Библиотека психологии и психотерапии
Валерий Защепенков Василий Лифанов
ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРЬЕРП,
Или Мой интерьер как мой портрет
Книга подготовлена на основе
цикла авторских статей в журнале «SALON-interior»
Москва
Независимая фирма «Класс»
УДК 615.851 ББК 53.57 3 70
Защепенков В., Лифанов В.
3 70 Психология интерьера, или Мой интерьер как мой портрет - М Независимая фирма «Класс», 2005 - 160 с - (Библиотека психологии и психотерапии) ISBN 5-86375-062-6
Для чего мы создаем свой интерьер? Чтобы чувствовать себя в нем удобно А всегда ли наше жилище соответствует нам самим. Ведь часто мы стремимся (и получаем) копию красивой картинки из модного журнала, в которой жить почему-то не очень уютно Авторы этой книги впервые попытались решить системный вопрос устроения домашнего интерьера с помощью «инструментов» классического НЛП
Как это сделать' Сначала с помощью метапрограчм создать комплексный «портрет» хозяина жилища и его близких, затем - «портрет» интерьера Если совместить эти два «изображения», можно получить итоговый гармоничный мета-про|рамммный «портрет» своею будущего жилища Что, безусловно, поможет в его реализации - своими силами или же силачи архитектора
Главный редактор и издатель серии Л М Кроль Научный консультант серии ЕЛ Михайлова
© 2005 В Защепенков, В Лифанов
© 2005 Независимая фирма «Класс» издание оформление
© 2005 Е А Кошчина дизайн обложки
Исключительное право публикации на рус скоч языке принадлежи i излательс гву «Независимая фирма «Класс» Выпуск произведения или его фрагментов бе) разрешения издательства считается противоправным и преследуется по икону
Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах: Москва: Дом книги «Арбат», торговые дома «Библио-Глобус» и «Молодая гвардия», магазин «Медицинская книга». Санкт-Петербург- Дом книги.
Предисловие
От авторов
Для чего мы создаем свой интерьер? Ответ очевиден - чтобы чувствовать себя в нем удобно. И еще чтобы в нем было приятно находиться не только нам, но и нашим гостям. И еще, конечно же, чтобы он был красивым.
Всегда ли мы имеем такой интерьер? Всегда ли те интерьеры, которые мы видим в журналах, соответствуют запросам заказчика? И насколько сами запросы заказчика являются его личными запросами? Ведь часто на практике бывает так- неспособность заказчика четко сформулировать свои (именно свои - личные, кровные!) пожелания приводит к тому, что он либо все отдает на откуп архитектору, отделываясь самыми общими фразами, (например, «Чтобы все было круто и дорого! И модно, чтобы мне понравилось!»), либо формулирует архитектору якобы свои пожелания, которые на самом-то деле чужие, потому что с чужого голоса (из журналов, из телепередач, из опыта друзей и знакомых) и к данному человеку часто имеют весьма отдаленное отношение. Но поскольку эти чужие соображения, крутящиеся в голове, загримированы под «модные» и «престижные», а значит, «свои», и альтернативы им нет, то человек в конце концов их слушается и принимает за собственные. И формулирует архитектору «свои» пожелания, который в итоге выливаются в «свой» интерьер. Повторяемся не в свой (личный, кровный!), а в «свой». Почему? А потому что именно «свои» пожелания и позволяют некоторым архитекторам проявлять в интерьере заказчика свои амбиции художника или свое же равнодушное всезнание. Поскольку не всякому архитектору захочется разбираться в истинных запросах такого заказчика, как в замутненном источнике, выявляя, что ему нужно на самом-то деле, и тратить на это свое время и нервы. И в таком случае архитектор начинает что-то проектировать, говоря заказчику: «Вот так для вас будет хорошо!»
От авторов
В итоге получается журнально-красивый интерьер, модный, престижный и профессиональный, но лишь с определенной долей приближения отвечающий действительной потребности человека. То есть с ним опять приключилась обыкновенная беда человека XXI века: ПОДМЕНА СВОЕГО И НАСТОЯЩЕГО - ФАЛЬШИВЫМ И «СВОИМ». А ему в этом пространстве жить - долгие, долгие годы, каждый, каждый день... Именно поэтому и происходят в мире российских интерьеров всевозможные курьезы: когда кто-то, скажем, не жалея кошелька своего, вдруг строит себе две квартиры - одну «понавороченней» - для журналов, друзей и переговоров, а другую, тайную и попроще - для себя и своей семьи. Или когда кто-то, отгрохав себе одну квартиру, через пару лет вдруг оказывается ею недоволен и разоряется на вторую квартиру, затем на третью и т.д.
Беремся утверждать: удобство и красота интерьера - это его точное соответствие психотипу заказчика. Мы же часто наблюдаем в российских интерьерах некую смесь из личностно-стилевых особенностей архитектора и отдельных - очень отдельных! - «ингредиентов» личности заказчика. И хорошо, если эта смесь покажется ему не противной, а приятной на вкус - спустя какое-то время. Надо сказать, подобное удачное взаимодействие скорее принадлежит к числу счастливых случайностей, чем закономерностей.
В таком случае правомерен вопрос: «Л возможна ли гармония? И если да, то как ее достичь?»
Мы утверждаем: да, гармония возможна, но только при вашем личном усилии. И чтобы приблизиться к своему гармоничному интерьеру, нужно, во-первых, знать, куда идти, во-вторых, на что обращать внимание в дороге, и, в-третьих, как поступать в том или ином случае. Мы же со своей стороны постараемся максимально вам в этом помочь. Но помните, что дорогу осилит идущий. И только он! А не лежащий и на свои деньги надеющийся.
В первой части книги мы подробно поговорим о том, как с позиций современной структурной психологии составить мета-программный «портрет» себя самого, а также «портрет» каждого члена своей семьи. Примеры же того, как эти «портреты» проявляют себя в жизни, будут, естественно, приведены из интерьерной области.
Предисловие
Во второй части книги мы подробно поговорим о комплексном метапрограммном «портрете» современной городской квартиры и ее отдельных помещений.
При наложении же этих «портретов» друг на друга вы и получите итоговый гармоничный метапрограммный «портрет» своего будущего жилища. Что безусловно поможет вам в его реализации - своими силами или же силами архитектора. Причем архитектор в этом случае будет выступать, скорее, вашим союзником, поскольку вы ему сильно облегчите грамотную профессиональную работу с вами.
В книге мы сочли нужным привести как можно больше практических примеров, советов, рекомендаций, в том числе и связанных с инженерией современного интерьера, что, конечно же, выходит далеко за рамки теоретической книги. Однако, учитывая сегодняшнюю российскую ситуацию в области интерьерного строительства, думаем, что эти сведения читателю не помешают. Потому что они тоже относятся к области психологии, - но не так явно.
Эта книга - лишь первая попытка системного подхода к устроению домашнего интерьера с помощью «инструментов» классического НЛП.
Глубинные же вопросы психологии человеческого жилища и его взаимодействия с человеком - с точки зрения системного НЛП и традиционной символики - будут рассмотрены нами во второй книге. Возможно.
Часть I
Метапрограммы человека в его доме
Беседа первая
Что такое метапрограммы.
Вещи как ценность. Процессы как ценность
В.Л.: Как Вы считаете, что лежит в основе психологического портрета личности?
В.З.: Наборы метапрограмм.
В.Л.: Что Вы подразумеваете под метапрограммами?
В.З.: Можно сказать, что это наши мыслительные привычки, наш неповторимый узор нейронных сетей. Метапрограммы - это своеобразные «особенности почерка» нашего стиля мышления, которые «запускаются» в сознании мгновенно и часто опережают те благие намерения, которые мы осознаем в моменты «трезвого ума». В такие моменты наше - относительно медленное - сознание, ведомое «быстрыми» подсознательными метапрограммами, подобно поезду, с грохотом «уносится» на другие пути. Вы наверняка можете вспомнить случаи, когда сначала отреагировали и лишь потом задумались: «Зачем я снова так поступил? Ведь сколько раз давал себе слово поступать иначе!»
Дело в том, что вокруг нас (да и в нашей голове) циркулирует такая масса информации, что большая ее часть игнорируется. Мы так устроены - наше сознание может цепко держать в поле своего внимания максимум девять единиц информации. Все остальное - не замечается. Вы наверняка можете припомнить случаи, когда, погрузившись в свои мысли, проезжали нужную станцию метро.
Одни метапрограммы определяют, какая информация будет допущена в сознание, а какая останется «гулять на воле». Другие метапрограммы организуют информацию в
Часть I. Беседа первая
нашем оригинальном стиле. Третьи сортируют информацию. Четвертые моментально корректируют в разных ситуациях нашу жизненную позицию - активную или пассивную. Пятые «работают» с нашим чувством времени.
Оказывается, все мы обращаемся со временем по-разному.
Метапрограммы влияют буквально на все: на наши вкусовые пристрастия, на то, как мы говорим, как поступаем, как выбираем друзей, одежду, машину и профессиональную среду.
В.Л.: Получается, что какие-то метапрограммы у нас есть, а каких-то нет?
В.З.: Все они делятся на группы. Когда мы говорим о «наборе» метапрограмм, то подразумеваем устойчивые связки между группами. «Схема» у каждого своя. Ну, а некоторые метапрограммы совсем не будут вплетены в структуру нашей личности. И тогда их можно найти у других.
Не бывает «хороших» метапрограмм и «плохих». Просто в одних ситуациях лучше работают одни, а в других - другие. Согласитесь, менеджеру с его привычками мыслить будет тяжело заменить архитектора.
Замечено, что чем больше цепочек метапрограмм имеет человек, тем гибче его поведение. На формирование же интерьера влияет свой набор мыслительных привычек, который часто совпадает с основным, «коренным» набором личности. Потому что, во-первых, интерьер мы формируем после зрелых размышлений, чтобы он нам понравился надолго. Не будем же мы, в конце концов, менять обстановку в доме раз в полгода! А во-вторых, наш интерьер - это наше личное дело, и мы вовсе не обязаны здесь на кого-то оглядываться.
В общем, интерьер - это портрет, где в различных пропорциях смешиваются наши психологические предпочтения. «Покажи мне свой интерьер, и я скажу, кто ты». Но это в идеале. Стили же дизайна - хай-тек, поп-арт, кантри, декон-структивизм и пр. - тоже имеют психологическую подоплеку, а именно - метапрограммы. Стиль - это готовый рецепт из них. И то, насколько мы его любим, указывает лишь, насколько наши метапрограммы рифмуются со стилевыми.
Психология интерьера
В.Л.: Давайте более подробно поговорим о каждой группе мета-программ и о том, как они отражаются в интерьере.
В.З.: Да, только я еще раз напомню, что, рассказывая про отдельные метапрограммы, мы будем говорить об их крайних проявлениях. Поэтому полезно, сверяясь с текстом, взвесить те предпочтения, которые намешаны в нас в разных пропорциях. И, соответственно, по порядку реализовывать их в интерьере - своими руками или с помощью архитектора. Особенно важно это для первой группы метапрограмм - «Классификация мира по...».
В.Л.: Какие метапрограммы входят в эту группу?
В.З.: Вещи как ценность. Процессы как ценность. Место как ценность. Идеи как ценность. Люди как ценность.
Иными словами, это то, о чем мы думаем в первую очередь, когда представляем, каким должен быть наш интерьер. Это то, как мы решаем, что для нас будет в интерьере самым важным, а что второстепенным.
В.Л.: Начнем с метапрограммы вещи как ценность.
В.З.: Кто-то сказал: «Фотографии - это надгробные памятники нашей жизни»-. Действительно, как фотографии фиксируют наши эмоции и возрастные изменения, так и накапливающиеся в квартире вещи для некоторых людей становятся календарями их жизни. Причем неважно, что многими предметами они уже не пользуются годами. Важно то, что жизненная история здесь - это история вещей. Мне, например, известны люди, которые умудряются до 40 лет хранить игрушки, с которыми они играли в 5 лет.
В.Л.: Да, я знаю, о ком Вы говорите. И заходя в гости к такому человеку, можно увидеть, как его интерьер постепенно зарастает вещами. Ими заполоняется все пространство, они с готовностью вываливаются на тебя из шкафа, подстерегают на антресолях и т.д.
В.З.: Да, таким людям избавиться от вещей так же мучительно, как отрезать кусок собственного тела.
Часть I. Беседа первая
Примеры из литературы - всем известная Коробочка и Плюшкин, хотя это слишком гротесксные персонажи. Но даже если мы, нормальные люди, начнем вдруг перебирать свой вещный мир, то очень многое обнаружим на антресолях и в шкафах. И по тому, насколько легко или мучительно мы сможем избавиться от уже ненужных находок, станет понятно, до какой степени у нас задействована эта метапрограмма. И, соответственно, стоит ли ее воплощать в интерьере.
Есть еще один момент. Он немножко не по теме, но все-таки...
Не только мы влияем на вещи, но и они влияют на нас -на эмоциональном и физическом уровне. И особенно подвержены влияниям люди с сильной метапрограммой вещи как ценность. Именно поэтому, дабы не быть взятыми в кольцо «ядовитыми» предметами, которые будут отравлять жизнь конфликтами и плохим самочувствием, важно знать, какие именно вещи находятся в доме, откуда они пришли и что с ними связано.
В.Л.: Что Вы имеете в виду?
В.З.: Чаще всего в семье сталкиваются две истории. Муж приносит одну семейную историю - и вещи, жена - другую семейную историю - и тоже вещи. И начинается взаимодействие. Какие-то предметы мирно уживаются друг с другом, ну а какие-то - нет. Более того, видеть их совершенно невыносимо... Потому что, предположим, это не просто стул, а «стул, на котором сидела твоя мама, когда мы жили у нее, а помнишь, как она мной помыкала, когда я оказывалась с нею на кухне, и вообще, раз ты приволок этот стул сюда, значит, для тебя неважно, что я чувствую, да и вообще ты меня не любишь! ~ А почему, скажи на милость, я должен выбрасывать этот стул, раз он мне напоминает о моем доме и детстве, а еще о том, как я с дядей Ваней на рыбалку ходил?»
Хорошо, когда семья начинается «с нуля» и вещи в дом покупаются совместно, - уже произошла алхимия духа, выявлены взаимные интересы. В том числе и по отношению к вещам. А когда вещный мир просто наследуется, тут возможны варианты. И, может быть, от чего-то стоит срочно избавиться.
Психология интерьера
Два слова о предметах, которые нам достались от бабушек и дедушек.
Каждым предметом в нас заякорено свое эмоциональное состояние. Прекрасно, когда все благополучно и, общаясь с вещами, оставшимися от бравого дедушки, мы получаем от этого ресурс, ибо его вещи, хоть и занимают в доме место, несут нам положительный энергетический заряд. Если же вещь, будь она хоть трижды ценной, связана с каким-то негативным знанием: «Во/и он, дед, был до поры до времени бравым и успешным, а потом у него жизнь не задалась», - то это постоянное напоминание нашему подсознанию, что ты принадлежишь к этому же роду и что у тебя, наверное, будет такая же судьба. И скорее всего, видя в интерьере эту вещь, ты неосознанно будешь провоцировать «нужную» ситуацию в жизни.
В психотерапии есть так называемая школа «телесного ориентирования», когда лечение идет через тело - через занятие танцем. Точно так же, оказывается, можно лечить и через вещи. Этим, кстати, эффективно пользуются шаманы, когда придумывают амулеты. Поэтому, если вещи как ценность является одной из ваших ведущих метапрограмм, то можно в корне изменить свою жизнь, просто привнеся в дом какой-то предмет. А от чего-то, может быть, имеет смысл избавиться прямо сейчас, как ни болезненна для вас будет эта «ампутация».
В.Л.: То есть с вещами надо обходиться жестко, если чувствуешь, что в жизни что-то не ладится?
В.З.: Не обязательно. Разумеется, можно произвести замену вещного мира, причем эти изменения могут касаться только, к примеру, цвета и текстуры обивки. Иногда же бывает достаточно просто по-другому расставить вещи в квартире. И поскольку ценность вещей очень велика, как только устанавливается новый предметный рисунок, то у человека может мгновенно измениться поведение, отношение к людям и к жизни в целом.
Верно и обратное - как только человек с ведущей мета-программой вещи как ценность начал переставлять дома предметы или же избавляться от них, это говорит о том, что
Часть I Беседа первая
в нем происходят какие-то внутренние изменения. И, не осознавая этого, он их реализует через вещи - через то, что ему близко и знакомо.
В.Л.: То есть в семье это может быть неким индикатором перемен. В.З.: Да. Весьма возможно.
В.Л.: Хорошо, а как можно учесть метапрограмму вещи как ценность при формировании интерьера?
В.З.: Прежде всего она отражается на количестве и объеме различных емкостей для хранения. Подиумы, антресоли, стенные шкафы, тумбы и т.д. - именно они обеспечивают наше внутреннее спокойствие.
Планировка в данном случае будет, скорее всего, жесткой, ибо для того, чтобы шкафчиков было достаточно, нужно много стен, вдоль которых их можно выстраивать. Если позволяют площади, в доме появятся и специальные комнаты для хранения вещей - гардеробные, кладовые.
В.Л.: И если тебе архитектор предлагает проект, где предусмотрены минимальные системы хранения...
В.З.:...а ты человек, для которого важны вещи, то тут уж полезно настоять. Потому что ты знаешь, что вообще ценно в этом мире и что всегда полезно иметь много чего в своем маленьком палеонтологическом музее... на всякий случай!
В.Л.: А какому стилю будет близка метапрограмма вещи как ценность}
В.З.: Это может вылиться, к примеру, в бюргерский стиль или же стиль ампир: золото, статуэтки, ковры, подушечки, салфеточки, рюши на обивке и т.д. Но в принципе, эта метапрограмма больше описывает наши взаимоотношения с вещами, а не стиль.
В.Л.: Давайте теперь поговорим о метапрограмме процессы как ценность.
Психология интерьера
B.3.: Для людей процесса важна динамика жизни и, как следствие, - динамика их интерьера. Для таких людей важен сам процесс каких-либо действий и изменений. Или же им нравится сама возможность что-либо поменять. То есть «Я пока ничего не меняю, но могу это сделать в любой момент». В интерьере это может реализоваться как на уровне планировки и зонирования, так и на уровне самих вещей.
В.Л.: Каким образом?
В.З.: Скорее всего, люди процесса будут себя комфортно чувствовать в свободной планировке. Причем все трансформации пространства ими могут производиться и в одном месте. Гостиная легко и играючи превращается в столовую, столовая - в танцпол, танцпол - в спальню. Как? Ширмами, катающимися перегородками и т.д.
В этом смысле для интерьеров людей процесса очень важна режиссура света, который может быть то интимным, то праздничным, то деловым; то общим, то локальным. И, пробежав по клавишам выключателей, мы в одном углу комнаты высвечиваем танцевальное действо, а в другом - формируем атмосферу для задушевной беседы. Или же объединяем все пространство для общего праздника.
Светом можно мгновенно разделять пространство, насыщать его различными эмоциями, концентрировать его вокруг чего-либо. Взять хотя бы тот же бильярд. Высвечивается только зеленое сукно стола, вокруг же - полумрак. В комнате тихо, слышится лишь сосредоточенный стук бильярдных шаров. Что, в общем-то, понятно - идет процесс, игра!
В.Л.: Насколько я понимаю, выделение в интерьере специальных зон для специальных процессов - это тоже отличительная черта людей с метапрограммой процессы как ценность?
В.З.: Да, конечно. Если, допустим, человек любит играть, то в его интерьере мы обязательно увидим игральный стол. Если же человек любит готовить, то его кухня, скорее всего, будет сверхэргономичной, насыщенной самой разнообразной техникой. И все в ней будет служить удобству процесса готовки. Чтобы все окончательно встало на свои места, вспомни-
Часть I. Беседа первая
те, какое место в доме любителя кино занимает его видеоте-ка, у меломана - музыкальный центр, а у любителя книг -библиотека.
В.Л.: А можно ли весь интерьер посвятить одному процессу? Скажем, интерьер любителя музыки, меломана? Я, например, знаю, что в целях подавления низких частот люди специально купили комплект персидских ковров.
В.З.: Это другое. Когда люди погружается в один процесс, то они начинают что-то бесконечно менять - колонки, усилители и пр. Только их в какой-то момент «зашкаливает», и акустические возможности новой техники начинают превосходить акустические возможности самой квартиры. А притормозить люди уже не могут - им сложно остановиться в процессе бесконечного наращивания мощи и качества звучания.
В.Л.: То есть я правильно понимаю: люди, у которых ценность -вещи, их постоянно накапливают, а люди процесса - их постоянно меняют?
В.З.: Да, люди процесса будут бесконечно менять кухонные комбайны, аудио и видеотехнику, наряды, а также периодически избавляться от старых вещей. Потому что для некоторых из них (особенно для тех, у кого отсутствует метапрограмма вещи как ценность) даже процесс избавления от вещи становится интересным. Здесь важен процесс обновления и безостановочного изменения.
Люди процесса, у которых эта метапрограмма доминирует, часто дарят свои вещи кому-то, и им тоже кто-то что-то презентует. И это неудивительно, потому что они предпочитают общаться с такими же неугомонными личностями, как и сами.
Плюс к этому, подбор вещей для своих интерьеров люди с ведущей метапрограммой процессы как ценность производят иначе, чем люди с ведущей метапрограммой вещи как ценность. Если для последних предмет - это «фотография собственной жизни», и сам по себе он может быть любым, то для людей процесса предмет - это те возможности действий и трансформаций, которые в него заложены.
Психология интерьера
То есть немного смещается акцент. У людей процесса вещи другого плана - это вещи-трансформеры, в которые можно как-то поиграть, хотя особой целесообразности в этом нет. Многофункциональный кухонный комбайн, к примеру, не заводят ради одной морковки, съедаемой на завтрак. Но сама возможность сделать и то, и се, и пятое, и десятое - ценится. Или, допустим, тот же стол-трансформер на кухне. Он, во-первых, выкатывается, а во-вторых, на нем можно обедать и готовить, а еще можно крышку поднять и что-то внутрь убрать, сюда - ножик, туда - поварешку. Удобен ли этот стол функционально? Да, удобен. Но здесь ценно то, что стол выдвигается-разворачивается-раскладывается-распахивается - там можно все хранить и, перемещая его по квартире, катать на нем пельмени. То есть это вещь, целиком и полностью посвященная процессу. Причем в гораздо большей степени, чем стол, за которым только едят. Один процесс - это нам неинтересно.
В.Л.: А что насчет мебели?
В.З.: Люди с доминирующей метапрограммой процесс как ценность обычно первыми откликаются на всяческие новинки. Они первыми «клюнут» на диван, который можно с легкостью раздвинуть и преобразовать в два независимых кресла или же превратить в обширное спальное место.
Люди процесса не обойдут своим вниманием и складные стулья, которые можно сложить и убрать, расчистив тем самым пространство комнаты.
В.Л.: Наверное, для них будет мила мебель на колесиках?
В.З.: Это само собой - ну как же не подвигать мебель! И даже телевизор будет заключен в тумбу на колесиках, хотя передвигаться сможет редко - разве что во время уборки. Потому что если люди процесса производят уборку, то им все нужно передвигать, иначе нет в жизни удовольствия.
Беседа вторая
Цепочка Успеха «Знать-Сделать-П олуч ить-Сосуществовать-Быть». Идеи как ценность. Место как ценность. Люди как ценность. Метапрограммы принятия решения
В.Л.: У меня вопрос немного не по теме... А вообще, так ли важно это все знать? У всех ведь и без того проблем хватает. Стоит ли обременять людей еще какими-то сведениями про метапрограммы? Может быть, они сами как-нибудь прекрасно во всем разберутся?
В.З.: Есть определенные закономерности в том, как мы двигаемся по жизни и как добиваемся успеха. Или же как ошибаемся. Анализируя поведение людей, добившихся значительных успехов в науке, бизнесе, политике, психотерапии, эксперты НЛП сформулировали стратегию оптимального достижения любой цели. Построение интерьера - это частный случай. Цепочка шагов такова:
Знать - Сделать - Получить - Сосуществовать - Быть.
Расшифрую ее:
Знать и Сделать - это понятно. Знание своей цели, путей ее достижения и действий, которые нужно совершать, добиваясь цели.
Получить. Это значит что мы, совершив ряд каких-то действий, получаем результат, Нечто. Этот результат вполне реален и либо проявляется в общении, коммуникации, либо служит опорой для нашей самооценки - «я могу».
Сосуществать. Предположим, мы получили результат -интерьер. Это некий мир, в котором есть некие предметы,
Психология интерьера
где функционируют некие человеческие взаимоотношения: приходят гости, друзья, приезжают родственники, круг семьи то расширяется (появляются дети), то сужается (дети начинают жить самостоятельно). И мы как-то сосуществуем с другими людьми в том мире, который сами создали.
Быть. Это то, кем мы себя ощущаем в том, новом, мире. Кем мы тогда будем? Хозяином своей квартиры, Квартирантом или Творцом? А может быть, все-таки Крепким Хозяином? Это и есть - «Быть».
И когда в цепочке отсутствует какой-либо элемент (а мы пока говорим только о «Делать» и «Знать»), то весь цикл утрачивает целостность.
Так, например, есть категория людей, которые регулярно читают интерьерные журналы, очень много всего знают и пребывают в состоянии постоянного проектирования: «Л как было бы здорово вот это сделать!» Можно даже лечь на диван, это еще удобнее, и бесконечно рисовать в уме картинки... Сплошная маниловщина. На самом деле все разговоры таких людей остаются на уровне «Знания». Поговорили-поговорили и успокоились. И занялись другими делами, так ничего и не сделав из задуманного. И в конечном счете результатами «проектирования» недоволен никто. А это -прямая дорожка к неврозу.
Среди нас есть и другая категория людей, которые грешат тем, что, ничего толком не зная, начинают бурно действовать. В контексте интерьера - берут рубанок, молоток, скупают мебель, светильники, нанимают строителей с рынка и - полный вперед, «дранг нах остен»! Очень скоро в квартире таких людей появляется нечто смутное и интерье-роподобное. Зато крепкое! Но, как оказывается потом, не совсем их удовлетворяющее. Особенно, если они что-то вдруг узнают. Тогда немедленно следует этап переделки, и опять получается нечто крепкое, но не совсем удовлетворяющее. И цикл повторяется, жадно перемалывая новые порции энергии, денег, времени и сил.
Именно поэтому полезно наперекор своим метапрограм-мам заставить себя пройти всю цепочку. Сначала узнать, а уж потом действовать. Причем необходимо заранее подумать и об эффектах, которые принесет с собой полученный результат. То есть о том, как изменится твоя жизнь после
Часть I Беседа вторая
всех манипуляций с собственным жилым пространством. Станет ли она удобней, интересней? Необходимо также мысленно заглянуть за спину эффектов и подумать об экологии нового интерьера: замечено, что многие пары после ремонта расходятся. А все просто - было упущено или недостаточно продумано одно из звеньев в цепочке Знать -Сделать - Получить - Сосуществовать - Быть. Казалось бы, элементарно, но как часто про это забывают, вы не представляете!
Понятно, что в этой книге мы «обслуживаем» прежде всего первый этап цепочки успеха - знание. И сюда входят не только сведения о метапрограммах. В дальнейшем мы будем говорить о целях, которых хотим добиться путем изменения интерьера. Ради чего мы это делаем в первую очередь? То ли для того, чтобы соответствовать жизненному Hi-Fi стандарту, то ли для того, чтобы изменить себя, как личность... То ли мы желаем в корне изменить свой образ жизни, и интерьер нам в этом активно поможет, то ли наоборот, мы с помощью интеръера жаждем закрепить те положительные моменты, которые в нашей жизни имеются.
И когда у нас как заказчиков сформируется полное представление о себе и о своих целях, закончится первая стадия процесса «знать» и можно переходить к «делать». То есть начинать общение с архитектором, к которому мы выдвинем суперграмотные требования, касающиеся будущего жилья.
Я ответил?
В.Л.: Исчерпывающе. Давайте вернемся к оставшимся метапрог-раммам из группы «Классификация мира по...» - Идеи как ценность, Место как ценность и Люди как ценность.
В.З.: Итак, одна из метапрограмм, часто реализуемая в интерьере, - это Идеи как ценность. Некоторые люди одержимы идеей в точности воссоздать какой-нибудь стиль - или исторический, или авангардный. Для таких людей важно сознание того, что они следуют своей идее, и она доминирует над всеми другими соображениями, например, практичностью. Выстраивается, предположим, один к одному японский интерьер или слепо копируется дворцовая обстановка времен Людовика XIV, и хозяин доволен, что его идея воплотилась.
22 Психология интерьера
Ну, а мысли по поводу удобства/неудобства этого жилища к такому человеку, возможно, придут после.
Еще у человека может быть идея «Я - хранитель атрибутов и ценностей своего социального круга или семьи, передающихся из поколения в поколение». Это и ценность вечеров, на которых музицируют, и некая патриархальная ценность большого стола, за которым по воскресеньям все члены семьи собираются и обедают. Это и ценность семейного антиквариата.
В.Л.: А коллекционеры, одержимые идеей своего хобби - это из той же категории?
В.З.: Коллекционеры как таковые - действительно люди с ведущей метапрограммой идея как ценность. Но идея у них своя, особенная, ни на что не похожая - марки, бабочки, оружие. В принципе, хобби — это жизненная ценность довольно высокого уровня. Я знаю таких коллекционеров, которые интересы семьи запросто приносили в жертву своему хобби.
Соответственно, интерьер коллекционера должен предусматривать специальные емкости для хранения и экспозиции - шкафы, стеллажи, подсветку. Плюс место для дальнейшего развития коллекции.
В.Л.: А какие еще идеи бывают?
В.З.: Например, «мой дом - моя крепость». И это такая ценность, которая обеспечивается и сейфовыми замками, и небьющимися окнами, и фильтрами, и телеметрией, и автономными системами жизнеобеспечения - электрическими, тепловыми и т.д. Иными словами, корректная реализация идеи «иной дом - моя крепость» означает максимально полную независимость от внешнего мира. Это рождает в человеке чувство комфорта и спокойствия.
Однажды я делал проект, где идея «мой дом - моя крепость» была воплощена буквально. Человек сказал, что хочет иметь в Подмосковье флибустьерский замок. Со всеми внешними атрибутами крепости - со львами при входе, с башенками, с зубцами на стенах. Однако этим дело не заканчивалось. Внутреннее пространство дома тоже было ре-
Часть I. Беседа вторая
шено по принципу средневекового замка — дом имел несколько потайных комнат, которые было сложно вычислить из-за разных уровней планировки.
В.Л.: Лишние комнаты, лишний этаж?
В.З.: Да, когда сложно предположить, как помещения сообщаются между собой. И «потайные» комнатки терялись среди основной планировки, хитро вклиниваясь в ее пустоты.
Проект предусматривал также полное армирование одной из комнат - пола, стен, потолка. Спросите, зачем? Чтобы с улицы нельзя было прослушать переговоры, ведущиеся в комнате. В этот момент к армирующей сетке подключался слабый ток, создающий вокруг помещения экранирующее поле, непроницаемое для современных средств шпионажа. То есть в здание-крепость «а ля XVIII век» были привнесены технологии безопасности конца XX века.
В.Л.: Одна моя знакомая художница в своем интерьере творчески обыгрывает разный выразительный хлам. Например, старая клетка для птичек превращена ею в люстру. Это что такое, какая метапрограмма?
В.З.: Это, скорее всего, идея «мой интерьер обладает своей эстетической ценностью». Вещи здесь становятся метафорами, ценность которых не измеряется в рублевом эквиваленте. Интерьер в таком случае - поле для каких-нибудь сказок или поэзии. И тут вполне может сочетаться очень дорогая вещь и вещь, найденная на улице, рождая свою драматургию и разыгрывая свои сюжеты. Например, Ромео и Джульетты. Или Принца и Нищего.
В.Л.: У нас на очереди метапрограмма Место как ценность.
В.З.: Это очень важная метапрограмма. Потому что люди, у которых она доминирует, переезжая в другой район, часто чувствуют себя там неуютно. Поэтому периодически возвращаются на «старое» место за положительными эмоциями -для них это очень важно. С точки зрения психотерапии, постоянные визиты в то место, где человек родился или провел свое детство, всегда сопровождаются возрастной регрес-
Психология интерьера
сией. И для многих людей «включенные» воспоминания о детстве или о счастливой любви становятся сверхценностью. В таком случае им полезно искать новое жилище в том же районе, чтобы накал ностальгии уменьшился.
Это серьезный момент, так как у некоторых людей перемещение в пространстве вообще превращается в личностную драму. Причем вначале они не осознают своей потери, но в какой-то момент вдруг начинают нервничать. Иногда простой смены места проживания оказывается достаточно, чтобы семья распалась.
Люди места вообще не любят переезжать. Если уж этого не избежать, то к любому новому месту они обязательно предъявляют необъятный список требований.
Люди с данной метапрограммой привыкают ставить машину на одно и то же место, ходят в одно и то же кафе, театр, клуб и т.д. Совершенно не задумываясь, они садятся в кафе за один и тот же столик и испытывают некоторое раздражение, когда тот вдруг оказывается занят. А еще людям места свойственно прокладывать определенные маршруты. Скажем, от остановки домой и из дома до магазина. Это категория постоянных покупателей, которые всегда ходят по одним и тем же «тропам». Рисунок их перемещений стабилен. Естественно, для подобных людей важны только те места отдыха, которые имеют статус постоянных и проверенных. Если это Коктебель, то все время Коктебель. А коли в нем год от года становится все хуже, то люди места неподдельно страдают, так как других курортов для них просто не существует.
Теперь об интерьере. Тут вопрос «своего места» приобретает особую остроту, особенно когда гость ненароком усядется в любимое кресло хозяина. Понятно, какой бурей чувств это отзовется в душе у последнего. Таким поступком можно запросто закончить все дружеские отношения.
В.Л.: Складывается впечатление, что людям места любые перемены в интерьере противопоказаны.
В.З.: Почему же? Милтон Эриксон, знаменитый врач-гипнотера-певт, во время своих сеансов специально сажал членов семьи сначала в одном порядке, а в ходе терапии просил их
Часть I. Беседа вторая
поменяться местами. Муж, допустим, садился на стул жены, жена - на место мужа и т.д. И тогда - о, чудо! - люди совершенно другими глазами начинали смотреть друг на друга. Буквально! Муж вдруг понимал точку зрения жены, сидя на ее стуле, а жена - мужа. В НЛП это называется сменой пространственных якорей.
И в этом смысле иногда может быть и полезно поменять пространственный рисунок своего интерьера. Поскольку для людей места это очень сильный момент, то эффект может быть колоссальным. Вот женщины, например, часто переставляют мебель в квартире в связи с изменением жизненного цикла.
В.Л.: Когда в предыдущей нашей беседе мы описывали метапрог-рамму вещи как ценность, то тоже говорили о том, что перемена местонахождения вещей в квартире <