В процессе изучения дисциплины, в течение семестра предусмотрено выполнение двух контрольных работ. Первая контрольная работа выполняется в письменном виде в форме ответов на два вопроса по темам №1-№8 Перечень тем для выполнения контрольной работы №1:
1. Обзор материалов одного из номеров журнала «Социологические исследования». Что здесь важно и полезно для журналистов?
2. Аудитория СМИ: направления и методы исследований.
3. Социальные функции СМИ: предназначение и реальное исполнение (на
материалах российской и зарубежной журналистики).
4. Различия в социологическом интервьюировании и журналистском интервью.
5. Социальный состав героев (собеседников) в газетно-журнальных публикациях (контент-анализ изданий).
6. Контент-анализ тематики и авторского состава общероссийского или местного издания (за один месяц).
7. Реальная роль студийной аудитории в телевизионном ток-шоу (контент-анализ на примере одной из цикловых передач).
8. Российские журналисты: особенности профессионального сознания (на материалах социологических исследований).
9. Виды рейтингов. Использование информации о рейтингах в работе с рекламодателями.
10. Применение социологических исследований и данных в менеджменте и маркетинге СМИ.
11. Использование социологических данных при проектировании новых каналов СМИ.
12. Социологические и маркетинговые исследования СМИ. Общее и особенное в содержании и методах.
13. Формы выражения общественного мнения в печатной периодике (контент-анализ).
14. Формы выражения общественного мнения в передачах радио и телеви дения (контент-анализ).
15. Использование интерактивных возможностей Интернет-СМИ в процессе выражения общественного мнения.
16. Особенности использования опции форума в Интернет-СМИ и ресурсах иного типа.
17. Прямое и косвенное выражение общественного мнения в журналистике (контент анализ на материалах конкретного издания или канала).
18. «География» материалов в общероссийских СМИ (контент-анализ).
19. Сравнительный анализ позиций изданий по определенному вопросу (контент-анализ).
20. Тенденции в поведении российской аудитории СМИ (конец ХХ – начало XIX в.; по материалам социологических исследований).
21. Общество, власть и бизнес на страницах издания (контент-анализ).
22. Специфика количественных и качественных методов в изучении аудитории СМИ.
23. Особенности отражения деятельности властных органов в СМИ (контент-анализ).
24. Мотивы выбора изданий (опрос читателей на небольшой выборке).
25. Виды аргументов в журналистских материалах (контент-анализ).
26. Тематика новостных выпусков на телевидении и радио (сравнительный контент-анализ двух каналов).
27. Сравнительный контент-анализ содержания печатного издания и его Интернет-версии.
28. Специалисты (эксперты) в каналах СМИ (содержание и функции выступлений; контент-анализ).
29. Издание, которого не хватает (обоснование типа и целевой аудитории).
30. Передача, которой не хватает на телевидении или на радио (обоснование типа и целевой аудитории).
31. Объективная потребность редакции в знании аудитории (виды характеристик).
32. Общение журналистов и аудитории по каналам Интернета.
33. Изучение читателей в дореволюционной России.
34. Формы контактов власти и общественности через каналы массовой
информации (теория и практика).
35. Кто и зачем пишет в газету (контент-анализ почты редакции).
36. Анализ популярности телепередач (по материалам региональной социологической службы).
37. Проект прессовой анкеты для конкретного издания.
38. Проект вопросника для публикации на сайте теле- или радиоканала.
Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется в форме экзамена в письменной форме (ответы студентов на два вопроса в экзаменационном билете).
Вопросы к экзамену по курсу «Социология журналистики»
1. Взаимодействие журналистики и социологии: основные направления.
2. Социологические исследования аудитории в дореволюционной, советской и постсоветской России.
3. Структура социологии СМИ. Теоретические и эмпирические, «академические» и коммерческие исследования.
4. Основные направления и объекты социологических исследований
СМИ. Примеры социальных проблем функционирования СМИ.
5. Социальные функции СМИ.
6. Специфика функций СМИ, действующих в двустороннем режиме.
Значение функции форума.
7. Формы и реальные возможности участия аудитории в
коммуникациях.
8. Социологическое изучение производства массовой информации.
Направления и методы.
9. Социологическое изучение потребления массовой информации.
Формы и методы.
10. Виды исследований в социологии СМИ (теоретические и
эмпирические, «академические» и коммерческие).
11. Основные направления эмпирических исследований в социологии
журналистики.
12. Объект и предмет социологии журналистики.
13. Изменение роли аудитории в функционировании демократических
СМИ.
14. Основные западные и отечественные концепции, определяющие
подходы к изучению аудитории.
15. Социальные эффекты деятельности СМИ. Виды эффектов и
уровни их проявления.
16. Социальное значение участия аудитории в обмене информацией
через СМИ.
17. Использование возможностей Интернета в расширении участия
аудитории в коммуникациях.
18. Основные характеристики аудитории, изучаемые в
социологических исследованиях.
19. Основные тенденции в поведении аудитории СМИ (конец ХХ –
начало XIX в.).
20. Роль общенациональных СМИ в разрешении противоречий между
тенденцией глобализации и необходимостью укрепления национальной
идентичности.
21. Процессы массовизации и индивидуализации в общественной
жизни и в сфере массовой информации.
22. Массовая информация: понятие и виды.
23. Необходимость участия гражданского общества (общественности)
в информационном обмене.
24. Роль общественного мнения в демократическом обществе и
формы его выражения через СМИ.
25. Специфика СМИ среди других каналов выявления и выражения
общественного мнения.
26. Применение метода контент-анализа для изучения общественного
мнения. Основные характеристики для эмпирического исследования
(субъекты, предмет, виды суждений и т. п.).
27. Специфика участия аудитории в коммуникациях через разные
средства массовой информации (печать, телевидение, радио, Интернет).
28. Методы социологического изучения аудитории СМИ.
29. Основные требования к вопроснику, применяемому для изучения
аудитории.
30. Специфика качественных и количественных методов сбора
информации в социологических исследованиях.
31. Медиаметрия как область коммерческих исследований. Основные
методы получения информации.
32. Рейтинг: понятие и виды. Применение в практике деятельности
СМИ.
33. Социальные эффекты деятельности СМИ: виды и уровни
проявления.
34. Проблемы и методы социологического исследования журналистов.
35. Контент-анализ как метод социологического изучения
функционирования СМИ.
36. Социологические исследования силами редакции: задачи и
методы.
37. Разработка кодификатора для проведения контент-анализа СМИ:
система категорий и признаков.
38. Надежность социологической информации: понятие и факторы.
39. Репрезентативность социологических данных. Виды выборки в
исследованиях СМИ.
40. Правовые и этические нормы использования и публикации
социологических данных в СМИ.
13. Рейтинг-планы дисциплины по семестрам
Технологическая карта
по дисциплине «Социология журналистики»
Технологическая карта опирается на рабочую программу «Социология журналистики» ООП направления бакалавриата «Журналистика».
Максимальное количество баллов – 100:
30б. – активное участие в семинарских занятиях;
40б. – самостоятельная работа;
30б. – выполнение контрольных заданий;
Всего семинарских занятий – 9 (18 часов).
Система оценивания:
1. Активное участие на семинарском занятии – 5 баллов (выступление – 3 балла, дополнения к ответу – 2 балла).
2.Самостоятельная работа. Задания по самостоятельной работе представлены в рабочей программе дисциплины «Социология журналистики» ООП направления бакалавриата «Журналистика». Максимальное количество баллов по каждому модулю:
Модуль 1 – 20 б. (срок сдачи — до 10 апреля 2014 года)
Модуль 2 – 20 б. (срок сдачи – до 20 апреля 2014 года)
3. Выполнение контрольных заданий. Контрольная работа выполняется в виде ответов на контрольные вопросы и решения тестов по блокам тем:
Контрольная работа №1 (письменные ответы на вопросы) (тема 1-8) – 15 б.
Контрольная работа №2 (тестирование) (тема 1-8) – 15 б.
График проведения консультаций по самостоятельной работе:
- понедельник, вторник, пятница – с 12.00 -14.00.
Преподаватель, путем суммирования баллов, подводит итог работы студентов за определенный период и отражает результаты в сводной ведомости. При подведении итогов семестра (периода) преподаватель имеет право исключить из общей суммы баллов по дисциплине 2 балла за каждое пропущенное по неуважительной причине лекционное занятие.
Промежуточный контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется в форме экзамена.
Студент, набравший менее 25 баллов по дисциплине за семестр, является неуспевающим и ему в экзаменационную ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно». Сдача экзамена в этом случае осуществляется в соответствие с графиком ликвидации задолженностей по результатам сессии. Для допуска к экзамену студент должен сдать все самостоятельные работы.