По развитию ветеранского спорта




О развитии ветеранского спорта в

Российской Федерации

 

 

П.А. Колобков

П.А. Виноградов

Ю.В. Окуньков

 

Москва 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………... 3

1. Результаты исследования…………………………………… 8

1.1. О понятии «Ветеран спорта………………………………. 8

1.2. Организационные основы развития ветеранского спорта. 16

1.3. О соревнованиях ветеранов спорта……………………….. 18

1.4. О работе по развитию ветеранского спорта……………… 23

1.5. О дополнительных факторах развития ветеранского

спорта……………………………………………………… 28

1.6. О предложениях по развитию ветеранского спорта……… 30

Заключение……………………………………………………….. 34

Предложения по развитию ветеранского спорта……………….. 42

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы развития ветеранского спорта в стране сегодня приобрели важное практическое значение.

Важность развития ветеранского спорта определяется прежде всего тем, что для достижения целевых ориентиров основополагающих документов, в том числе «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Стратегия), по увеличению численности систематически занимающихся физической культурой и спортом (далее – ФКиС), необходимо увеличение доли занимающихся среди всех возрастных групп населения, в том числе и среди всего взрослого населения, где ветеранский спорт, несомненно, может сыграть свою положительную роль.

В соответствии с плановыми показателями Стратегии, к 2020 году доля систематически занимающихся ФКиС должна составить 40% в целом среди всего населения страны. А в 2012 году эта доля, по официальным статистическим наблюдениям (по данным статформы 1-ФК), составила 22,5%, т.е. для достижения запланированного к 2020 году показателя необходимо почти вдвое увеличить количество систематически занимающихся ФКиС.

Статистические данные показывают, что в 2012 году среди населения в возрасте до 14 лет ФКиС систематически занималось 52,2%, в возрасте 15-29 лет – 42,1%, в возрасте от 30 до 59 лет – 9,7%, а среди населения 60 лет и старше – 2,2%. Просматривается явное уменьшение доли занимающихся ФКиС с повышением возраста. Достаточно сказать, что доля систематически занимающихся в возрасте 30-59 лет и 60 и старше, по отношению 15-29 летним, меньше, соответственно, в 4,3 и 19,1 раз.

Дополнительно необходимо отметить, что и темпы увеличения численности занимающихся ФКиС, как показывают официальные статистические данные, также снижаются с повышением возраста. Так, по сравнению с 2011 годом, в 2012 году доля занимающихся среди 15-29 летних возросла на 7,6%, в то время как среди 30-59 летних это увеличение составило всего 0,4%, а среди 60 летних и старше произошло даже некоторое уменьшение доли систематически занимающихся на 0,2%. Следует также отметить, что для людей среднего и старшего возраста (экономически активного населения и пенсионеров) практически отсутствуют организованные формы занятий ФКиС, за исключением платных.

В итоге можно уверенно констатировать, что именно среди людей среднего, старшего и пожилого возраста, когда и может положительно проявиться ветеранский спорт, наблюдается значительное отставание в приобщении населения к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью. Что, естественно, сдерживает использование потенциальных возможностей занятий ФКиС для достижения социально значимых показателей – для улучшения и сохранения здоровья и работоспособности людей, сохранения и улучшения человеческого потенциала и качества жизни экономически активного населения и пенсионеров.

Сосредотачивая основное внимание на более перспективном направлении работы - на развитие ФКиС среди подрастающего поколения, когда можно заложить основы для достижения абсолютно лучших спортивных показателей в жизнедеятельности человека, субъекты управления сферой ФКиС страны явно недостаточно уделяют внимание приобщению к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью лиц среднего, старшего и особенно пожилого возраста, когда на абсолютно лучшие спортивные достижения рассчитывать уже не приходиться.

Ветеранское спортивное движение не имеет достойного официального статуса как относительно самостоятельного направления в развитии сферы ФКиС страны.

Следует подчеркнуть, что необходимость развития ветеранского спорта является не только важной, но и актуальной задачей. Поскольку для этого развития сегодня уже имеются необходимые предпосылки, начиная от общественных инициатив со стороны прежде всего самих ветеранов спорта и различных общественных организаций, созданных ветеранами, и заканчивая поддержкой ветеранского спортивного движения со стороны представительных, исполнительных, муниципальных органов власти. Достаточно сказать, что в целях координации деятельности по развитию движения ветеранов спорта еще в 2001 году при Госкомспорте России был создан Совет ветеранов спорта (приказ Госкомспорта РФ от 23.01.2001 № 27). Правда, сегодня такового при Минспорте России нет.

Вместе с тем, в стране имеются определенные законодательные основы, которые можно использовать и для развития ветеранского спорта. Так, в Федеральном законе «О физической культуре и спорта в Российской Федерации» в статье «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте» говорится об обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения, а в статье «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте» указывается на непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам, в статье «Физкультурно-спортивные организации» предусматривается, что физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения. И в Стратегии развития ФКиС, предусматривается совершенствование ежегодного единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а составной частью единого календарного плана должна стать система всероссийских спартакиад среди различных групп населения (под девизом "Спартакиада длиною в жизнь") как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в стране, кроме того, предусматривается также разработка эффективных физкультурно-оздоровительных систем, средств и методов, направленных на укрепление здоровья различных категорий и групп населения, повышение и продление работоспособности и социальной активности трудящихся и пенсионеров.

И в различных группах населения, конечно же, могут и должны занимать свое достойное место и спортсмены-ветераны, в целом ветеранский спорт.

Однако, несмотря на имеющиеся возможности и продвижения в развитии ветеранского спорта, существующее положение дел со спортом ветеранов сегодня не может оцениваться как достаточное. Наша страна, по мнению различных экспертов, еще заметно отстает от ведущих зарубежных стран в развитии ветеранского спорта, а, соответственно, и в приобщении населения среднего, старшего и пожилого возраста к спортивно-оздоровительной деятельности.

В мире налажена масштабная система, в том числе комплексных, спортивных мероприятий для ветеранов, где наиболее крупным комплексным международным спортивным соревнованием по ветеранскому спорту являются Всемирные игры мастеров (World Masters Games),проводимые Международной ассоциацией игр мастеров (IMGA) один раз в 4 года, начиная с 1985 года. Проводятся также Всемирные игры сеньоров (World Senior Games). В настоящее время в международном спортивном сообществе прорабатывается вопрос об организации Олимпийских игр среди спортсменов, занимающихся ветеранским спортом.

В России же близких к такому масштабу соревнований пока не проводится и нет четкой их системы. В течении 5 лет, начиная с 2000 года, в виде комплексных соревнований проводились Открытые ветеранские игры России, но с 2005 года эти состязания проводиться перестали. А предусмотренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 554-р проведение спартакиады России среди ветеранов спортивного движения пока активно не реализуется.

Для выработки более обоснованных подходов для улучшения развития в стране ветеранского спорта необходимо более точное знание реального положения дел со спортом ветеранов. Именно для уточнения исходного состояния с развитием ветеранского спорта в стране Общественный совет при Минспорте России организовал проведение социологического исследования.

На основе разработанной анкеты были опрошены исполнительные органы власти в области ФКиС субъектов Российской Федерации, спортивные федерации, в том числе ветеранов спорта, с просьбой – по возможности представить ответы не от отдельных лиц, а чтобы эти ответы отражали позицию организации в целом. Всего опрошено 142 организации и примерно половину из них представляют исполнительные органы власти.

 

 

Результаты исследования

 

1.1. О понятии «Ветеран спорта»

 

В официальных документах, в том числе в Федеральном законе «О физической культуре и спорта в Российской Федерации» (№ 329-ФЗ от 4.12.2007 года) пока не зафиксировано определения понятий «Ветеран спорта» или «Ветеранский спорт», хотя практически эти понятия широко используются для обозначения соответствующий спортивных соревнований и мероприятий, а также названий различных общественных организаций.

Имеется опыт использования термина «Ветеран спорта» и в официальных документах. Но, во-первых, без определения этого понятия, а, во-вторых, - этот термин употребляется в основном в социальном аспекте, когда речь идет о тех или иных заслугах спортсменов-ветеранов, а не о ветеранском спорте как таковом. Как пример такого использования термина «Ветеран спорта» приведем выдержки из следующих документов.

В Указе Президента Российской Федерации «О дополнительных социальных гарантиях спортсменам, работникам физической культуры, спорта и туризма» от 22 мая 1996 г. № 748 в пункте 2 отмечается: «Принять к сведению, что: организация и финансирование дополнительного пенсионного обеспечения ветеранов спорта… осуществляется без привлечения бюджетных ассигнований за счет добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц, а также иных поступлений».

В свое время среди официально утвержденных ведомственных наградных знаках и значках был и наградной знак «Ветеран спорта СССР».

В Положении о нагрудном знаке «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Санкт-Петербурга» и премии Правительства «За вклад в развитие физической культуры и спорта Санкт-Петербурга» от 20.12.2004 № 2016 отмечено, что нагрудным знаком награждаются граждане Российской Федерации за высокие спортивные результаты на официальных соревнованиях мирового европейского, всероссийского и городского уровней среди ветеранов спорта.

В приказе Минздрава России от 20 августа 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» отмечалось, что «Проводится целенаправленная работа по созданию новых методик лечебной физкультуры и массажа, повышающих эффективность комплексной реабилитации больных и инвалидов, детей и взрослых, ветеранов спорта».

В Законе города Москвы «О физической культуре и спорте в городе Москве» (в ред. от 26.12.2012 г.) предусмотрено «оказывать материальную поддержку ветеранам спорта, проживающим в городе Москве».

В приказе Федеральной службы государственной статистики от 26 июня 2013 г. № 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг» в разделе об использовании услуг физической культуры и спорта указывается и «ветеранами спорта».

На нашу просьбу самостоятельно сформулировать понятие «Ветеран спорта» от респондентов было получено почти 70 ответов.

На основе анализа содержания полученных ответов по определению понятия «Ветеран спорта» выделим два момента.

Первый момент заключается в том, что параметры, по которым определяется понятие «Ветеран спорта», в представленных ответах имеют значительные расхождения. И важность этого расхождения проявляется прежде всего в отношении учета различных спортивных заслуг (спортивных показателей, званий, наград и т.д.). С одной стороны, предлагаются определения понятия «Ветеран спорта», когда спортивные заслуги не учитываются вовсе. Например, «Ветеран спорта» - это «Человек в возрасте старше 40 лет, систематически занимающийся ФКиС и участвующий в соревнованиях». С другой стороны, предлагаются определения понятия «Ветеран спорта» построенные в основном на учете спортивных заслуг человека и как пример здесь можно привести следующее предлагаемое респондентами определение – «Награжденные государственными наградами, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации за заслуги в сфере физической культуры и спорта, в том числе почетных спортивных званий, либо награжденные ведомственными знаками отличия в сфере физической культуры и спорта и имеющие стаж выступлений на спортивных соревнованиях не менее 15 лет».

Рассматриваемые расхождения в учете спортивных заслуг имеют не только определенный теоретический смысл, но и существенное практическое значение, поскольку в зависимости от содержания определения «Ветеран спорта» должна строиться и последующая работа по развитию ФКиС среди ветеранов.

В случае, когда спортивные заслуги не учитываются, к ветеранам спорта фактически относится всё занимающееся ФКиС и участвующее в соревнованиях население определённого возраста (среднего, старшего и пожилого). Такой подход ориентирует на привлечение к ветеранскому спорту максимально широкой аудитории. И, естественно, он более приемлем для учета в государственной политике в отношении развития ФКиС в стране в целом. Именно такой подход используется в возрастном спорте за рубежом, где для участия в крупнейших международных соревнованиях (Всемирные игры мастеров) приглашаются все желающие определенных возрастных категорий (групп).

Дополнительно к сказанному следует заметить, что при таком подходе термин «Ветеран» не совсем подходит, потому что он как бы должен отражать достижения ветерана, что наблюдается при присвоении в нашей стране звания «Ветеран труда» и за которым следуют определённые льготы. Но в рассматриваемом подходе, при рассмотрении различных спортивных соревнований и мероприятий для лиц определённого возрастного периода, именно различные спортивные достижения и не учитываются, а поэтому употребление термина «Ветеран» в данном случае вряд ли оправдано.

При учете только различных спортивных заслуг для определения «Ветерана спорта», конечно же, потенциальная аудитория занимающихся ФКиС всего взрослого населения значительно сокращается. Но и свои плюсы такой подход имеет. Начиная с предоставления возможности своеобразного продления профессиональной спортивной деятельности и которая пользуется вниманием болельщиков (что показывают соревнования бывших профессионалов спорта по хоккею, футболу, волейболу и другим видам спорта), различных форм поддержки известных спортивных ветеранов и заканчивая положительным проявлением занятий и соревнований популярных, хотя и бывших, спортсменов для пропаганды не только того или иного вида спорта, но и активного образа жизни, а также для использования авторитета таких спортсменов для положительного решения различных практических вопросов по развитию ветеранского спорта, да и всего физкультурно-спортивного движения страны. В определённой степени для ветеранов спорта решаются и материальные проблемы.

Кроме двух, в определённом смысле противоположных, подходов к определению понятия «Ветеран спорта», построенных без учета спортивных заслуг или, наоборот, учитывающих только эти заслуги, имеются и «промежуточные» определения, учитывающих оба подхода. Как пример здесь можно привести следующее предлагаемое респондентами определение «Ветерана спорта» - «Спортсмен определенного возраста, занимающийся спортом на постоянной основе и достигший успехов в виде спорта».

Различные толкования понятия «Ветеран спорта», несомненно, проявляются и в различных подходах в работе различных организаций по развитию ветеранского спорта. И, конечно, здесь требуется единое понимание этого термина.

Теперь о втором моменте анализа содержания полученных ответов по определению понятия «Ветеран спорта». Он заключается в том, что понятие «Ветеран спорта» определяется с использованием различных показателей, имеющих определённую иерархию по своему значению (см. табл. 1). Представленные в таблице данные получены на основе проведенного контент-анализ всех самостоятельно сформулированных респондентами определений понятия «Ветеран спорта».

 

Таблица 1 – Частота использования показателей для определения понятия «Ветеран спорта» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах)

 

№ п/п Показатель для определения понятия «Ветеран спорта» Частота использования
1. Возраст  
2. Систематические занятия ФКиС  
3. Участие в соревнованиях, мероприятиях  
4. Спортивные заслуги (титулы, звания, награды и т.д.)  
5. Стаж занятий ФКиС  
6. Участие в популяризации и развитии ФКиС  
7. Прекращение занятий профессиональным спортом  
8. Ведение здорового, активного, образцового образа жизни  
9. Соревновательный стаж  

 

Как и следовало ожидать, наиболее часто используемым (а, соответственно, и наиболее важным) показателем для определения понятия «Ветеран спорта» является возраст (в 69% полученных от респондентов определений «Ветеран спорта» учитывается данный показатель). Кстати говоря, на прямой вопрос «Какие показатели следует учитывать при определении ветерана спорта?» возраст поставили на первое место уже 89% опрошенных. Конкретный же начальный возраст ветеранов спорта, как правило, устанавливается международными спортивными федерациями и не всегда он одинаков. Всемирные игры мастеров рассчитаны минимальный возраст участников от 25 до 35 лет в зависимости от вида спорта, а Всемирные игры сеньоров – с 50-летнего возраста. Представления же опрошенных о начальной возрастной границе ветеранов спорта отражены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Ответы на вопрос: «Если говорить в целом, то преимущественно с какого возраста, по Вашему мнению, человека можно считать ветераном спорта?» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах, данные в процентах)

№ п/п Варианты ответа Количество ответов
1. С 25 лет 2,8
2. С 30 лет 8,5
3. С 35 лет 16,9
4. С 40 лет 38,0
5. С 45 лет 8,5
6. С 50 лет 7,0
7. С пенсионного возраста 4,2
8. Другой ответ 14,1

 

В среднем, по мнению респондентов, ветераном спорта можно считать человека преимущественно с 40-летнего (точнее с 39,8) возраста. Но при этом имеется заметный разброс в ответах, а, значит, и нет более или менее единого подхода к определению начальной возрастной границы ветерана спорта. Можно дополнительно здесь отметить, что при «Другом ответе» (а таковых более 14%) опрошенные в основном делали ссылки на возрастные периоды, установленные международными спортивными федерациями.

Вернемся к таблице 1. Далее, по частоте использования показателей для определения «Ветерана спорта», идут требования, чтобы лица, относящиеся по возрасту к ветеранам спорта, систематически занимались ФКиС и участвовали в соревнованиях. Эти требования как бы взаимосвязаны и полученные данные фактически говорят о том, что для «Ветерана спорта» недостаточно только тренироваться без выступлений или участвовать в соревнованиях без предварительной подготовки. Эти требования находятся на относительно высоком уровне (встречаясь, соответственно, в 53% и в 50% в представленных ответах по определению понятия «Ветеран спорта»). Кроме того, они усиливаются дополнительными требованиями – иметь определенный стаж занятий ФКиС (22%) и стаж участия в спортивных соревнованиях (6%).

Дополнительно здесь можно отметить, что каждый десятый ответ по определению «Ветерана спорта» содержит указание на необходимость прекращения занятий в профессиональном спорте, что можно рассматривать как нежелание допускать к ветеранским соревнованиям лиц, еще продолжающих свою профессиональную спортивную карьеру, даже если эти лица по своим возрастным показателям соответствуют требованиям ветерану спорта. Тем более, что возрастной показатель ветеранов в некоторых видах спорта довольно молодой, например, в плавании к ветеранам относят спортсменов с 25-летнего возраста. Речь идет о том, что к ветеранам спорта можно относить только тех спортсменов, которые прекратили карьеру профессионального спортсмена и (или) официальные выступления на «обычных» соревнованиях определённого уровня (муниципальном, региональном, общенациональном и т.д.).

Что же касается рассмотренного ранее учета различных спортивных заслуг для определения понятия «Ветеран спорта», то этот показатель занимает заметное место в иерархии предпочтений респондентов и используется более чем в трети (в 35%) полученных ответов, а, значит, и соответствующее количество исполнительных органов в сфере ФКС и общественных спортивных организаций активно учитывают в своей работе с ветеранами имеющиеся спортивные заслуги этих спортсменов.

Примерно в каждом пятом ответе по определению понятия «Ветеран спорта» респонденты высказывают пожелания на необходимость проявления ветеранами спорта социальной активности в популяризации и развитии ФКиС, участвуя в работе ветеранских спортивных организаций, выполняя волонтерские функции по организации тренировок и проведению соревнований и т.д. (16% ответов), а также ведения здорового, активного образа жизни, позволяющего быть образцом, прежде всего для подрастающего поколения (9% ответов). А теперь, с введением комплекса ГТО, волонтерские функции ветеранов могут использоваться для реализации этого комплекса.

На основе выявленных мнений респондентов о понятии «Ветеран спорта» представляется целесообразным при определении понятия «Ветеран спорта» использовать следующий подход: к ветеранам спорта относить всех, достигших определённого возраста лиц и закончивших свою профессиональную карьеру, систематически занимающихся ФКиС и участвующих в соревнованиях, организованных для данных лиц, а уже внутри данной аудитории ветеранов можно выделять, как составную часть, ветеранов с теми или иными дополнительными показателями, в том числе и по имеющимся спортивным заслугам.

Единый подход к определению понятия «Ветеран спорта» должен быть, по мнению подавляющего большинства опрошенных, законодательно зафиксирован (см. табл. 3).

 

Таблица 3 – Ответы на вопрос: «Следует ли внести в Федеральный закон о ФКиС понятие "Ветеран спорта"?» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах, данные в процентах)

№ п/п Варианты ответа Количество ответов
1. Да, следует внести 77,5
2. Думается, пока такой необходимости нет 15,5
3. Другой ответ 2,8
4. Трудно сказать 4,2

 

Внесение понятия «Ветеран спорта» в Федеральный закон о ФКиС несомненно будет способствовать более целенаправленному и скоординированному подходу к работе всех субъектов, заинтересованных в развитии ветеранского спорта.

 

 

1.2. Организационные основы развития ветеранского спорта

 

Сегодня спортивные организации ветеранов спорта созданы в подавляющем большинстве регионов (в 86%) и в спортивных федерациях (79%). При этом в отдельном регионе и отдельной федерации имеется далеко не единственная организация ветеранов спорта. Например, только спортивных клубов ветеранов спорта в Пензенской области имеется 45, а Всероссийская федерация ветеранов волейбола сообщает, что в стране имеется более 150 спортклубов ветеранов волейбола. Но кроме различных спортивных клубов используются и другие формы организации ветеранов спорта - региональная общественная организация, Совет ветеранов спорта, Коллегия ветеранов, Ассоциация ветеранов, Комитет ветеранов, спортивная федерация ветеранов, любительская лига. Можно уверенно констатировать, что в стране имеется довольно разветвленная и разнообразная сеть общественных организаций ветеранов спорта.

Но имеющаяся сеть организаций ветеранов спорта далеко не всегда имеет свое «представительство» в региональных исполнительных органах власти в области ФКиС. Если 86% исполнительных органов сообщают о имеющихся в их регионах организаций ветеранов спорта, то о имеющейся общественной структуре по проблемам развития ветеранского спорта непосредственно при региональном исполнительном органе власти в области ФКиС сообщают уже только 52% исполнительных органов власти. Что, естественно, не способствует работе по руководству и координации усилий в развитии ветеранского спорта со стороны исполнительных органов власти. Соотношение данных показателей среди спортивных федераций значительно лучше – соответственно, 79% и 71%.

Еще более скромные показатели наблюдаются по наличию в программах развития ФКиС в опрошенных организациях пунктов по ветеранскому спорту (табл. 4).

 

 

Таблица 4 – Ответы на вопрос: «Имеются ли в программах развития ФКиС вашего региона (вашей федерации) положения, связанные с развитием ветеранского спорта?» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах, данные в процентах)

№ п/п Варианты ответа Количество ответов
1. Да  
2. Нет  
3. Другой ответ  

 

Менее трети всех респондентов сообщают, что в программах развития ФКиС в регионе, которым занимается исполнительный орган власти, и развития вида спорта, которым занимается федерация, имеются положения, посвященные развитию ветеранского спорта. Причем этот показатель практически одинаков и в отношении программ развития ФКиС в регионе и программах развития вида спорта. Хотя несколько лучшее положение здесь у спортивных федераций, где 37% организаций имеют в своих уставах раздел по ветеранскому спорту.

Что же касается «Другого ответа», который указали 14% опрошенных, то здесь, как правило, речь идет о положениях, направленных на развитие ФКиС в целом среди взрослого населения.

Таким образом, в большинстве регионов и в спортивных федерациях страны имеются многочисленные и разнообразные общественные организации ветеранов спорта, но при этом явно снижается количество исполнительных органов власти и федераций, при которых непосредственно имеются ветеранские организации, и еще в большей мере уменьшается количество региональных исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, у которых в программах развития ФКиС или вида спорта имеются положения, направленные на развитие ветеранского спорта. А, значит, далеко не все исполнительные органы власти и спортивные федерации участвуют в координации работы по развитию ветеранского спорта и в большинстве случаев не берут на себя какой-либо ответственности по развитию ветеранского спорта в своих официальных документах.

Вместе с тем, подавляющее большинство опрошенных считают, что спортивные федерации должны осуществлять координацию и контроль за развитием ветеранского спорта по соответствующему виду спорта (табл. 5).

 

Таблица 5 – Ответы на вопрос: «Должны ли спортивные федерации осуществлять координацию и контроль за развитием ветеранского спорта по соответствующему виду спорта?» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах, данные в процентах)

№ п/п Варианты ответа Количество ответов
1. Да  
2. Нет  
3. Другой ответ  

 

Высокий процент (85%) поданных голосов о необходимости выполнения спортивными федерациями руководящих функций в отношении ветеранского спорта характерен как для представителей исполнительных органов власти, так и общественных спортивных организаций. Кстати говоря, примерно на таком же уровне (82% ответов) находится и соответствующий показатель о руководящей роли федерального исполнительного органа власти в области ФКиС - Минспорта России.

 

1.3. О соревнованиях ветеранов спорта

 

Участие в соревнованиях является одним из главных, если не сказать неотъемлемых, показателей понятия «Ветеран спорта», поэтому организация и проведение состязаний среди лиц ветеранского возраста требуют первостепенного внимания. При этом сами соревнования можно рассматривать и как итог занятий ФКиС, и как средство вовлечения ветеранов в занятия, и как стимул для систематических занятий спортивно-оздоровительной деятельностью, и как средство пропаганды занятий ФКиС для взрослого населения.

Сегодня 82% опрошенных сообщают, что у них проводятся соревнования для ветеранов спорта, причем в большей мере этот показатель выражен у представителей исполнительных органов власти в области ФКиС – 91% (у спортивных федераций – 63%). А 14% всех респондентов считают, что соревнования отдельно для ветеранов проводить пока не следует (6%) или предусматривать участие ветеранов в «обычных» состязаниях с последующим выделением их результатов при подведении соревновательных итогов (8%).

Можно отметить, что в подавляющем большинстве регионов страны (более 90%) ветеранский спорт функционирует посредством проведения соревнований. Правда, пока нет данных, и это следует предусмотреть в последующих исследованиях, для каких именно ветеранов эти соревнования проводятся – для бывших спортсменов (с учетом спортивных заслуг) или для всех желающих определённого возраста, или одновременно и для тех и для других. На основе косвенных данных можно сказать, что предпочтение отдается наиболее представительным, массовым соревнованиям (табл. 6).

 

Таблица 6 – Ответы на вопрос: «Как бы Вы предложили преимущественно рассматривать ветеранский спорт?» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах, данные в процентах)

№ п/п Варианты ответа Количество ответов
1. Как спорт высших спортивных достижений  
2. Как массовый спорт  
3. Как физкультурно-оздоровительный процесс  
  Иное  

 

Более половины опрошенных (52%) сообщают о том, что у них проводятся спартакиады или другие комплексные соревнования среди ветеранов спортивного движения, а еще 17% говорят о том, что подобные спортивные мероприятия пока не проводятся, но планируются.

Около 40% всех проводимых в стране ветеранских соревнований фактически носят международный характер, поскольку 20% сообщают, что в этих состязаниях принимают участие спортсмены из стран СНГ, а еще 30% - об участии спортсменов из других стран (10% сообщают об участи спортсменов и из стран СНГ и других стран).

В общем, в стране имеется немалый опыт проведения различных спортивных состязаний для ветеранов спорта. Вероятно, поэтому подавляющее большинство респондентов поддерживает возможность проведения в России крупнейших международных стартов для ветеранов спорта (табл. 7).

 

Таблица 7 – Ответы на вопрос: «Если Россия получит право на проведение чемпионатов Европы, мира, Всемирных игр для ветеранов, то готовы ли Вы оказывать поддержку таким соревнованиям?» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах, данные в процентах)

№ п/п Варианты ответа Количество ответов
1. Да  
2. Нет  
3. Другой ответ  

 

Также явное большинство опрошенных поддерживают идею расширения организации и проведения крупных международных ветеранских соревнований, что видно на примере отношения к возможности проведения Олимпийских игр среди ветеранов спорта (табл. 8).

 

 

Таблица 8 – Ответы на вопрос: «В международном спортивном сообществе имеются предложения об организации Олимпийских игр среди спортсменов занимающихся ветеранским спортом. Поддерживаете ли Вы такие предложения?» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах, данные в процентах)

№ п/п Варианты ответа Количество ответов
1. Да  
2. Нет  
3. Другой ответ  

 

Важный вопрос – финансовое обеспечение проведения соревнований для ветеранов спорта. Для этого используются различные источники (табл. 9).

 

Таблица 9 – Ответы на вопрос: «Если соревнования для ветеранов спорта в Вашем регионе проводятся, то за счет каких средств?» (Опрос исполнительных органов власти в области ФКиС и спортивных федераций, данные в процентах, данные в процентах)

№ п/п Варианты ответа Количество ответов
1. За счет средств исполнительного органа власти  
2. За счет средств спонсоров  
3. За счет средств самих участников-ветеранов спорта  
4. За счет средств соответствующих спортивных федераций  
5. За счет средств спортивных клубов для ветеранов спорта  
6. За счет других средств  
7. Проводятся силами волонтеров (без выделяемых средств)  
8. Не располагаем такой информацией  
Примечание: можно было указывать не один ответ

 

Несмотря на явное преимущество, по частоте использования, средств исполнительных органов власти (т.е. государственных ресурсов) для проведения ветеранских состязаний, можно заключить, что этих средств явно недостаточно и поэтому используется привлечение средств из всех других возможных источников финансирования организации и проведения соревнований ветеранов спорта. И здесь, прежде всего, следует указать на привлечение средств спонсоров (42%), самих ветеранов (34%) и спортивных федераций (34%). Особо необходимо отметить использование средств самих участников-ветеранов, которым в среднем приходится, по мнению опрошенных, оплачивать свое участие примерно в каждом третьем состязании, в том числе в проводимых соревнованиях исполнительными органами власти в области ФКиС таковых 30%, а в проводимых спортивными федерациями – 54%.

Еще одна важная финансовая проблема – обеспечение (формой, оплатой дороги, проживания и т.д.) участия наших



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: