МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС




Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.);

- построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).

Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика («портрет выпускника начальной школы»), особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса:

- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;

- осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;

- умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

- уважающего своих родителей и других людей;

- осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

В основе ФГОС лежат Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, региональная Концепция социального воспитания учащихся Воронежской области и другие нормативно-правовые и общественные документы.

Названные Концепции представляют собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в семье и школе.

Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.

Ступени реализации Концепций отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают следующие ступени:

1. Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

2. Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

3. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

4. Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;

- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.

Реализация:

Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Направления содержательной деятельности с родителями:

- Изучение семей обучающихся:

· пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

· диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;

· диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;

· пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;

· психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;

· индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;

· родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.

- Психолого-педагогическое просвещение родителей:

· родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;

· встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;

· встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;

· встреча с юристом, психологом. “Права и обязанности ребенка ”.

- Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:

· подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

· конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;

· мероприятия: “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”;

· конференция “Круг семейного чтения”;

· совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;

· выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;

· совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;

- Проведение открытых мероприятий для родителей;

· конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;

· конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;

· конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;

· организация благоустройства и озеленения школьного двора;

· ремонт и оформление классных кабинетов.

- Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

· создание Управляющего совета;

· организация деятельности Родительского комитета;

· организация деятельности Клуба молодой семьи;

· создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;

· разработка системы договоров между родителями и школой;

· беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;

· обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

- Работа в составе школьного совета:

· участие родительского комитета в разработке Устава школы;

· участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах).

· проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.

- Повышение педагогической культуры родителей:

· знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

· изучение закономерностей развития ребенка;

· содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;

 

- Пропаганда здорового образа жизни в семье:

· родительские практикумы по закаливанию;

· практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

· организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

· организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;

· семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

· клуб любителей семейных путешествий;

· совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

- Повышение правовой культуры родителей:

· изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

· изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

· изучение Закона РФ “Об образовании”;

· Билль о правах ребенка;

· программа развития и воспитания детей в системе национального образования;

· программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.

Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 50% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.

Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.е. родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Методы работы с родителями:

· наблюдение;

· индивидуальные беседы;

· тестирование;

· анкетирование;

· диагностика;

· анализ детских рисунков и рассказов о семье;

· метод коллективно-творческой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: