Практическое занятие № 1
Тема:
Изучение устройства светового микроскопа. Наблюдение клеток под микроскопом на готовых микропрепаратах.
Цель:
Ознакомиться с устройством микроскопа. Повысить навыки использования микроскопа при изучении микропрепарата.
Задачи:
1. Изучить устройство микроскопа и порядок работы с ним.
2. Изучить готовые микропрепараты: эритроциты лягушки, эритроциты человека, поперечнополосатая мускулатура, гладкая мускулатура.
3. Сравнить и проанализировать готовые микропрепараты, подвести итог.
Оборудование:
Микроскоп, микропрепараты.
Ход работы:
Задание 1. Ознакомиться с устройством микроскопа и методикой микроскопирования.
Биологический микроскоп — это оптический прибор, с помощью которого можно получить увеличение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения (рис. 1).
Рис. 1 Микроскоп:
1 — окуляр; 2 — тубус; 3 — тубусодержатель; 4 — винт грубой наводки; 5 — мик- рометренный винт; 6 — подставка; 7 — зеркало; 8 — конденсор и ирисовая диафрагма; 9 — предметный столик; 10 — револьвер с объективами
В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую. К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительное устройство.
Объектив — представляет собой металлический цилиндр с вмонтированными в него линзами.
Окуляр состоит из 2—3-х линз, вмонтированных в металлический цилиндр.
Осветительное устройство состоит из зеркала и конденсора с ирисовой диафрагмой, расположенных под предметным столиком.
Конденсор состоит из 2—3-х линз. При подъеме или опускании его, конденсируется или рассеивается свет, падающий от зеркала на объект.
Ирисовая диафрагма, расположенная между зеркалом и конденсором, служит для изменения диаметра светового потока, направляемого зеркалом через конденсор на объект.
Механическая система микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика. Подставка — подковообразное основание микроскопа. Коробка с микрометренным механизмом неподвижно закреплена на подставке. Микрометренный винт служит для незначительного перемещения тубусодержателя, а следовательно, и объектива на расстояние, измеряемые микрометрами.
Тубус — цилиндр, в который сверху вставляют окуляры.
Тубусодержатель несет тубус и револьвер. Револьвер предназначен для быстрой смены объективов.
Предметный столик имеет в середине круглое отверстие. На столике находятся две пружинящие клеммы, закрепляющие препарат.
Методика микроскопирования
1. Расчехлите микроскоп и поставьте его в удобное для работы положение. С правой стороны должны находиться необходимые предметы (предметные и покровные стекла, реактивы, препаровальные иглы).
2. Установите объектив малого увеличения (4х с красной полосой).
3. Поместите препарат на предметный столик микроскопа, закрепив его рычагом объектодержателя. Положение препарата относительно объектива отрегулируйте с помощью ручек перемещения предметного столика.
4. Движением макровинта, глядя сбоку на препарат, осторожно опустите объектив. Глядя в окуляр и вращая макровинт на себя, постепенно поднимите тубусодержатель до тех пор, пока изучаемый объект не попадет в фокус. Неясное изображение сфокусировать микровинтом.
5. Вращением поворотной ручки на штативе микроскопа установите оптимальное освещение поля зрения.
Приготовление временных препаратов. При изготовлении временных препаратов изучаемый объект помещают на предметное стекло в каплю воды, раствора реактива или красителя, накрывают покровным стеклом. Такой препарат можно хранить не более месяца. Препараты, которые хранятся более длительный срок, называют постоянными.
Задание 2. Изучить и сравнить микропрепараты:
· эритроциты лягушки, эритроциты человека,
· поперечно полосатая мускулатура, гладкая мускулатура.
Рис. 2 Эритроциты лягушки (земноводное), эритроциты человека (млекопитающее).
На основании сравнения микропрепаратов крови земноводного и млекопитающего заполните таблицу СРАВНЕНИЕ ЭРИТРОЦИТОВ ЛЯГУШКИ И ЧЕЛОВЕКА.
Характеристика | Эритроцит лягушки | Эритроцит человека |
Форма | ||
Размер | ||
Наличие ядра | ||
Количество в единице объема |
Чья кровь лучше приспособлена для переноса кислорода? Объясните почему.
Рис. 3-4 Виды мышечной ткани.
На основании изучения микропрепаратов мышечной ткани выявите и запишите черты их сходства и различия. Опираясь на полученные данные сформулируйте, какими свойствами и какие функции выполняет каждый вид мышечной ткани.
Вывод:
1. Вывод – это ответ на поставленную цель.
2. Вывод – резюмирование, подведение итогов по ходу работы.