Проходя преддипломную практику под непосредственным руководством юрисконсульта, мной изучено правовое положение юрисконсульта Учреждения.
Юрисконсульт Учреждения действует на основании Должностной инструкции, утвержденной Директором Учреждения от 3 февраля 2016 г. (далее — Должностная инструкция) [5].
На должность юрисконсульта назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее специальное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним образованием, не менее 5 лет;
Юрисконсульта 2 категории — лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности юрисконсульта не менее 3 лет;
Юрисконсульта 1 категории — лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности юрисконсульта 2 категории не менее 3 лет.
Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от нее приказом директором Учреждения.
В своей деятельности юрисконсульт руководствуется: действующим законодательством; приказами, распоряжениями и указаниями директора Учреждения; методическими материалами по соответствующим вопросам; Уставом; правилами трудового распорядка и другими локальными нормативными актами; Должностной инструкцией (подп. 1.4 п. 1 Должностной инструкции) [5].
Для эффективной работы юрисконсульт должен знать:
1) гражданское, трудовое, социальное право, а также основы финансового, административного и экологического права;
2) постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по правовой деятельности Учреждения;
3) технические средства по организации справочно-информационной работы по законодательству и нормативным актам;
|
4) порядок ведения учета состояния отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности Учреждения;
5) порядок заключения и оформления договоров;
6) основы экономики, организации труда и управления;
7) основы психологической личности и социально-психологические аспекты помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
8) правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты (подп. 1.5 п. 1 Должностной инструкции) [5].
На юрисконсульта возлагаются следующие функции:
1. Осуществление приема граждан по правовым вопросам в Центре, проведение выездных юридических консультаций для населения района в филиалах Центра, социальных пунктах и домах социальных услуг.
2. Принимает участие в разработке документов правового характера, подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим вдеятельности организации.
3. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации.
4. Оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности.
5. Ведение работы по систематизированному учету и хранению действующих законодательных актов, производит отметки об их изменениях, дополнениях и отмене.
6. Осуществляет информирование и ознакомление должностных лиц и работников учреждения с действующим законодательством и изменениями в нем. С нормативными актами, относящимися к их деятельности.
|
7. Консультирует работников по организационно – правовым и юридическим вопросам, оказывает содействие в оформлении документов.
8. Осуществляет учет проделанной работы в соответствии с установленными нормами, отвечает за правильность ведения отчетной документации.
9. Участвует в методической и просветительной работе отделений и Центра, в семинарах, конференциях и других мероприятиях с целью просвещения населения о правах и обязанностях граждан, законах Республики Беларусь.
10. Постоянно повышает свою квалификацию и уровень профессионализма (п. 2 Должностной инструкции) [5].
Должностные обязанности юрисконсульта Учреждения сводятся к следующим:
1) обеспечивает соблюдение законности в деятельности Учреждения и защиту его правовых интересов;
2) разрабатывает документы правового характера;
3) проводит консультативный прием граждан по социально-юридическим вопросам, организует мероприятия по правовой грамотности населения.
4) рассматривает и принимает меры по заявлениям и предложениям граждан, обеспечивает своевременное их рассмотрение;
5) оформляет в соответствии с установленным порядком документы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
6) осуществляет контроль за соответствием приказов, инструкций, положений и других актов правового характера действующему законодательству, а также участвует в необходимых случаях в подготовке этих документов;
7) осуществляет методическое руководство правовой работой в Центре, оказывает правовую помощь структурным подразделениям, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий;
|
8) обеспечивает соблюдение правил делопроизводства, учет, сохранность, прохождения служебной документации;
9) представляет интересы учреждения в суде, арбитраже, а также в других государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов, осуществляет учет и хранение, находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел;
10) ведет справочно-информационную работу по законодательству и нормативным актам с применением технических средств
11) принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, осуществляет необходимую переписку с органами управления по вопросам, относящимся к сфере деятельности учреждения;
12) разрабатывает должностные инструкции работников Учреждения;
13) выполняет приказы, распоряжения и указания директора Учреждения (п. 3 Должностной инструкции) [5].
Юрисконсульт имеет право:
1) знакомится с проектами решений, связанных с его деятельностью.
2) вносить на рассмотрение руководства Учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями предусмотренными настоящей инструкцией.
3) запрашивать и получать от работников Учреждения информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4) привлекать работников Учреждения к выполнению возложенных на него функций в случаях, если это предусмотрено в должностных инструкциях работников или по поручению директора Центра (п. 4 Должностной инструкции) [5].
Юрисконсульт несет ответственность:
За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, за неправильность и неполноту использования предоставленных прав, предусмотренных Должностной инструкцией, в пределах действующего трудового законодательства Республики Беларусь.
За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушений в пределах действующего законодательства.
При прохождении практики мной изучен порядок подготовки приказов Учреждения (Приложения 7, 8, 9, 10).
В результате исследования деятельности юрисконсульта Государственного учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения г. Барановичи» и порядка ведения договорной работы в Учреждении сделаны следующие выводы.
1. Юрисконсульт Учреждения действует на основании Должностной инструкции, утвержденной Директором Учреждения от 3 февраля 2016 г. На должность юрисконсульта назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее специальное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним образованием, не менее 5 лет;
Юрисконсульта 2 категории — лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности юрисконсульта не менее 3 лет;
Юрисконсульта 1 категории — лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности юрисконсульта 2 категории не менее 3 лет.
Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от нее приказом директором Учреждения.
2. Основные направления деятельности юрисконсульта могут быть сведены к следующим: осуществление приема граждан по правовым вопросам в Центре, проведение выездных юридических консультаций для населения района в филиалах Центра, социальных пунктах и домах социальных услуг; принимает участие в разработке документов правового характера, подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации; участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации; оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности; ведение работы по систематизированному учету и хранению действующих законодательных актов, производит отметки об их изменениях, дополнениях и отмене; осуществляет информирование и ознакомление должностных лиц и работников учреждения с действующим законодательством и изменениями в нем. С нормативными актами, относящимися к их деятельности; консультирует работников по организационно – правовым и юридическим вопросам, оказывает содействие в оформлении документов; осуществляет учет проделанной работы в соответствии с установленными нормами, отвечает за правильность ведения отчетной документации; участвует в методической и просветительной работе отделений и Центра, в семинарах, конференциях и других мероприятиях с целью просвещения населения о правах и обязанностях граждан, законах Республики Беларусь; постоянно повышает свою квалификацию и уровень профессионализма
Глава 4