КУЛЬТУРА ДИАЛОГА
Диалог – наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников:
– Скажите, – спросила она, – неужели у вас нет большой мечты? – Это был уже не наводящий вопрос. Это был простой человеческий вопрос.
– Есть. Я хочу писать рассказы.
– Почему же не пишете?
– Я пишу, но их не печатают.
– Почему? – изумилась она.
– Говорят, плохие.
– Не может быть. У вас должны быть хорошие рассказы
(В. Токарева. День без вранья).
Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, т.е. в процессе диалога происходит обмен информацией.
Реплики диалога – это речевые акты, т.е. действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат.
Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты диалога.
Целенаправленность речевого действия в диалоге – это явные или скрытые цели адресата или адресанта, например, сообщение, вопрос, приказ, совет, извинение, повеление:
Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове;
И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие
(Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 24).
Чтобы достичь своих целей, каждый из собеседников реализует то или иное намерение, побуждая собеседника к определённым речевым действиям. Побуждающая информация может быть выражена прямо (форма глагола в повелительном наклонении) и косвенно (вопрос: не могли бы Вы? не трудно ли Вам? и т.п.):
Стояла осень на дворе,
И ветер дул сырой.
Старик старухе говорит:
– Старуха, дверь закрой!
(С. Маршак).
Не могли бы вы, сестрица,
Командиру услужить.
Не могли бы вы петлицы
На шинель мою нашить...
(И. Уткин).
В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора:
1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совет). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета;
2. Сообщение должно соответствовать теме разговора;
3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной.
При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т.п.).
Типичный набор смысловых частей разговора:
I. Установление контакта с собеседником (зрительного и речевого).
Распространённые фразы: «Здравствуйте», «Давно не виделись», «Извините», «Кого я вижу» и т.п.
II. Начало разговора
1) приветствие
2) вопрос о том, возможен ли разговор: «Я вас не отрываю?», «Вы можете сейчас поговорить?», «Извините, можно у вас спросить?», «вы сейчас не заняты?».
3) вопросы о жизни, делах, здоровье (обычно в неофициальной дружеской беседе)
4) сообщение о цели разговора
III. Развитие темы.
Информация говорящего + реакция собеседника, его ответные реплики. В этот момент инициатива в разговоре может перейти к собеседнику.
IV. Конец разговора.
1. Заключительные фразы, сопровождающие конец разговора (носят обобщающий характер).
2. Этикетные фразы, сопровождающие конец любого разговора.
3. Прощание.
Каждая тема (в идеале) получает развитие, прежде чем собеседники перейдут к новой теме. Если один из собеседников не поддерживает тему, это может говорить о том, что:
· собеседник не желает говорить на эту тему;
· собеседник склонен навязать свою тему;
· возможно, собеседник не расслышал ваших слов и нужно их повторить;
· собеседник не желает говорить с Вами.
Речевое поведение собеседника требует понимания, проникновения в его настроение, мысли, побуждения, мотивы, иначе невозможно осуществление успешной коммуникации. В этом отношении весьма важна эмпатия (способность вставать на место другого человека, способствующая взаимопониманию и гармонизации отношений).
Совершенствование техники общения, техники ведения диалога требует изучения моделей ведения диалогов, владения вариативностью средств выражения мыслей и чувств, владения тактическими приёмами речевого общения.
Известно, что одна и та же мысль может быть выражена различными лексико-грамматическими средствами:
– Вас не затруднит подать мне воды?
– Пожалуйста, принесите мне стакан воды.
– Умираю от жажды!
– Очень хочется пить…
– Пить!
– Воды!
Выбор варианта зависит от речевой ситуации, собеседника, с которым мы общаемся:
Общие правила ведения диалога по Ю. В. Рождественскому:
· Вопрос требует ответа;
· Повеление требует ответа действием или словом;
· Повествование требует ответной реакции (ответной реплики или ответного повествования или внимательного молчания).
Внимательное молчание – отсутствие речи, при котором выражением лица, жестами, междометиями, повтором слов слушающий извещает говорящего о том, что его речь принимается и понимается.
Формы диалога должны планироваться как на обыденном, так и на официальном, так и на государственном уровнях.
При планировании диалогов нужно учитывать законы риторики диалога.
Первый закон риторики диалога:
Всякий новый проект встречает сопротивление людей. Любое новое высказывание или действие встречает сопротивление несмотря на то, что это высказывание или действие не угрожает благополучию отдельных людей, организаций и состоянию общества в целом. Этот закон именуют законом сопротивления всему новому.
В соответствии с данным законом человек или организация предпринимает риторические действия, называемые «связи с общественностью» (public relations): ни одно действие не может получиться, если не добиться для него внешних благоприятных условий с помощью речи.
Связи с общественностью стали особенно необходимы в условиях информационного общества.
Итак. Для осуществления нового проекта, продвижения новой идеи необходимо создать благоприятную почву. Условия реализации проекта – связь с общественностью (посредством диалога).
План мероприятий по связям с общественностью разрабатывается так, чтобы:
1) ввести в действие те виды словесности, которые можно применить с наибольшим эффектом для пропаганды данного проекта. Например, в некоторых случаях (открытие АЭС, предвыборная компания) необходимо умелое привлечение СМИ.
2) должна быть разработана система аргументации в пользу проекта (система доводов отлична в среде власти, общественности, фирм, общественных организаций и т.п.; система доводов должна отвечать интересам той или иной категории граждан).
3) необходимо обеспечить диалоговый режим словесных действий (т.е. представлять свои аргументы с учётом альтернатив и развивать альтернативные взгляды с возможной подробностью, каждый раз опровергая альтернативы).
Под диалоговым режимом также понимается реальный диалог в письменной и устной формах с категориями заинтересованных лиц и лиц, затронутых в связях с общественностью. Далее необходимо корректировать выводы.
Второй закон риторики диалога:
Изобретение содержания речи (инвенция) в диалоге невозможно без учёта внешней и внутренней среды управления. Данный закон именуют законом граничных условий изобретения.
Второй граничный закон гласит: изобретение содержания речи невозможно без учёта культурных условий риторического изобретения (совокупности данных о личной культуре собеседника или аудитории: духовной, моральной, нравственной, этического и эстетического уровней, а также уровня образования) Это закон культурных условий риторического изобретения.
В рамках государства и производства реализация проектов требует лучших риторов, умеющих определить характер аудитории и осуществить правильный выбор речевой стратегии и тактики.
Эффективность ведения диалога часто зависит от того, какие виды словесности используются в диалоге: следует привлекать только необходимые виды словесности (избегать многословия и пустословия, говорить об одном и том же разными словами).
Иначе, например, на производстве, в официальной среде может возникнуть явление, ранее называвшееся «волочение дел», возникающее как следствие наращения содержания диалога, нерационального повторения одних и тех же видов диалога, вовлечения в диалог новых видов словесности. Время для решения нужно сокращать и переходить к действию.
Для успешного ведения диалога необходимо знание правил ведения диалога и понимание правильности его течения. «Грамотность ведения диалога, т. е. точное следование правилам словесности – лучшая гражданская защита человека » (Ю. В. Рождественский).
Например, не следует путать речь в суде и речь в собрании, хотя и та и другая носят характер диалога-театра, иначе можно нанести ущерб и делу, и конкретному лицу (неправый суд, самосуд по отношению к Б. Л. Пастернаку, (ситуация, связанная с романом «Доктор Живаго»)).
В качестве неприемлемого ведения диалога можно привести и такие примеры:
· трактовка гомилетического произведения как Священного писания;
· личные письма в делопроизводстве;
· превращение гомелитического диалога в судебный (инквизиция).
Третий закон риторики диалога – закон диалогической социализации.
Данный закон гласит:
Основные правила диалога предполагают социализацию чел Четвёртый закон риторики диалога – закон устранения вреда от речи. Данный закон гласит:
Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий должен определять, не нанесёт ли ему говорящий скрытого или явного ущерба.
Правила для слушающего включают в себя оценку речи говорящего, т. к. горящий опасен для слушающего тем, что может завлечь его в трудную ситуацию или привести к неправильному пониманию и поступку.
Правила для слушающего по Ю. В. Рождественскому:
1. Необходимо искать различие в речах, получаемых от разных лиц.
И помнить: Сто человек – сто мнений.
2. Необходимо делить полученные высказывания на истинные и ложные, пригодные и непригодные:
И помнить: Нет людей, которые не ошибаются.
3. Необходимо отделить интересы говорящего от содержания его высказывания.
Не принимай решения, выслушав только одну сторону;
Не спеши с выводами, если тебе не ясно;
Один любит попа, другой попадью, а третий – попову дочку.
4. Необходимо распознать и разделить намерения и интересы говорящего и характер ситуации и содержание речи.
Лиса знает сто сказок и все про курицу.
Человек спрятан за своими словами.
5. Необходимо определить искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб.
Зайцу говорит «беги», борзой говорит «лови».
6. Необходимо сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете.
Кто передаёт тебе о других, тот передаёт другим о тебе.
7. Необходимо оценить ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: нелогичность, вымысел, неопределённость суждения.
Немного слов, много оговорок.
8. Необходимо уяснить ошибки в содержании речи в связи с её модальностью, т. е. оценить отношение говорящего к своей речи:
Самооправдание: танцевать не умеет, а говорит: пол кривой;
Хвастовство: Конь скачет, всадник похваляется;
Некомпетентность критики: Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить;
Непонимание сути дела: Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где жёлоб;
Искажение истины в гневе: Гнев шагает впереди, ум сзади.
Правила говорящего – типичные правила риторики:
1. Осторожность.
Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст.
2. Необходимо соблюдать замысел речи.
Прежде чем говорить, подумай о смысле слов;
Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь;
Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить;
Если боишься – не говори, если сказал – не бойся.
3. Смысл слова зависит от того, каким топом оно сказано.
Топ – основная единица изобретения (инвенции) – общее место, смысловая модель.
Использование того или иного топа зависит от функционально-смыслового типа речи (описание, повествование, рассуждение).
Виды топов:
1) род и вид;
2) целое и часть;
3) определение;
4) свойства (описание признаков);
5) обстоятельства (время и места в описании, причины и следствия в рассуждении);
6) сравнение и противопоставление;
7) имя (обыгрывается название чьего-либо имени);
8) пример (иллюстрация);
9) свидетельство (ссылка на авторитетный источник). Цитата – топ свидетельства.
Если хочешь возвысить человека – возвысь, хочешь унизить – возвысь (ирония).
Стреляет криво – попадает прямо (иносказание).
4. Типичные ошибки говорящего:
1) противоречие содержания речи ситуации (неуместность);
2) тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны);
3) многословие (избыточность).
Слово – жемчуг, но когда их много они теряют цену.
Кто много говорит, много ошибается.
Продуктивность словесных средств, используемых в речи (логос) зависит от искусства дебатирования, но само искусство дебатирования опирается на объективные законы диалога. Диалоги в соответствии с законами образования общих мест (топов) разделяются на диалоги в одном виде словесности и диалоги в разных видах словесности.
Диалоги в одном виде словесности подчиняются следующим законам:
Бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).
Например, опытные бюрократы, для того, чтобы остановить какое-либо дело продлевают переписку и «хоронят дело». Энергичные администраторы, желая вершить дело, поступают наоборот.
2. Закон аудитории.
Бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).
Это значит, что если хочешь «похоронить дело» привлеки к нему как можно больше лиц (У семи нянек дитя без глазу). Каждое лицо добавит новое мнение, создастся информационный шум. Например, М. С. Горбачев уничтожил руководимую им партию и государство тем, что максимально расширял аудиторию в обсуждении – съезды, конференции (под предлогом «совета с народом»). Наоборот, продвижение крупных проектов осуществляется за закрытыми дверями, либо руководители проектов прибегают к организации малых аудиторий, решающих конкретные вопросы. Множество речей по одному вопросу не несёт конкретной информации по проектам.
3. Закон компетентности аудитории.
Бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную ценность речи (и наоборот).
В качестве примера можно привести обывательские суждения об экономике, политике, искусстве, суждения филологов, воспитанных на грамматике о риторике.
4. Закон уместности.
Организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.
Многие важные по существу диалоги не дают результатов, т. к. не затрагивают действительных интересов участников. Этот закон именуют ещё законом заинтересованности в содержании дела: ни одна речь в одном виде словесности не может привлечь к диалогу участников, если у них нет прямой заинтересованности.
(Преимущественно по О. М. Казарцевой и Ю. В. Рождественскому).