Глоссарий темы «Рынок»
Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров.
Рыночный механизм включает:
· Спрос;
· Предложение;
· Цену;
· Конкуренцию;
Все это элементы рыночного механизма.
Спрос – платежеспособная потребность, количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течении определенного времени.
Закон спроса – с увеличением цены спрос на товар падает, и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.
Эффект дохода: если цена товара падает, то при этом же доходе потребитель может покупать больше товара, то есть его спрос вырастет.
Эффект замещения: если цена товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, то есть спрос на данный товар упадет.
Закон спроса не действует:
· При дефиците товаров и ажиотажном спросе;
· В отношении товаров престижного потребления;
· В отношении товаров престижного потребления;
· При переключении спроса с менее качественных на более качественные товары;
· В отношении товаров, занимающих высокую долю в расходах малоимущих потребителей;
(Исключения из закона спроса или «парадоксальный спрос» — повышение величины спроса с ростом цены: эффект Гиффена,эффект Веблена,эффект сноба, конформизм)
Факторы изменения спроса:
1. Изменения в денежных доходах населения;
2. Изменение в структуре населения;
3. Изменение цен на товар заменители;
4. Экономическая политика правительства;
5. Изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы;
Неценовые факторы спроса:
1. Изменение цен на товары заменители;
2. Изменение цен на дополняющий товар;
3. Доходы покупателей;
4. Мода;
5. Реклама;
6. Сезонные изменения;
7. Ожидания покупателей;
Эластичность спроса – степень изменения спроса под влиянием изменения цены и дохода покупателей.
Спрос характеризуется эластичностью. Если при повышении или понижении цены товар покупают практически в тех же количествах, то такой спрос называют неэластичным. Если же изменение цены приводит к резкому изменению величины спроса — эластичным.
Ценовая эластичность спроса – степень изменения спроса под влиянием изменения цены.
Коэффициент эластичности спроса показывает на сколько процентов вырастет спрос при уменьшении цены на 1 %, и наоборот.
Эластичность спроса по доходу – степень изменения спроса под влиянием изменения дохода; показывает насколько процентов изменится спрос при изменении дохода на 1%.
Формулы эластичности спроса:
Точечная эластичность спроса.
Дуговая эластичность спроса.
Перекрестная эластичность спроса.
Перекрестная эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на товар A (da) при изменении цены товара В (Рb) на 1%.
Формула расчета коэффициента перекрестной эластичности:
Разъяснение.
Возможны три случая:
1. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А растет (снижается), то такие товары называются взаимозаменяемыми (субститутами).
В этом случае .
Например, «Кока-Кола» подорожала на 10%, в результате чего спрос на нее снизился, зато спрос на «Пепси-Колу» вырос, допустим, на 15%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на «Пепси» по цене «Кока-Колы» равна
Если же «Кока-Кола», напротив, подешевеет (процентное изменение цены будет отрицательным), то спрос на «Пепси» упадет (процентное изменение спроса будет отрицательным). Тогда и в числителе, и в знаменателе будут стоять числа с отрицательными знаками, но результат все равно будет положителен.
2. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А снижается (растет), то такие товары называются взаимодополняющими (комплементарными).
В этом случае .
Например, запчасти для автомобилей подорожали на 10%, в результате чего спрос на машины упал на 5%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на автомашины по цене запчастей равна:
В свою очередь при удешевлении запчастей спрос на машины возрастет, но эластичность спроса на автомобили по цене запчастей останется отрицательной.
3. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А не изменяется, то такие товары называются независимыми.
В этом случае .
Пусть подорожали (подешевели) футбольные мячи. Скорее всего, это не окажет никакого влияния на спрос на духи. Поэтому эластичность спроса на духи по цене мячей будет нулевой.
Предложение – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить при данном уровне цен в течении определенного времени.
Закон предложения - с увеличением цены на товар предложение товаров растет, и наоборот.
Неценовые факторы предложения:
1. Изменение цен на факторы производства;
2. Технический прогресс;
3. Сезонные изменения;
4. Налоги;
5. Дотации (субсидии);
6. Увеличение спроса на другие товары;
7. Ожидание производителей;
Эластичность предложения – степени изменения предложения под влиянием изменения цены или издержек.
Эластичность предложения по издержкам – степень изменения предложения под влиянием изменения издержек.
Формулы эластичности предложения:
Точечная эластичность.
Дуговая эластичность.
Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором величина спроса на товар соответствует величине предложения.
Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равна величине предложения, и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению.
Равновесный объем – объем спроса и предложения при равновесной цене.
Излишек – состояние рынка, когда величина предложения больше величины спроса, а рыночная цена выше равновесной.
В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену.
Дефицит – состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной.
В этом случае конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену.