:
- Наступила осень. Вышли люди в поле, на грядки и стали собирать урожай. Что можно собрать на грядках? (дети отвечают, а воспитатель выкладывает: картофель, помидоры, огурцы, кабачки, редис и т.д.)
- Вышли люди в сад и начали собирать с деревьев урожай. Что можно собрать с деревьев? (яблоки, вишню, сливы, груши и т.д.)
- Часть урожая люди съели. А часть урожая решили сохранить на долгую зиму. Взяли овощи: помидоры и огурцы. Помыли их теплой водой. Уложили в стеклянные банки, посолили, залили кипятком и закрыли крышками. Что можно сказать об этих овощах, что с ними сделали? (законсервировали овощи, поставили в погреб)
- Взяли картофель и ссыпали в овощехранилище.
- Взяли фрукты: яблоки, груши. Помыли их теплой водой. Затем порезали на дольки и стали сушить. Когда яблоки и груши совсем высохли, сложили в мешочек и положили в сухое место. Как мы называем такие фрукты? (сухофрукты)
- Наступит зима. Достанет мама из погреба соленых огурчиков и помидорчиков. Достанет сухих фруктов, вскипятит компот и все опять вспомнят о лете. Почему?
- Как еще можно сохранить овощи и фрукты на зиму?
Кто что ест?
Дидактическая задача: Уточнять знание детьми названий животных и того, чем они питаются. Развивать наблюдательность и внимание.
Игровые правила: Начинать подбирать карточки по сигналу воспитателя. Выполнять действия, не мешая друг другу.
Игровое действие: Поиск нужных карточек.
Дидактический материал: карточки с изображением животных и того, чем они питаются, по количеству детей.
Ход игры
Перед детьми лежат карточки с изображением животных. Дети подбирают на столе у воспитателя для животных соответствующую картинку: для кошки - молочко в миске, для собачки - косточка, для свинки - кашка, для козочки - травка.
Какое насекомое, назови?
Дидактическая задача: Формировать у детей понятие насекомое. Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза и т.д.
Игровые правила: Начинать свои действия по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, называет ее.
Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.
Дидактический материал: карточки с изображением насекомых по количеству детей.
Ход игры
На столах перед детьми лежат разрезные картинки с изображением насекомых.
Дети должны собрать разрезные картинки, угадать насекомое и назвать его. Если дети затрудняются назвать насекомое, воспитатель помогает, загадывая загадки:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки (божья коровка)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют ее... (стрекоза)
На ромашку у ворот опустился вертолет –
Золотистые глаза, кто же это? (стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее... (пчела)
Чок, чок, юк!
Прилетел к нам в сад... (жучок)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)
Мы крылышки расправим –
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем –
Какой кругом простор! (бабочка)
Где чей хвост?
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях тела животных.
Игровые правила: брать карточки по очереди и только те, которые подходят к основной картинке.
Игровое действие: Поиск нужных карточек.
Дидактический материал: парные карточки с изображением животных и хвостов этих животных (по количеству детей).
Ход игры
Детям воспитатель раздает карточки с изображением хвостов животных. На столе лежат карточки с изображением животных без хвостов. Дети поочередно берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, лиса, медведь, белка, заяц и т.д.
Найди такой же цветок
Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Показывать только тот предмет, который изображен на картинке.
Игровое действие: Брать со стола карточку с изображением цветка и находить цветок на клумбе аналогичный рисунку.
Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку, и называют их.
Помоги зеленым друзьям
Дидактическая задача: Упражнять детей в нахождении сюжетных карточек, логически объясняющих ситуацию. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность. Выкладывать только те карточки, которые подходят по сюжету.
Игровое действие: Брать со стола сюжетную карточку и выкладывать перед собой.
Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением ситуаций.
Ход игры
Воспитатель раздает сюжетные карточки. Дети должны подобрать только те, которые соответствуют ситуации.
- Дети водят хороводы вокруг Черемухи и Лесной сирени.
- Дети рисуют букеты сирени и черемухи возле цветущих деревьев.
- Дети поливают и ухаживают за деревьями.
- Дети фотографируются возле цветов и цветущих деревьев.
- Дети поют и играют около Ивушки. И т.д.