МБОУ «Арзамасцевская СОШ»




ДОКЛАД

Словарь В.И.Даля даёт определение: «Село- обстроенное и заселённое крестьянами место, в коем есть церковь». Словарь удмуртского языка повторяет это толкование: «Черко-гурт». «Черко» здесь значит церковь, а «гурт» - деревня.

Итак, и для русских, и для удмуртов главный отличительный признак села- наличие церкви. Строилась она, съезжались её служители, сплачивалась паства, образуя приход. Помимо самого «черго-гурт», туда входили и окрестные деревеньки, не осилившие сооружение и содержание своего храма. Это была крепкая общность людей, объединённых верой и делом. И делали они всё на совесть!

Только в приходском селе, как правило, были разнообразные школы и училища, волостные и судебные органы, базары, склады, больницы, почты и прочие большие и малые заведения, приобщавшие земледельцев к цивилизованному обществу. Конечно, безбедно и даже увлекательно можно было существовать и отгородившись от всех в каких-нибудь дальних хуторах, починках, выселках, деревеньках. Но всё же, как доказывает прошедший опыт, большая история и настоящая культура делались, прежде всего, в сёлах, в непрерывном общении с духовными просветителями. Язычество, например, разобщало удмуртов по племенным группировкам, а мировая религия (христианство) объединила их и включила в общемировой процесс.

Разрешение епархиальных властей на постройку в деревне церкви называлось храмозданной грамотой. Епископ подписывал её не сразу, а только убедившись в готовности и способности деревенских жителей подняться на уровень сельчан. Требовалось гарантированно заготовить тёс или кирпич, а также оговорить размер руги (платы натурой причту).

День подписания такой грамоты- большой праздник для жителей нового села и граждан будущего прихода при нём. Это фактически провозглашение некоего духовного суверенитета, день рождения села.

Согласно данным Государственного Архива г. Ижевска, на территории села Арзамасцево были две церкви: Воскресенская (кладбищенская) и Покровская.

Приход с. Арзамасцево открыт по указу Святого Синода от 6 марта 1836 г. №1714. В его состав вошли: с. Арзамасцево, д. Шумшоры, д.Черново, д. Суханово, д. Котово, д. Кудекса, д. Ендовка.

Вятской духовной консисторией 30 апреля 1836 года выдана храмозданная грамота «1392 на строительство в д. Арзамасцевской (имение купца Машковцева) каменной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Но в начале по указу Святого Синода от 3 июня 1836 года №6992 построена временная деревянная кладбищенская церковь с одним престолом на средства купеческой жены А.А. Машковцевой. Престол в церкви освящён 15 декабря 1836 года во имя Воскресения Господня.

Строительство каменного храма начато в 1836 году также на средства А.А. Машковцевой. В тёплой церкви первым освящён престол во имя Святого Николая Мирликийского 23 сентября 1840 года, в холодной – главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящён 26 июня 1846 года. После окончания строительства Покровская церковь стала основной церковью прихода, а кладбищенская Воскресенская церковь – приписной к ней.

При церкви 19 декабря 1837 года открыта школа для обучения детей грамоте, в 1869 году- церковноприходское попечительство. В июне 1873 года кладбищенская церковь отремонтирована. Сведений о её закрытии по документам ЦГА УР не обнаружено.

Строительство церкви, её украшение, поддержание благополучия в ней и вокруг- всё это сплачивало крестьян, приучало их дружной семьёй встречать радости и беды, а также гордиться своей малой родиной, оттого и трудились, видимо на совесть.

Старожилы села (Теплякова А.М., Пищикова А.С.) вспоминали рассказы своих бабушек и дедушек, как строили Покровскую церковь. Каждой крепостной семье давалось задание на сдачу яиц для приготовления раствора. Работали с утра и до позднего вечера. Дети помогали взрослым, никто не оставался без дела. Всем хотелось, как можно быстрее, построить эту святыню. Сырые яйца смешивали с сырой глиной, выкладывали в специальные формы для кирпича. Каждый кирпич весит около 5 кг. Сразу видно – работа выполнена качественно, несмотря на тяжелый труд. На территории села до сих пор сохранились и ямы, где брили глину для строительства. Строили в течение трех лет.

Каждый год, 14 октября, арзамасцевские жители отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это был и остается престольный храмовый праздник до сего дня.

Крестьянские девушки, в силу дня Покрова, спозаранку бежали в храм ставить свечки, чтоб удачно выйти замуж. Которая быстрее поставит- та и раньше замуж выйдет! Оттого и их жаркие просьбы в Покровской церкви: «Мать Покрова! Покрой землю снежком, меня, молодую, свадебным платком». Ведь Покров Богородицы- это еще и первый снежок. Именно с Покрова мужички, освободившись от уборки хлеба, обычно отправлялись в отходники на заработки. Нанимаясь куда – нибудь, так и отговаривались: «От Покрова до Крещения на тебя робить, господин, купец».

К этому празднику в селах Удмуртии обычно приурочивали и ярмарки. Они шумели – гудели у самых стен храма, на площади, специально оставляемой для этого и застроенной даже, порой, торговыми палатками. Купля- продажа, свадьбы и балаганы, наем работников- все это органично сочеталось с прославлением Богородицы и ее Покрова. По преданию, в 910 году она простерла его (то есть белое покрывало – омофор) над верующими в одном из храмов Константинополя и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий.

Шли годы. Прошла русская революция 1905- 1907 гг., ещё не отгремела Первая мировая война, в Петрограде свершилась Октябрьская революция. И начались трагические события не только в центральных городах России, но и в отдаленных селениях. Везде устанавливается советская власть. Пролито много крови. Начались жестокие гонения на православную церковь и священнослужителей.

Наступил 1939 год – трагичный для многих местных жителей. В музейной комнате школы есть копия протокола общего собрания сельхозартели имени Свердлова совместно с единоличниками села Арзамасцево того же сельсовета Каракулинского района, проходившего 3 апреля. Должно присутствовать с правом решающего голоса 196 человек, из них присутствовали 160- большинство!

Председатель: Тепляков Д.М.

Секретарь: Ляпунов.

Повестка дня.

1. О закрытии церкви и передаче её под культурное учреждение.

Слушали: О закрытии церкви доклад товарища Глухова.

Постановили: Арзамасцевскую приходскую церковь в селе закрыть, а здание её передать в пользование сельсовета, которому предложить из этого здания построить среднюю школу или неполную среднюю.

Подписи: Тепляков

Ляпунов

Из 1132 человек взрослого населения 10 населенных пунктов местного религиозного общества за закрытие церкви голосовало 694 человека, что составляет почти 60%. Указ же о закрытии церкви вышел только 17 мая 1940 года.

В разное время в остатках здания без куполов находились мастерская, гараж, склад с запчастями. Всё разрушено. Уничтожена былая красота. Казалось, восстановить её уже невозможно, хотя каждый житель, наверное, задумывался иногда о том, как много потеряно в духовном развитии.

У каждого человека есть на земле место, которое для него ближе, роднее, лучше, чем другие края: место, где он родился и живет.

Живописны здешние места. Славилось село хорошими тружениками. А вот церкви не было. И как будто чего-то не хватало: может быть, духовности или духа, смелости предков. Что было бы - не подпиши они тогда тот протокол общего собрания?

В старину церковь называли лечебницей души. В Евангелии написано: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». И многие люди, считая себя здоровыми, проходят мимо храма, или даже разрушают его. Но почему-то периоды истории человечества, когда вся философия жизни и идеология государства строилась на разрушении Церкви, будь то Франция XVIII- XIX веках или Россия в XX, назвать здоровыми никак нельзя. И сегодня уже вряд ли кто- то, считая себя культурным и образованным человеком, будет утверждать, что храмы следует разрушать потому, что они дают утешение, в котором он сам лично не нуждается. Это все равно, что закрыть аптеку только потому, что я считаю себя здоровым человеком и не нуждаюсь в аспирине. Напротив, признаком современного культурного человека является признание эстетической ценности древнерусской архитектуры, и хорошим тоном считается, если кто- то разбирается в иконах и тонкостях знаменного распева. Замечательно, если человек ценит красоту, она и сотворена, чтобы приносить радость нашим душам. Но этого совсем недостаточно. За внешней красотой в храме всегда открывается глубокий сокровенный смысл. Приходить в храм только для эстетического наслаждения - значит не увидеть ничего.

Наше расстояние до храма определяется нами самими, оно внутри каждого из нас.

Наша современность не лишила людей чувства острой необходимости восстановить храм Покрова Пресвятой Богородицы к жизни. Здесь должна возродиться святая православная вера, без которой жизнь человека теряет смысл. Наш храм восстанавливается на средства жителей села, которым в 2015 г. был возвращен приход. Благодаря пожертвованиям прихожан, усилиям казачества, помощи администрации района он освящен и действует.

 

Вспоминания Лобановой Евдокии Александровны 1925 г.р., пенсионерки уроженки д. Шумшоры.

Что она помнит о церкви?

- Я была тогда девчонкой лет 6-7. Большая церковь была, красивая. Икон в ней было много. Вокруг церкви ограда из кирпичных столбов и металлические решетки. Колокола большие. Их звон был слышен в православные праздники даже у нас, в Шумшорах, которые находились в шести километрах от Арзамасцево.

Помню, мы ребятишки, ходили в Покровскую церковь на службы вместе с родителями. Идешь в Арзамасцево в лапотцах, а у храма переобуваешься. Народу верующего собиралось много, особенно в Пасху. Приносили с собой много стряпанного, все было таким душистым, вкусным. Теперь и стряпня- то такая не получается. Все кругом отравили, наверное, поэтому невкусно. Батюшка все осветит. Лица у людей были какими-то светлыми, открытыми. Взрослые учили нас, как вести в церкви, а в деревне, бывало, попадет на встречу старый человек- поклонишься ему.

 

Ученица 10-го класса

МБОУ «Арзамасцевская СОШ»

Анастасия Сигачева



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: