Возможности конкретного СМИ




Особый интерес про­является к возможностям, используемым телевидением, ра­дио, прессой и другими конкретными СМИ для формированиия картины мира у населения. Хотя рядом исследователей такой подход к роли конкретного СМИ не только в прошлом, но и в современных условиях игнорируется. Например, Бер­нард Берельсон считал не обязательным упоминать о сред­ствах передачи сообщения. Он иронизировал: «Некоторо­го рода сообщения по некоторого рода вопросам, доведен­ные до сведения некоторого рода людей при некоторого рода условиях, имеют некоторого рода воздействия».

Многие современные исследователи рассматривают деятель­ность средств массовой информации по формированию карти­ны мира раздельно. Как показывает практика, три наиболее рас­пространенных из них — радио, телевидение и пресса — име­ют свои особые, причем достаточно различные функции. Более того, смешение этих функций и самих названных СМИ между собой снижает эффект их деятельности по формированию кар­тины мира, лишая такую деятельность избирательности и глав­ное — адресности. Известно, что радио, телевидение, пресса от­вечают на три принципиально разных вопроса и в соответствии с этим отражают каждый свой аспект освещаемого события. Ра­дио отвечает на вопрос «что?»: что случилось? Телевидение от­вечает на вопрос «как?»: как случилось то, о чем уже сообщило радио? Наконец, пресса отвечает на вопрос «почему?»: почему именно случилось именно то, о чем рассказало радио, и имен­но так, как это показало телевидение? Таково сложившееся меж­ду ними объективное «разделение труда». Соответственно, счи­тает Д. В. Ольшанский, только полный, комплексный, си­стемный ответ, состоящий из трех названных взаимодополняю­щих «подответов», в состоянии реально дать объемную полно­ценную картину того, что же действительно произошло.


«Аудитория как ребенок»: метафора семьи

Мы полагаем, что в классических СМИ воспроизводится схема взаимодействия семьи, где аудитория - «ребенок», СМИ – «мама» и власть (нормализирующий дискурс) – «папа». Если СМИ - это мама, то как она взаимодействует с ребенком?

Феномен «А теперь… о другом», описанный социологом Н.Постман, заключается в чередовании негативных (страшилок) и позитивных сюжетов на телевидении. После пугающего факта редакторы сетки вещания ставят позитивный и/или эмоционально нейтральный «пустой» сюжет, который снижает социальную напряженность. Можно взглянуть на данный феномен как на позитивную поддержку аудитории – что бы серьезного не случилось, следующий сюжет будет о банальных и прозаичных вещах – «так что ничего страшного не произошло, мир остается тем же» и это успокаивает зрителя. Но других более тревожных зрителей такая стратегия приводит в замешательство, вызывая беспокойство и неуверенность по поводу искренности отношения СМИ к своей аудитории.

В своей книге «Развлекая себя до смерти» (1985 г.) Н.Постман пишет о феномене эскапизма, культивируемом на телевидении. Речь идет об убегании от проблем и их решений с помощью развлечений (шоу и юмористических передач). У аудитории поддерживается ощущение праздника и веселья, однако проблемы, тревожность и социальная напряженность никуда не деваются, они подавлены.

В рамках психотерапии (гештальт-теории) такую форму прерывания контакта (делать вид, что ничего не произошло) называют дифлексией.

Здесь следует обратить внимание на сходство между описанным состоянием сознания зрителя и психологическим состоянием, известным под названием "двойной узел": ученый Грегори Бейтсон имеет в виду такую безысходность, неразрешимую ситуацию, когда противоречащие друг другу элементы информации в конце концов доводят человека до шизофрении. С массмедиа "двойной узел" не так страшен, так как можно усилием воли изъять себя из просмотра ТВ, однако в определенных ситуациях – войны, жизненно важной необходимости в информации, а также у людей внушаемых и находящихся в слиянии с медиа-пространством, такие психологические расстройства вполне возможны.

Согласно формулировке Бейтсона, существует четыре основные предпосылки, наличие которых приводит к ситуации "двойного узла" в отношениях между ребенком и его матерью-шизофреничкой: 1) отношение ребенка к матери носит характер жизненно важной зависимости, поэтому для ребенка крайне существенны идущие от матери сообщения; 2) ребенок получает от матери противоречивую информацию, ее элементы несовместимы друг с другом: например, внешнее словесное сообщение совершенно опровергается "метасообщением", то есть невербальным контекстом, в котором передается это внешнее сообщение (например, мать с выражением застывшей злобы в глазах говорит ребенку: "Милый, ты же знаешь, как я тебя люблю"), эти два набора сигналов воспринимаются как абсолютно несообразные; 3) ребенок лишен возможности задавать матери вопросы, которые могли бы прояснить суть события или разрешить противоречие; 4) ребенок не может "выйти из игры", то есть прервать имеющиеся отношения. В подобных обстоятельствах, по мнению Бейтсона, ребенок обречен на искаженное восприятие и своей внешней, и своей внутренней реальности, что приводит к психопатическим последствиям.

Данное отношение мы можем экстраполировать на реальность заядлого зрителя по отношению к классическим СМИ. Заядый и незаядлый зрители отличаются степенью наложения в сознании реальной и виртуальной реальности и степенью слияния с медиасферой, у первого типа все (и наложение, и слияние) в превосходной степени.

Если во всех четырех предпосылках заменить слово "мать" словом "СМИ"(классические), а слово "ребенок" словом "аудитория", то получается картина "двойного узла" современной медиа действительности: 1) отношение аудитории к СМИ носит характер жизненно важной зависимости - современному человеку крайне необходима ориентация в социуме в условиях глобализации; ему необходимо структурировать фрустрирующий хаос информацией, к тому же ежедневные новости воспроизводят/конструируют реальность и картину мира, поэтому для аудитории крайне существенно стараться точно оценивать идущие медиа-сообщения; 2) человеческий разум получает из медиапростраства противоречивую информацию, элементы которой несовместимы один с другим относительно своего положения в этом мире – несоответствие виртуального и реального; 3) аудитории классических СМИ очень редко удается установить прямое общение со СМИ; 4) аудитория не может "выйти из игры", те, кто перестает потреблять контент СМИ, перестает быть аудиторией.

Следует отметить, что также совсем уйти от медиадискурса, которым пронизано общество, невозможно, оставаясь в социуме. Медиасфера – это иллюзия контроля непредстказуемого развития событий. В данный иллюзорный/виртуальный контроль и предсказуемость вкладывается/вливается власть («папа» в нашей метафоре) со своими определением нормальности и легитимным насилием. Реальные отношения власти и СМИ неизвестны аудитории. У нас получается такая патриархальная семья, где с детьми общается мать, донося идеи не очень доступного отца. СМИ не могут не учитывать дискурс нормы, порядка и власти, предлагая аудитории эти установки в завуалированной форме – в привлекательной упаковке, съедобном состоянии для потребителя, таким образом образуя двойное послание еще и на этом уровне - одновременно воодушевляя и подавляя.

Существует разница между восприятием отдельного индивида и представителя массовой аудитории, который идентифицируется с коллективным сознанием и поведением массовой аудитории. Такой представитель массовой аудитории регрессирует до «ребенка» и подвержен большему психологическому влиянию.

Чем выше скорость предъявления информации и чем больше образов используется, тем более инфантилизируется аудитория, а СМИ более представляют опорную родительскую фигуру.

Родительский, семейный контекст на наш взгляд очень продуктивен в анализе СМИ. Выделенные объекты для переноса могут варьироваться, добавляться (мать, отец, сиблинги, тети, дяди…), а СМИ могут манипулировать этими переносами.



Текст СМИ и аудитория

Текст СМИ – это временная форма, разворачивающаяся во времени, если речь идет об электронных СМИ, но также и пространственная форма, если мы рассматриваем печатные издания. Текст – это фигура, воспринимаемая на фоне, то есть в контексте событий и окружающих текстов.

Последовательность текстов/слов создает реальность. В пространстве контакта с текстом есть «Я-пространство», «Текст-пространство», и «Оно-пространство» между первыми двумя участниками.

«Оно-пространство» представляет собой матрицу взаимодействия, поле проекций образа идеального читателя и декодирование своего образа аудиторией, а также содержит социальные потребности и необходимость их символического удовлетворения, пространство цикла контакта (конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия), пространство общей работы по конструированию смысла.

Факты, идеи, нормы – материал журналиста и СМИ, но само искусство журналистики и контактирования со своей аудиторией состоит в выборе того, что и как говорится, в выборе перспективы и средств реализации, в выборе означающих, в выявлении актуальных потребностей аудитории и соответствующем символическом удовлетворении – так чтобы декодирование и встреча в оно-пространстве состоялись. Журналист много трудится для аудитории, а аудитория проводит работу по восприятию и пониманию.

Набор психологических потребностей аудитории в основном один и тот же. Темы, активизирующие потребности, как правило, повторяются. Такая рекурсивность структурирует поле, снижает беспокойство. Каждому СМИ присущ свой особый ритм – смена и повторение сюжетов, материалов, оформления, а также ритм «танца» с подразумеваемым читателем.

Помимо информации текст дает особое настроение от чтения/просмотра/прослушивания именно из-за ощущения того, что тебя учитывали; текст также доставляет эстетическое наслаждение, вызывает эмоцию (не только от содержания, но и от стилистики, и построения текста). «Понимание работает на воображение» И.Кант. Варьирующиеся означающие дают чувственную составляющую (разными совами об одном и том же).

Помимо всех перечисленных далее функций текста представляется особо важной функция контактирования с миром посредством текста. Обновление и придание нового смысла миру и бытию после контактирования со СМИ. Значение текста появляется в процессе чтения и доминирует в конкретной аудитории.

Тексты СМИ обращаются не к изолированным пониманиям, но к способности аудитории осознавать свои потребности, осознавать себя аудиторией с определенными характеристиками и сосуществовать с миром, социумом посредством медиасферы и дискурса. Присутствие в медиасфере – это особый способ бытия в мире.

Аудитория вступает в контакт с текстом СМИ, активизирует нереализованные желания и получает их символическое удовлетворение (получает символ в ответ на импульс). Обновленная этим контактом, обогащенная инфомацией о мире и о себе, аудитория творчески приспосабливается к социуму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: