Осн.школы менеджмента.Этапы его развития
Школы:
1.науки упр-ния (Тейлор): предложил исп-ть научный подход в упр-нии на основе фотографии рабочего времени и создания планов, графика пр-ва работы
2.классическая (Файоль): предложил разложить управленческий процесс на ф-ии: планирование, орг-ция, подбор кадров, руководство, контроль.
(Вебер): предл исп-ть бюрократ модели, т.е. исп-ть должностных инструкций, в кот опис-ся права, обязанности и ответствен.
3.школа человеч отношений (Макгрегор): предл учитывать 2 направления:
1.х-направление (работников надо контролир, заставлять)
2.у-направл(работнику надо доверять, контроль свести к min)
(Маслоу): предл учитывать потребности работника при упр-нии им, разложил потребности на 5 уровней:
1.физиологические- первичные (хар-ны для всех живых
2.безопасность - первичные организмов)
3.соц потребности - вторичные
4.самовыражение - вторичные
5.самоутверждение - вторичные
4.школа научного упр-ния: исп-ние комп техники, математ аппарата
Этапы:
1.древний период (с 9-7 тыс. лет до нэ до 18 в.):
а)первобыт-общин строй (упр-ние осущ-сь сообща, всеми чле-нами племени, вождь – руководящее начало всех видов деят-ти)
б)Сократ: проанализ разные формы упр-ния и провозгласил принцип универсальности упр-ния
в)Платон: дал классификацию форм гос упр-ния, сделал попытки разграничить ф-ции органов упр-ния
г)Македонский: развил теорию и практику упр-ния войсками
2.индустриальный (1776-1890гг):
а)А.Смит: сделал анализ разных форм разделения труда, дал хар-ку обязанностей государя и гос-ва
б)Оуэн: идеи гуманизации упр-ния проив-вом, необходимость обучения, улучшения условий труда и быта рабочих
в)Беббидж: проект «аналитической машины» - прообраз соврем цифровой вычислит техники
3.период систематизации (1856-1960гг): наука об упр-нии на-ход-ся в постоянном движении. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной орг-ции на изучение сил упр-ния, действующих в их окружении. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зароди-лось во времена промышл революц 19в. Возникли фабрики→ обучали лучших работников – это и были первые менеджеры.
Понятие орг-ции и её жизн. цикла.Хар-ка осн. Этапов жизн.цикла орг-ции
Организация – это совокупность людей, объединенных общей целью и координирующих для этого свою деятельность. Характерные признаки: наличие не менее 2 человек, наличие общей цели, координация совместной деятельности.
Жизненный цикл – согласно концепции жизненного цикла орг-ции ее деят-ть проходит ряд стадий начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения сущ-ния или коренной модернизации
1 фаза – рождение: создание организации, выход на рынок. Главная цель – выживание.
2 фаза – детство и юность: быстрый рост объемов производства, получение прибыли. Главная цель – дальнейший рост и расширение.
3 фаза – зрелость: сбалансированный рост, получение стабильных прибылей, формирование имиджа, привлечение к себе постоянных потребителей.
4фаза – старение: высшая степень зрелости. Главная цель – удержать достигнутое.
5 фаза – возрождение: поиск новых путей совершен-ствования производства товаров и услуг, поиск нового, применение неординарных форм управления.
Внутренняя среда орг-ции
Под внутр. средой орг-ции понимают ситуационные ф-ры внутри орг-ции.Т.к орг-ции представляют собой созданные людьми сис-мы,то их внутр. ф-ры в основном являютя рез-том управленческих решений.
Внутр. орг-ция:
1.цели- состояние орг-ции в долгосрочный период времени;
2.наличие стр-ры- сов-ть. управленч. Звеньев,стуеней с их взаимосвязями,кот. позволяют работать орг-ции эфф-но.
3.звдача- предписанная к выполнению соотв-щая работа.
4.технология-процесс преобраз-ния рес-сов в конкр.товары,услуги.
5.люди(труд.рес-сы,штатные сотрудники)
Внешн.среда орг-ции,ф-ры прямого и косв.действ
ф-ры внешн. Среды орг-ции:
-учреждения,органы власти;-профессион.группы,-жители района,владельцы;-конкуренты;-рабочие;-клиенты;-профсоюзы;-банки;-поставщики.
Ф-ры прямого действия-конкуренты,потребители и тд;
Ф-ры косвенного действия-развитие НТП; экономические, соц-ые,культурные.
Формальные, неформ. орг-ции.Разделение труда в орг-ции.
Формальные организации – это организации, созданные по воле руководства для реализации определенных целей. Стихийно сформировавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодей-ствие для достижения определенных целей назыв. неформальной организацией. При взаимодействии с неформальной организацией менеджер должен: принять, что организация существует; попытаться понять насколько неформальная организация может быть ценной; выявить неформальных лидеров и управлять ими; необходимо попытаться объединить цели формальной и неформальной организации. Причины, побуждающие к созданию неформальных организаций: чувство принадлежности, взаимопо-мощь, симпатия, общение, защита.
Разделение труда – это качественная и управленче-ская специализация деятельности. Горизонтальное разделение труда – это качественное разделение труда по функциональному признаку. Виды гориз. разделения труда: по функциональному признаку, по товарному признаку, по квалификационному признаку. Вертикальное разделение труда – это разделение труда, координирующее и организовывающее управленческую структуру.
Высший управленческий уровень. Осн. задачи: постановка стратегических целей, разработка тактического и стратегического планирования, анализ результатов. Средний уровень управления. Создание обратной связи между высшим и низшим уровнем управления, корректировка планов и действий. Низший уровень управления – непосред-ственное взаимодействие с работниками, контроль за их деятельностью. Виды вертикального разделения труда: экономическое руководство, технологическое руководство, оперативное управление, управление персоналом.