ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫШКОЛЬНИКОВ ПО истории (9 КЛАСС)
1. Выберите правильные характеристики социально – экономического развития России в XIX в.
1.1. Промышленный переворот в России начался после отмены крепостного права. 1.2. К концу XIX в. крестьяне составляли более 75% населения Российской империи.
1.3.В области финансов в середине XIX в. важное значение имела финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, вводившая в России твёрдую денежную единицу – золотой рубль.
1.4.Для экономической политики, проводимой на рубеже XIX - XX веков министром финансов С.Ю. Витте, была характерна борьба государства с капиталистическими монополиями
1.5. В начале 1890-е.гг. в России наблюдался невиданный ранее промышленный подъём
2. Определите о ком идёт речь в стихотворении К.Рылеева «К временщику».
Надменный временщик и подлый, и коварный.
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!
Как ни притворствуешь ты и как ты ни хитришь
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он, что ты стеснил свободу,
налогом тягостным довёл до нищеты
Селения лишил их прежней красоты. Ответ _____________________
Какие из перечисленных ниже событий связаны с его именем
а) замена коллегий министерствами б) учреждение военных поселений в) издание указа о «вольных хлебопашцах» | г) Циркуляр о «кухаркиных детях» д) усиление цензурных запретов е) ужесточение дисциплины в армии |
Ответ _____________________
3. Расположите в хронологической последовательности события конца XVIII-XIX вв.: а) Венский конгресс б) создание организации «Освобождение труда» в) оборона Севастополя г) отмена крепостного права д) правление Павла I е) Тарутинский манёвр ж) земская реформ з) Тильзитский мирный договор
Ответ______________________________________
Подчеркните лишнее в ряду. Поясните свой ответ.
4.1. Ткачёв, Грановский, Лавров, Бакунин _______________________________________________
4.2. коллегии, Сенат, приказы, Государственный совет_______________________________________
4.3. «Москва – третий Рим», теория официальной народности, «чугунный устав», «мрачное семилетие »__________________________________________________________
Перед вами два описания. В первом есть два предложения, которые относятся ко второму описанию. Во втором есть два предложения, относящиеся к первому описанию. Внесите номера этих предложений в таблицу, данную после текста.
I.Сперанский М.М.
1. Сын священника; родился 1 января 1772 г., учился во владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии.
2. Он составил «Введение к уложению государственных законов».
3. После смерти царя сыграл решающую роль в повороте правительственной политики к сохранению абсолютизма. Является автором манифеста «О незыблемости самодержавия».
4. Его девиз: «Осади назад!». Выступал за то, чтобы отменит все реформы прошлого, полагая, что революцию «можно вырвать только железом и кровью»
5. В результате интриг его противников был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород
II.Победоносцев К.П
1.Российский государственный деятель, ученый-правовед, публицист. Преподавал законоведение наследникам престола.
2. Его главным делом после возвращения из ссылки и сближения с новым императором было составление «Полного Собрания» и «Свода Законов»
3. Он прошёл путь от сенатора, члена Государственного совета до обер-прокурора Святейшего Синода и члена Комитета министров.
4.Император приблизил его к себе и взял на встречу в Эрфурт с Наполеоном.
5. Его современниками были М.Катков и Д. Толстой.
Предложения части I(для переноса в часть II) | Предложения части II(для переноса в часть I) |
Какие суждения о сюжете картины являются верными?
1. Россия стала первой страной, построившей объект, к которому приковано внимание людей, изображённых на картине
2. начало строительства в России объектов, один из которых изображён на картине, связано непосредственно с именем С.Ю. Витте
3. картина иллюстрирует событие, произошедшее в России в 1837г.
4.событие, изображённое на картине, произошло в период промышленного переворота
5. на строительстве объекта, изображённого на картине, не использовался труд крепостных
6. данная ж.д. связала Москву и Санкт – Петербург.
Ответ_________________________________
7. Отметьте положения, связанные с понятием «крестьянская община» в России в первой половине XIX века: а) решение спорных вопросов уездными земскими учреждениями б) регулярный передел земли в) разрешение выхода крестьян из общины с землёйг) разрешение продажи крестьянами своих участков общинной земли д) выполнение общинами повинностей в пользу государства е) помощь общины обедневшим крестьянам Ответ:___________________________________
8. Военная галерея Зимнего дворца включает 333 портрета. Император Александр I лично утверждал список генералов, героев Отечественной войны 1812 года, портреты которых должен был создать художник Джордж Доу. Перед вами четыре из них. Сотрудники музея перепутали таблички с именами полководцев. Установите правильное соответствие.
|
|
|
|
Ответ: 1. ________________ 2._____________3.__________________ 4.______________________
9.Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля и напишите краткий рассказ о нем, указав время жизни и основные направления (события, достижения и т.п.) и результаты деятельности.