Европейское Средневековье охватывает период от распада Римской империи (V в.) и до эпохи Возрождения (XIV— XV вв.). В это время в Европе господствовал феодальный строй. Политеизм Античности сменился монотеизмом — Европа приняла христианство, которое стало единственной государственной религией. Это оказало существеннейшее влияние на философию.
Философия Средневековья сформировалась под влиянием:
· древнегреческой философии, и в первую очередь учений Платона и Аристотеля;
· христианства.
Важнейшей чертой средневековой философии была ее тесная связь с христианской религией. С одной стороны, христианство нуждалось в философском обосновании своих исходных положений. С другой стороны, сами философы в своих поисках все больше опирались на установки христианства; в философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе эти идеи тесно связаны между собой, поскольку предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент средневекового учения о познании.
Отличительными особенностями средневековой философии являются:
· теоцентризм (греч. theos— Бог): источником и причиной всего существующего является Бог;
· креационизм (лат. creatio — творю, создаю): весь мир видится Божьим творением, созданным из ничего Божественной волей;
· провиденциализм (лат. prouidentia — провидение): все происходящее в мире признается проявлением Божественной воли и соответствовало изначальному Божественному замыслу;
· традиционализм: поскольку истина была дана свыше в Священном Писании, средневековая философия опиралась прежде всего на его авторитет и была крайне нетерпима к ересям.
В истории средневековой философии выделяют два основных этапа: патристику и схоластику.
Патристика представляет собой теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства, опираясь на достижения античной философской мысли.
Патристика включает следующие периоды.
1. Апологетика (II — III вв.) оформила христианское мировоззрение. Одним из представителей этого периода является Климент Александрийский.
2. Классическая патристика (IV —V вв.) систематизировала христианское учение. Ярчайшим его представителем является Августин Блаженный.
3. Заключительный период (VI — VIII вв.) окончательно сформировал догматику.
Патристика также подразделяется на греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин Блаженный, Боэций и др.).
Схоластика («школьная философия») представляет собой особое направление философской мысли, посвященное рационалистическому обоснованию христианской догматики.
Этапы развития схоластики:
1) ранняя форма (XI— XII вв.);
2) зрелая форма (XII—XIII вв.);
3) поздняя схоластика (XIII — XIV вв.).
Отличительная особенность схоластики состоит в том, что она рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку богословия».
ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО: Августин Аврелий (Блаженный) (354—430) был родом из Северной Африки. В юности он обучался в школе риторики в Карфагене, позже сам стал профессором торики. Уже в зрелом возрасте Августин стал христианином, принял священнический сан, а с 396 г. был епископом. Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремясь представить его в качестве единой, целостной концепции. Он является одним из крупнейших философов и богословов периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на следующее развитие философии.
Философия Августина Блаженного построена целиком вокруг идеи единого Бога.
Бог является истинной целью всякого познания, и одновременно Он и источник познания, поскольку без Его откровения истинное познание было бы невозможно. Августин призывал познать Бога и собственную душу: бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу.
Все происходящее в мире предопределено Богом. Тем не менее человек обладает свободой воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума. Человек свободен, когда его воля направляет его действия к добру, когда она согласна с волей Божьей. Когда воля или разум не согласны с Божественной волей, человек становится рабом греха.
Все человечество Августин подразделяет на две части или, иначе, два града: град Божий и град земной. Философ так описывает их: «Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой — из желающих жить также по духу... Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в Господе». Град земной — это мир себялюбцев, в котором господствует похоть. Поэтому земное государство создано и держится путем насилия и принуждения. Град Божий — это мир добра, в котором руководство и подчинение основано на взаимной любви по заповеди Божьей.
Представителем Божьего града на земле является Церковь, поэтому благое государство должно служить Церкви, оно должно направлять мир земной к миру небесному и управлять обществом согласно с установлениями Церкви. В ходе истории человечества происходит непрерывная борьба града Небесного с градом земным, и силы света постепенно одолевают силы тьмы.
ФИЛОСОФИЯ ФОМЫАКВИНСКОГО: Фома Аквинский родился в Италии в знатной семье и получил блестящее богословское образование. Он занимался преподавательской и научной деятельностью, написал множество философских и богословских трудов.
Одной из интересовавших Фому Аквинского проблем было соотношение философии и теологии. Он считал, что философия и теология фактически имеют общий предмет исследования — Бога и Его создание, только теология идет от Бога к природе, а философия — от природы к Богу. Философия должна служить теологии. Вера не иррациональна, а трансрациональна, сверхразумна, поэтому не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума. Задачу науки Фома Аквинский видел в объяснении закономерностей окружающего мира.
Душа как духовная субстанция не отделена (по крайней мере, в ее земном существовании) от тела. В этом и заключается отличие души от других духовных субстанций (ангелов).
Социально-политические воззрения Фомы Аквинского ставили в центр индивидуума. Задачей государства является забота об общем благе его членов. Подданные должны подчиняться власти; как христиане они обязаны проявлять покорность начальству. Лучшей формой государственного устройства признается монархия; монарх в своем государстве — как душа в теле и Бог в мире. Его задачей является вести своих подданных по пути добродетельной жизни, для чего необходимо обеспечить в стране мир и благосостояние. Высшей целью людей является достижение небесного блаженства, куда их ведет Церковь. Роль Церкви важнее, чем роль государства, поэтому светская власть должна быть подчинена церковной.
СПОР НОМИНАЛИСТОВ И РЕАЛИСТОВ: Средневековая схоластика возникла вместе с появлением теологии как школьной (т.е. схоластической) рациональной дисциплины. Схоласты пытались рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение; кроме того, для них было характерно абсолютизирование книжного знания.
Схоластические споры отличались умозрительностью и мало соприкасались с реальными жизненными проблемами, что впоследствии послужило причиной отрицательного отношения к схоластике. Тем не менее схоласты поставили много важных проблем. Так, спор об универсалиях заложил основы для последующего анализа проблем языка и мышления. Участники спора об универсалиях именовались реалистами (лат. realis — вещественный, действенный) и номиналистами (лат. потеп — имя, наименование). Реалисты считали, что общим понятиям соответствует реальное общее, существующее в действительности. Номиналисты полагали общие понятия всего лишь именами, названиями вещей. Ответить на данный вопрос нельзя без выяснения, что собой представляет реальность.
Реалисты и номиналисты подразделялись на крайних 13 и умеренных.
Крайний реализм полагал универсалии существующими независимо от индивидуальных объектов. Его последователи утверждали, что общее реально существует и управляет всем сущим; общее существует отдельно от частных вещей, в некоем отдельном мире, например в мыслях Бога.
Крайний реализм подразделяется на ранний и поздний. Ранний реализм предполагает существование общего в сознании Бога в качестве некой сущности, предшествующей индивидуальному бытию. Индивидуальное, конкретное бытие является результатом воплощения сущности (Иоанн Скот Эриугена). Поздний реализм трактовал сущности как первичные субстанции, представленные в единичных объектах (Гийом из Шартра).
Умеренные реалисты также полагали общее реально существующим, но не отдельно от единичных вещей, а в них самих — в виде общих понятий. К числу умеренных реалистов принадлежал Фома Аквинский, который вслед за Аристотелем рассматривал идеи и вещи в неразрывной связи друг с другом. Согласно его воззрениям, общее является формой единичного, частного. Умеренные реалисты сформулировали концепцию о типах существования универсалий.
Универсалии существуют трояким образом:
до вещей — в Божественном разуме;
в самих вещах — как их сущность;
после вещей, т.е. в человеческом разуме, — как результат обобщения и абстракции.
Номиналисты признавали существование исключительно индивидуальных вещей, которые одни могут выступать предметом познания, отрицая существование общего как в вещах, так и до вещей.
Крайние номиналисты отрицали существование даже общих понятий: все понятия — слова, а слова — лишь знаки, метки вещей либо колебания воздуха.
Умеренные номиналисты признавали общие понятия, но лишь как результат интеллектуальной деятельности человека. Человек обобщает и делает выводы, создавая общее как плод своей умственной работы, но в самих вещах общее отсутствует.
Номиналистам было свойственно детализированное, ситуативное мышление, внимание к деталям, частностям.
В результате активных дискуссий католическая церковь приняла сторону умеренного реализма Фомы Аквинского. Номинализм был осужден.
В следующие эпохи идеи номинализма послужили идеологической основой развития западной либеральной демократии. Идеи реализма оказались востребованы деспотическим строем и способствовали развитию утопических движений тоталитарного типа. Реализм и номинализм представляли собой средневековые варианты идеализма и материализма.