Тема «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».
Цели урока:
Обучающая: сформировать представления о колокольном звоне как явлении музыкального искусства;
Развивающая: развить эмоциональную отзывчивость на колокольный звон;
Мотивационная: пробудить интерес к изображению колоколов в изобразительном искусстве.
Задачи:
-Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; любовь к Родине; учебно-познавательный интерес к новому материалу.
-Метапредметные:
регулятивные: дети учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность
коммуникативные: формирование умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.
познавательные: дети учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства; обобщать. Учатся моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприятие
-Предметные: пробуждать интерес к православной культуре, духовному наследию русского народа, изучать новые музыкальные понятия, учить различать основные виды колокольного звона; расширять представление детей о назначении колоколов; эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Форма урока: урок-беседа, основанный на индивидуальных исследованиях учащихся и проектной деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Новые музыкальные понятия: кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, трезвон.
Оборудование:
• мультимедиа аппаратура;
• компьютер;
· рояль.
Музыкальный материал:
• звоны – благовест, трезвон, перезвон;
• М. П. Мусоргский – «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;
С.В. Рахманинов «Сюита для двух фортепиано» Сюита №1, 4 часть “Светлый праздник”
• Е. Крылатов, Ю. Энтин – «Колокола»;
• А. Морозов – «Малиновый звон».
Предварительная работа:
Учащиеся распределены по группам (опережающие задания):
1. познакомить с историей Царь-колокола;
2. найти информацию о колоколе – инструменте симфонического оркестра;
3. сообщения о колокольном звоне.
Ход урока:
Со звонком учащиеся занимают свои места.
Вступительное слово учителя.
1 слайд (на фоне звучания колоколов – фото колоколов).
Учитель (читает стихотворение):
Музыка над городом плывёт
Радостно, торжественно, красиво…
Колокольный звон…. Какая сила!
Чистый звук, что за душу берёт.
Звон плывёт, взмывая в облака,
Он, как свет: прозрачный и хрустальный.
И парит над миром чудо, тайна,
Возродившись к жизни на века.
Учитель: Как хорошо в этих стихах поэтесса Татьяна Лаврова передала ощущение радости и торжественности!
Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению в русской культуре – колокольному звону.
Скажите, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?
Ответы учащихся.
Учитель:
Когда звонят колокола, то в их звоне можно услышать мелодию.
Как вы считаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?
Ответы учащихся.
Учитель:
Сегодня на уроке мы выясним, когда появился колокольный звон, где он звучал, какое место он занимал и занимает в жизни нашего соотечественника.
Тема нашего урока – «Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве».
Учитель:
Колокола появились на Руси ещё в древние времена. По преданию, в IV веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать.
Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему.
Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла.
По-итальянски цветок - «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик.
На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце XV века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.
Учитель:
Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?
Всвязи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?
Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.
Звоном оповещали о какой–либо опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол).
Звоном собирали народ на народное собрание-вече.
В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.
Учитель:
Как вы думаете, где размещают колокола?
Ответы учащихся.
Учитель:
Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни, или звонницы.
Почему колокольня – понятно, а почему звонница?
Ответы учащихся.
Учитель:
Потому что оттуда льётся звон.
Как называют человека, который звонит в колокол?
Ответы учащихся.
Учитель:
Звонарь.
Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого.
(изображение колокольни Ивана Великого).
Учитель:
Строительство колокольни - очень трудное дело.
Звонницы – это деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых звенел своим собственным голосом.
На колокольне Ивана Великого в 4-х ярусах находятся 37 колоколов!
Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил он взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под неё подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
Учитель:
А знаете ли вы, как изготавливают колокола? Из какого металла?
Ответы учащихся.
(изображение – плавка колоколов)
Учитель:
В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавили медь. Только за 10-15 минут до окончания отливки к меди добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную печь серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался раскалённый металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Если часть меди проливалась и её не хватало на всю форму, вся работа пропадала даром.
Чтобы отливке колокола не повредили козни нечистой силы, перед литьём распускали самые невероятные слухи. Считалось: чем нелепее слух, тем звонче будет колокол.
Учитель:
А знаете ли вы, какой колокол самый большой?
Ответы учащихся.
Учитель:
Пусть о Царь-колоколе расскажет 1 исследовательская группа.
(изображение, фото XIX века).
Сообщения учащихся.
Учитель:
К колоколам на Руси относились как к живым существам.
Учитель:
Колоколам давали имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Медведь, Сысой, Лебедь, Глухой.
Как вы думаете, с чем связаны имена колоколов?
Ответы учащихся.
Учитель:
С характером звука – у каждого колокола свой неповторимый голос, тембр.
От чего зависит тембр колокола?
Ответы учащихся.
Учитель:
От размера. Действительно, размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко.
И звоны колоколов бывают разные. От чего они зависят?
Ответы учащихся.
Учитель:
От церковного события.
Различают, главным образом, два рода звонов: благовест и собственно звон.
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения. Благовест – это название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется благовестником. Сейчас вы услышите собственно звон.
звучание благовеста.
Учитель:
А это – трезвон, перезвон, перебор.
Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.
звучание трезвона.
Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым.
звучание перезвона.
Учитель:
Перед воскресными службами, а также в праздничные дни за благовестом следует трезвон в несколько колоколов. Перед освящением воды в престольные праздники звучит перезвон, начиная с большого и кончая самым маленьким колоколом.
Как вы думаете, могут ли композиторы использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?
Ответы учащихся.
Учитель:
Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, лёгкого до басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.
(изображение инструмента).
Учитель:
Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки.
Звоны можно услышать в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов», А. П. Бородина «Князь Игорь», в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский», в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
портрет композитора,
звучание фрагмента«Великий колокольный звон» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
Учитель:
К колоколам в давние времена относились, как к людям, они тоже имели свою судьбу.
Учитель:
Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека. Он возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о всех значительных событиях в жизни человека.
В странах Западной Европы колокольный звон часто использовался для организации быта людей. Об этом говорят факты:
В Италии имелся так называемый «Хлебный колокол». С его ударом хозяйки ставили тесто.
Под «Колокол чистоты» в Германии начинали свой день дворники.
Во Франции колокол «Торговка рыбой» давал сигнал к открытию рыбных лавок.
«Процентный колокол» в Германии указывал на срок уплаты долгов.
«Колокол позора» извещал о банкротстве купцов.
«Колокол бедного грешника» созывал народ на казнь преступника.
Теперь, ответьте мне на вопрос: чем же были и стали колокола для нашего соотечественника?
Ответы учащихся.
Учитель:
Послушаем сюиту для двух фортепиано С.В. Рахманинова
звучание фрагмента
Учитель: Два фортепиано прекрасно имитируют звучание колоколов. Колокола, как голос с неба. Колокольный звон стал мерилом праведности и добра. Встречать колокольным звоном кого-либо считалось величайшей честью. Колокола – это символ России.
(картина Левитана «Вечерний звон»)
звучание фрагмента русской народной песни «Вечерний звон»
Учитель:
Могла бы эта песня для художника стать импульсом к написанию картины?
Ученики соглашаются, мотивируя это тем, что настроение песни и картины располагает к раздумью, воспоминаниям, светлой грусти. Ученики выбирают созвучные смыслу картины строки: «Как много дум наводит он…», «И многих нет теперь в живых…», «О юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом…»
Учитель:
Что сближает старинную русскую песню «Вечерний звон» и картину Левитана «Вечерний звон»?
Учащиеся: Образ Родины, раздумья, о родной земле, любовь и печаль.
В результате анализа картины «Вечерний звон» Левитана и песни «Вечерний звон» ученики должны быть подведены главному: изумиться простоте и ясности выразительных средств, которые выражают сложное душевное состояние.
Исполнение песни «Бьют часы на старо башне».
Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола.
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне:
Будет, будет даль светла!
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони.
Бьют часы на старой башне,
То, что ночью было страшным,
Светом залито дневным.
То, что ночью было страшным,
Стало теплым и домашним,
Стало милым и смешным.
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони.
Бьют часы на старой башне,
В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать!
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни,
Сумрак ночи с улиц прогони.
Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола.
Учитель:
В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряет силу всякое злое волшебство и гадание.
Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Звоном встречают и провожают прибывших в храм на венчание молодых, считается, что звон отгоняет от них нечистую силу и дарит долгую, счастливую жизнь.
Говорят: «Когда звонишь в колокол, душа становится светлее».
Сейчас специально устраивают концерты и праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного искусства.
Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: Суздаль, Владимир, Ростов Великий и т.д.
Целый день в городе звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные колокольные переливы.
Мне хочется, чтобы и у нас в классе зазвучал красивый Малиновый звон.
Песня «Малиновый звон».
Итог урока: С каким жанром русской музыки вы познакомились? (колокольные звоны)
Что вы нового узнали из урока? (ответы учащихся).
С какими видами искусств музыка вступает в союз,чтобы обрести большую наглядность, большую доходчивость?
Д/З. Найти интересную информацию о колоколах. Выучить песню Е. Крылатова, Ю. Энтина «КОЛОКОЛА»(«Бьют часы на старой башне»)
Под песню «Русь Святая зовет» в исполнении Ж. Бичевской мы заканчиваем урок.
До свидания, до новых встреч!