Класс
Тема. Звать через прошлое к настоящему
Цель: сопоставить героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательная – познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражен в музыке и изобразительном искусстве.
Развивающая – развивать познавательный интерес, эстетический вкус, творческую активностьи мышление учащихся.
Воспитательная – воспитывать уважение к защитникам Отечества и к памяти об их подвигах, глубокое чувство патриотизма.
Музыкальный материал: С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» («Песня об александре Невском», хор «Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Ледовое побоище», «Въезд Александра Невского во Псков»).
Изобразительный материал: триптих «Александр Невский» («Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ») П.Корина, «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища» В.Серова, «Ледовое побоище» палехского художника Н.Зиновьева, скульптура «Александр Невский» О.Комова.
Видио материал: фрагменты фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»
Ход урока:
Эпиграф: «За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русский»
Звучит «Песня об Александле Невском» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева
Учитель: Каким героическим страницам истории России посвящена эта музыка?
Дети: Защите Русской Земли от иноземных захватчиков в 13 веке, героической личности Александра Невского знаменитого полководца 13 века, защитника и святого Земли Русской.
Учитель: Какая основная мысль этой части кантаты, написанной С. Прокофьевым?
Дети: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит».
Учитель предлагает напеть знакомую по начальной школе главную тему, обращаясь к нотной записи на стр.92 учебника.
Звучит хор «Вставайте, люди русские»
Учитель: Какая основная мысль этой части кантаты?
Дети: Зов к защите родной земли.
Просмотр видеофрагмента
Учитель предлагает напеть еще одну, знакомую по начальной школе, главную тему.
Предлагаю еще раз вслушаться в музыку вступления к хору «Вставайте, люди русские» и изобразить движением руки характер звучания набатного колокола.
Звучит вступление к хору «Вставайте, люди русские»
Учитель: Сравните обе части, определите их форму.
Дети: Оба фрагмента написаны в трехчастной форме, и в том и в другом средние части контрастны крайним.
Учитель: С.Прокофьев сочинил музыку к легендарному фильму С.Эйзенштейна «Александр Невский». Позднее она легла в основу его кантаты – многочастного музыкального произведения для хора, меццо-сопрано и оркестра. Зримость образов музыки Прокофьева дает повод обратиться к восприятию другого произведения искусства – живописного триптиха П.Корина «Александр Невский».
Учащиеся рассматривают триптих
Учитель: Какая идея лежит в основе этих картин художника?
Дети: воплощение «непокорного духа русского народа»
Учитель: Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?
Дети: Так как триптих был написан накануне Великой Отечественной войны, то в центре могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест руки, сжимающий рукоять меча. Основная идея – мобилизация людей на защиту родной земли, русский воин будто говорит: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!»
Учитель: Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?
Дети: В «Северной балладе» - русский крестьянин с вытянутой вперед рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа.
В «Старинном сказе » - сказительница, сказитель готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, и «ушкуйник» - не то разбойник, не то богатырь. А кругом – та же суровая русская природа.
Учитель: В каких музыкальных произведениях, известных вам из начальной школы, раскрывается тема защиты Родины?
Дети: Канты петровского времени, фрагменты из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», А.Бородина симфония №2 «Богатырская», М.Мусоргского «Богатырские ворота» из циула «Картинки с выставки», русские народные песни.
Учитель: Прокофьев стремился сделать музыку, характеризующую вражеские силы, «неприятной для русского уха». Тупая механичность псов-рыцарей, жесткие, устрашающие гармонические наслоения усиливаются композитором при помощи новых средств магнитафонной записи.
Звучит музыкальная картина «Ледовое побоище»
Учитель: Какая тема звучит в эпизоде русской атаки?
Дети: Героическая и удалая (в исполнении струнных инструментов).
Учитель: Какой прием развития применяет композитор для того, чтобы передать острейшие моменты схватки, драматизм борьбы?
Дети: Принципы чередования и контраста тем, изображающих тевтонцев (механический шаг, монотонно-мертвенное пение, словно гимн смерти, и музыкальных характеристик русских воинов (героический клич хора «Вставайте, люди русские»), удалые наигрыши скоморохов, яркая тема «русской контратаки», стремительное движение-полет русской конницы). Поочередная контрастная борьба тем, затем одновременное сочетание их в кульминации. Это соответствует драматическому содержанию картины.
Учитель: Какой форме ближе композиция «Ледового побоища» - рондо или вариациям?
Дети: Рондо.
Учитель: Сравните музыкальную картину с лаковой миниатюрой «Ледовое побоище» Н.Зиновьева. Звучит ли эта картина?
Дети: Звучит.
Учитель: Какие черты этого произведения декоративно-прикладного искусства
помогают услышать противоборство двух сил?
Дети: В центре в красном плаще и доспехах на вздыбленном белом коне Александр Невский. Под ногами сражающихся синий лед и втаптываемые в него доспехи крестоносцев. Развивающиеся плащи ратников придают изображению драматизм, движение. Взметнувшиеся вверх плащи создают ощущение могучей силы. Черный фон усиливает драматизм происходящего. Узор по краям изображения словно замыкает действие в небольшом пространстве, предрекая его исход – биться до победы.
Просмотр видиофрагмента
Учитель: Контрастом к музыкальной батальной картине «Ледовое побоище» служит следующая часть кантаты – «Мертвое поле».
Звучит «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»
Учитель: Какому жанру народной песни близка эта мелодия?
Дети: Причитанию-плачу.
Учитель: Какой лад создает образ скорби?
Дети: Минор.
Учитель: Что роднит эту мелодию с народными песнями?
Дети: Певучесть, распевы, неспешность рассказа.
Учитель: Принцип контраста в развитии образов является важнейшим в композиции всей кантаты, а не только какой-либо ее части. Мощному звучанию симфонического оркестра и хора в «Ледовом побоище» протипоставляется одинокий женский голос в «Мертвом поле».
Учащимся предлагается сравнить различные произведения искусства: скульптуру О.Комова «Александр Невский» на стр.96, шестую часть кантаты «Мертвое поле» с русскими народными песнями, обратиться к картине В.Серова «Въезд Александра Невского во Псков», созвучной одноименной последней части кантаты, знакомой по начальной школе.
Звучит заключительная часть кантаты «Въезд Александра Невского во Псков»
Просмотр финала фильма
Итог урока:
Учитель: В кантате ярко выражена идея и наших дней – идея защиты Отечества, русского государства. Все произведения искусства, присутствующие сегодня на уроке, всегда будут будить в нашем воображении недавние события Великой Отечественной войны. Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему»?
Высказывания учащихся
Вокальная работа. Повторим песню «Мир, который нужен мне»
«Мир который нужен мне»
Я рисую на окне
Мир, почти такой, как наш.
Я рисую на окне
Акварели и гуашь.
Краски яркие возьму
И закрашу серый цвет.
Нарисую ту страну,
Где для слёз причины нет,
Где улыбки каждый день,
Где почти всегда весна,
Где у всех, у всех людей
Очень добрые глаза.
Кто-то ищет целый век:
"Где же счастье?" - Вот оно!
Здравствуй, добрый человек -
Посмотри в моё окно!
Припев: Ты посмотри:
На моём окне
Я рисую этот мир,
Где ни зла, ни горя нет.
Ты посмотри:
Будет этот мир,
Где добро всегда царит,
Мир, который нужен мне!
Я рисую новый мир.
Пусть моя не сохнет кисть!
Я рисую новый мир.
Эй, прохожий, обернись!
Если что-то ты хотел
В этой жизни изменить -
Нарисуй в своём окне
Мир, каким он должен быть.
И я верю, что когда
Каждый кисть свою возьмёт,
С наших окон доброта
В настоящий мир войдёт.
И наступит долгий век
Без обид и слёз в глазах.
Где ты, добрый человек?
Это всё в твоих руках!
Припев (2 раза)
Д/З Найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости
До свидания, до новых встреч!