Слайд 7 Краеведы послевоенного периода.




Слайд 1

Прежде чем начать представление работы, я хотела бы напомнить вам, что такое краеведение и кто такие краеведы.

Первого краеведа нашей земли определить не представляется возможным, так как люди живут на территории нашего района с давних времен, и поэтому я решила начать своё исследование с XIX века, когда и началась активная краеведческая работа по изучению нашего края.

Слайд 2

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что бы развивать интерес и углублять знания по истории и культуре родного края, изучая личности и деятельность краеведов с XIX века и по настоящее время, развивать краеведение в Витебском районе.

 

Гипотеза: я считаю, что в обозначенный мной период на территории нашего района непрерывно шла и продолжает идти активная работа краеведов по изучению нашей земли в различных направлениях, а также, что краеведом может стать любой человек любящий свою Родину.

Слайд 3

Цель моей работы: проверить выдвинутую гипотезу, изучив весь доступный материал.

Задачи:

- собрать и изучить материалы о краеведах, исследовавших территорию Витебского района с XIX по начало XXI вв.

- провести интервью с краеведами – современниками, которые работают в Витебском районе

- издать практический материал о краеведах Витебского района в период с XIX по начало XXI вв. для использования в работе как учащимися так и педагогами района

- выработать памятку с рекомендациями по развитию краеведения Витебского края

Слайд 4

Объектом исследования являются краеведы, изучавшие территорию современного Витебского района XIX века и по настоящее время.

Предметом исследования является становление личности краеведа в современных условиях.

Методы исследования: поисково-исследовательский, интервьюирование.

Слайд 5

Свою работу я начала с изучения деятельности краеведов XIX – первой половины XX века.

Первым в моем списке стоит Михаил Осипович Без - Карнилович (1796 -1862) историк, краевед и военный топограф. В 1831-1847 году изучал территорию Витебской губернии. По итогам данной работы написал книгу «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии», где целый раздел посвящён памятникам Витебского уезда.

Еще один выдающийся специалист этого периода Семянтовский Александр Максимович (1821-1893Он создал карту исторических памятников на Витебщине, а также стал автором ряда статей на различную тематику, касающихся Витебского уезда.

Столпом развития краеведения на нашей земле стал Никифоровский Николай Яковлевич (1845-1910), издавший более 20 исследований по этнографии, фольклору и истории Витебщины.

Примечателен он тем, что является нашим земляком - родился в деревне Вымно на территории современного Витебского района.

Наиболее важной работой Никифоровского является книга «Очерки простонародного житья - бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов быта».

Сапунов Алексей Парфенович (1851-1924) историк археограф краевед. Еще один наш земляк из местечка Усвяты Витебской губернии. Важную часть его работы занимает история Витебского Придвинья.

Не оставил нашу землю своим вниманием и Романов Евдоким Романович - известный белорусский этнограф, фольклорист, археолог. Он археологически исследовал ближайшие окрестности современного Витебского района.

Слайд 6

Брэжго Болеслав Ричардович (1887-1957) историк, архивист - автор 120 печатных работ из них 30 по истории Витебска и Витебщины: наибольший краеведческий интерес вызывают «Местечко Глазамичи или Яновичи», «Репин на берегах Двины».

Поляк Ипполит Павлович (1891-1937) общественный деятель педагог краевед. Оставил ряд интереснейшей информации по топонимике, статистике, экономическом развитии северной части Витебского района

Шлюбский Александр Онуфриевич (1897-1941) этнограф, архивист, фольклорист. Собирал народные песни в Витебском уезде.

Слайд 7 Краеведы послевоенного периода.

В послевоенный период активно работали и работают на нашей земле следующие специалисты краеведения.

Юшкевич Маргарита Дмитриевна 1932 года рождения учитель географии и краевед из деревни Старое Село Витебского района. Маргарита Дмитриевна занимается краеведением з 1967 года. На основе собранных материалов ею был создан музей со средины 1980-х годов имеющий историко-краеведческий профиль. В музеи около 13 тысяч экспонатов. Автор ряда книг на историко-краеведческую тематику.

Огромную работу по изучению и увековечиванию событий Великой Отечественной войны в нашей местности проводит Терещенко Виктор Демьянович Проживает в деревне Копти Витебского района. С 1985 года занимается изучением родного края, особенно серьезно изучает события второй мировой войны на территории Витебского района. Инициатор создания ряда памятников и памятных знаков на территории деревни Копти.

Слайд 8 Огромный пласт работы поднял в свое время Мезенцев Владимир Ильич 1925 года рождения краевед.

Занимался изучением истории Витебского района и военных действий в окрестностях Витебска в 1941-1944гг. Участвовал в создании некоторых школьных музеев, историко - краеведческого музея Витебского района. Руководил созданием и изданием историко-документальной хроники «Память» Витебского района.

Когда речь заходит о краеведах нашей земли нельзя не вспомнить и деятельности Жижневской Натальи Васильевны 1923-2009 краеведе, журналисте, участнице ВОВ.

В витебской районной газете «Ленинский призыв» она вела рубрику «Летопись народной славы», посвящённой истории Витебского района от Октябрьской революции.

Слайд 9

Нельзя не вспомнить и о Ануфриеве Викторе Антоновиче (1932-2006) педагоге, краеведе. Он жил и работал в деревне Заполье Витебского района.

Исследовал историю партизанского движения в Витебском, Лиозненском и Суражском районах. Результатом работы стало создание музея Первой Белорусской партизанской бригады.

На территории нынешнего Яновичкого сельского совета основы краеведения заложила Каминская Галина Ясоновна. Она многие годы занималась сбором документов по истории Янович для школьного музея, которым сама и руководила.

Еще одним столпом краеведения района послевоенного периода стала Терентьева Александра Яковлевна 1926 года рождения. С начала педагогической деятельности занималась активной краеведческой и поисковой работой и как результат в 1968 году в Вороновской школе появился школьный музей

Слайд 10 Грандиозную работу вела в свое время и Кухарева Валентина Тимофеевна которая занималась комплексным исследованием Сурожщины. Главные направления ее работы были следующими: поисковая работа, изучение имен и судеб солдат, погибших на территории Сурожщины, изучению судеб земляков, просветительская работа среди населения, сбор материалов и управление школьным музеем.

Работая над темой, не могли мы пройти стороной и мимо своей Замосточской школы и своего музея, основателем которого стала Ляховская Клавдия Фоминична. Музей был создан в отдельном домике и в 60-е годы звучал даже на республике. А в преддверии 40 –летия Победы был перенесен в основное здание школы, где находится и поныне.

Слайд 11

Также хотелось бы выделить отдельно деятельность двух выдающихся краеведов, которые хоть и не жили в Витебской районе, но упорно и плодотворно изучали его на протяжении многих лет.

Первый - это Газин Дмитрий Романович. Автор ряда брошюр и книг по истории Витебского района: «Мазоловская Швейцария», «Верховские пороги-перекаты», «Тираспольские пути-дороги», «Сапуновские сокровища», «По репинским местам Придвинья», «Пылал Придвинский край», «На огненной черте», «Вымнянская жемчужина».

Второй - Подлипский Аркадий Михайлович. Сыграл важную роль в восстановлении памяти на Витебщине ботаника Владимира Адамова, имевшего поместье в Летцах, краеведах Сапунове и Никифоровском, великане Федоре Махнове.

Слайд 12

Также я бы хотела сказать несколько слов и о краеведах нашего района, активно работающих и сейчас рядом с нами. Вот небольшая информация о них.

Выходцева Ирина Николаевна 1977 года рождения учитель истории, заместитель директора, краевед. Занимается изучением истории деревни Мазолово и окрестностей, изучает судьбу земляков в годы ВОВ.

С 2009 года в Вымнянской школе функционирует историко-этнографический музей под руководством Виноградовой Натальи Николаевны. Огромную работу по увековечиванию памяти земляков и солдат, отдавших свои жизни за освобождение Витебского района от немецко-фашистских захватчиков ведет учитель информатики данной школы Морозов Вячеслав Николаевич.

Слайд 13

Работая над темой, я сама увлеклись краеведением настолько, что мне стало интересно, как становятся краеведами, нужны ли для этого особенные знания, умения и навыки и вообще легко ли это быть краеведом. Тогда же решела встретится с несколькими краеведами - современниками и задать им волнующие вопросы.

Слайд 14

Первым краеведом, с которым мне удалось встретиться стала Людмила Константиновна Никитина - директор историко-этнографического музея «История Зароновского края».

 

Слайд 15 Следующим респондентом стал кандидат исторических наук и учитель истории и обществоведения Лужеснянского кадетского корпуса

Пивовар Николай Васильевич - ведущий специалист-краевед нашего района.

Слайд 16

Работая над темой, я всегда с интересом и гордостью вспоминала музейные экскурсии Каргаевой Галины Павловны - старейшего педагога нашей школы, долгие годы отдавшей работе по поддержанию и развитию нашего школьного музея. У нее тоже было взято интервью.

Слайд 17

По результатам анализа интервью и отвечая на главный вопрос, каким должен быть современный краевед на слайд, я пришла к следующим выводам:

- не обязательно быть историком, или даже педагогом, достаточно интересоваться историей и любить свой край;

- материалы для краеведа могут быть буквально у вас под ногами, окружать вас – нужно только обратить на них внимание;

- огромное значение имеет для краеведа интерес, привитый или появившийся со временем, краевед - это тот кто жаждет нового, интересного, хочет и может творить;

- важнейшим для краеведа должен быть результат его работы, практический выход, для кого – то это музей, для кого-то публикация;

- наличие в сельской местности своего увлеченного краеведа позволяет сохранить в людской памяти многие важные моменты истории села, края, в очередной раз напомнить о события прошлого;

Слайд 18

Выводы

Мне удалось собрать и изучить материалы о том, что с начала XIX века и по второе десятилетие XXI века на территории Витебского района активно трудилась и трудится целая плеяда выдающихся людей - краеведов,влюбленных в свое дело и оставивших значительное творческое наследие до сих пор бережно хранимое и постоянно пополняемое.

По результатам встреч с краеведами нашего района я узнала какими качествами должен обладать современный краевед:

- горячо любить свой родной край

-интересоваться всем, что его окружает: историей, культурой, географическими особенностями, флорой и фауной;

-быть очень трудолюбивым;

- работать над тем, что бы своими достижениями привлечь и заинтересовать других людей;

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, в период с XXI века и по настоящее время на территории нашего района непрерывно шла и продолжает идти идет активная деятельность или работа краеведов по изучению нашей земли, а также, что краеведом может стать любой человек любящий свою Родину подтвердилась.

По итогам проведенной работы я собрала интересную и полезную информацию о краеведах Витебского района, которой обязательно поделюсь.

Слайд 19

Р

Основываясь на проделанной работе, я рекомендую:

· Каждому гражданину и гостю нашего края, которому не безразлична судьба нашего района, начать его активное изучение с целью сохранения и накопления разнообразных краеведческих материалов для использования в деле популяризации и интереса к захватывающей и многообразной истории Родного края

· Предлагаем государственным органам, курирующим образование и культуру оказывать посильную материальную помощь и поддержку краеведам района, в особенности школьным музеям, фактически оказавшими единственными культурными центрами на селе в деле сохранения и приумножения всесторонних знаний о районе;

· Всем присутствующими расширить свой кругозор, пообщавшись с интересными людьми - знатоками своего дела - краеведами и по возможности посетив краеведческие музеи нашего района

Слайд 20

Спасибо за внимание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: