«Мой любимый город»
В начале 2016-2017 учебного года воспитателями группы «Гармония» была выявлена проблема - дети средней группы страдают дефицитом знаний о своей малой Родине. У детей отсутствуют знания о городе, в котором они живут, не знают об истории, культуре, достопримечательностях. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству их детей с родным городом, его историей и достопримечательностями.
После проведения анкетирования было выявлено, что лишь 78 % опрошенных родителей считают важным проведение работы по ознакомлению ребенка с родным городом. Оставшиеся 22% не придавали значения данному вопросу. В ходе опроса выяснилось, что родители знают:
- Год основания города Оса - 85%;
- Откуда произошло название города – 57%;
- Старые названия улиц города Оса -57%;
- Самые длинные улицы нашего города – 92%;
- Достопримечательности нашего города – 78%; (Музей, памятник В.И. Ленину, Осинский куль, мемориал ВОВ.)
- Имена известных людей, живших в нашем городе и его окрестностях – 28%; (Е. Пугачев, В. Бианки, В. Брюхов).
- Памятники архитектуры города Оса - 78%.
Родителям были заданы следующие вопросы:
- «Рассказываете ли вы своему ребенку о достопримечательностях города Оса?»
«Да» - 50%; «Нет» - 50%.
- «Бываете ли вы в городских музеях, на выставках вместе с детьми?»
«Да» - 42%; Нет – 58%
Из проведенного анкетирования можно сделать вывод, что 64% опрошенных родителей владеют информацией о родном городе, и заинтересованы в трансляции своего опыта детям, а 36% - имеют ограниченные знания о родном городе и не имеют интереса к данной проблеме.
В связи с этим, нами был разработан краткосрочный проект на 2016-2017 учебный год по формированию нравственно-патриотических чувств у детей среднего возраста через ознакомление с родным городом на тему: «Мой любимый город», целью которого стало - осуществление комплексного подхода к воспитанию детей дошкольного возраста в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному городу.
Данная цель была реализована через комплекс задач:
· Познакомить детей с прошлым и настоящим родного города, с основными достопримечательностями, названиями улиц;
· Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей;
· Создать условия для восприятия сведений о родном городе;
· Вовлечь родителей в процесс ознакомления детей с родным городом через разнообразные формы и методы работы;
· Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь;
На начальном этапе реализации проекта с родителями воспитанников были запланированы и реализованы следующие мероприятия:
· Диагностирование «Что мы знаем о своем городе?»; (2)
· Анкетирование родителей: «Что я знаю о своем городе»; (Приложение 4)
· Родительское собрание: «Расскажем о городе вместе»; (Приложение 3)
· При помощи родителей собраны открытки, фотографии для оформления тематического альбома;
· Проведена и оформлена консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном городе?»;
На основном этапе с детьми и родителями были спланированы и проведены следующие мероприятия:
· Дети были ознакомлены с историей города и его
современностью через беседы об истории названия города (почему город имеет такое название).
· С детьми рассмотрен оформленный при помощи родителей тематический альбом, наборы открыток с видами города, карта города.
· Разработаны и проведены ООД «Подарки Деда Мороза для детей города Оса», «Улицы нашего города», на котором дети узнали, что в нашем городе много разных улиц, они все разные, имеют разные названия. Разработанный конспект «Подарки Деда Мороза для детей города Оса» был представлен на конкурс конспектов образовательной деятельности по теме: «Зима в родном городе» в рамках районного методического объединения воспитателей 2 младших и средних групп. (Приложение 7).
· В целях повышения компетенции родителей по данному вопросу были разработаны памятки «Расскажите детям о нашем городе» (Приложение 6)
· Проведен конкурс творческих работ: «Оса - символ города»
· Детская игровая деятельность: «Дома на
нашей улице», после чего был оформлен тематический уголок «Мой любимый город» из сконструированных детьми домов с использованием иллюстраций известных мест города.
· Разработка маршрута следования от дома до детского сада «Улица, на которой я живу»
· Консультация: «Как организовать выходной день с ребенком в нашем городе» (Приложение 3
· Оформлена фотовыставка «Новый год в нашем городе», для этого дети принесли фотографии с местами отдыха в новогодние каникулы в нашем городе. Следует отметить, что дети с интересом рассматривали фотографии и делились впечатлениями друг с другом о посещенных ими местах.
· Родители были привлечены к изготовлению книжек малышек – «Мое любимое место в городе»;
· В рамках празднования «Дня Защитника Отечества был проведен конкурс совместных творческих работ, детей и родителей «Военная техника своими руками». Изготовленные модели были экспонатами выставки на тематическом вечере - «Мой дед - доблестный воин»;
· Для родителей была проведена консультация «Детям о празднике 23 февраля» через группу для родителей в социальной сети Вконтакте, для этого было подобрано и размещено тематическое видео по данной теме, которое способствовало повышению родительской компетенции.
· Родители подобрали стихи про города Оса, некоторые из них, разучивались с детьми (Приложение 8);
· К празднованию Дня Победы с детьми был оформлен праздничный плакат в нетрадиционной технике рисования – «Салют Победы». Результаты детской деятельности были представлены на всероссийском конкурсе «Салют победного мая». Групповая работа была удостоена дипломом III степени в номинации «День Победы».
· Привлечение родителей к совместному групповому походу в парк «Нефтянников»;
· Групповое посещение исторического и природного музея города, где сотрудниками музея было проведено тематическая игра-занятие «Моя малая Родина», где дети с удовольствием участвовали в предложенных экскурсоводом и сотрудниками музея мероприятиях.
Разработанный проект был представлен на муниципальный конкурс профессионального мастерства «Лучший педагогический проект по взаимодействию детского сада и семьи» и был удостоен диплома лауреатов.
Итоги работы над проектом были освещены на родительском собрании, где родители высказали свое мнений о работе, внесли свои предложения. В целом, родители отметили эффективность работы в данном направлении.
В ходе работы мы заметили, что не все родители принимают активное участие в работе над проектом, хотя для удобства родителей план проекта был принят большинством родителей на родительском собрании «Расскажем о городе вместе» и размещен в электронном варианте в группе Вк в социальной сети и в печатном варианте, где имеются фотоотчеты с большинства проводимых мероприятий.
По итогам диагностики детей, на конец года по сравнению с первым полугодием 2016- 2017 уч. года были получены следующие результаты:
Показатели | Конец I полугодия 2016-2017 уч. года | Конец II полугодия 2016- 2017 уч. года |
1.Знание достопримечательностей города. | В – 0%; С - 57%; Н – 43% | В – 33%; С - 48%; Н – 19% |
2.Знание названия города, в котором проживает и откуда произошло его название: | В – 14%; С – 71%; Н – 15%; | В – 18%; С – 70%; Н – 12%; |
3.Знание названия детского сада и улицы, на которой он расположен. | В – 14%; С- 71%; Н- 15%; | В – 67%; С- 33%; Н- 0%; |
4.Знание домашнего адреса: | В – 33%; С – 24%; Н – 43%; | В –9%; С – 62%; Н – 29%; |
Из диагностики можно сделать вывод, что детям сложно разграничивать понятия «достопримечательность» и «место города». Дети называют все места города, например больницу, детские сады, школы, магазины, но не все из перечисленных относится к достопримечательностям. Необходимо разграничить эти два понятия.
При ознакомлении детей с домашним адресом у детей наблюдается большой процент низкого уровня, это обусловлено тем, что дети среднего возраста испытывают трудности с восприятием и запоминанием больших цифр, а у большинства в домашнем адресе содержатся цифры с десятичными и сотыми значениями.
По сравнению с первым полугодием, на конец 2016-2017 уч. в рамках работы над проектом «Мой любимый город» были получены следующие результаты:
Уровень | Конец I полугодия 2016-2017 уч. года | Конец II полугодия 2016- 2017 уч. года |
Высокий | В – 0%; | В – 33%; |
Средний | С - 57%; | С - 48%; |
Низкий | Н – 43% | Н – 19% |
Из приведенной таблицы видно, что при работе над проектом, у детей средней группы наблюдается значительная динамика в развитии. Высокого уровня стало больше на 33%, показатели низкого уровня уменьшились на 24%.
Результатом работы над проектом стало:
· Обогащение и систематизация знаний детей о городе;
· Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы;
· Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах формирования знаний по истории, достопримечательностям и культуре города Оса.
· Пополнение предметной развивающей среды по данной теме.
· Составлены конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с городом;
· Составлен перспективный план по работе с родителями и детьми по формированию нравственно - патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Работу по формированию нравственно-патриотического чувств у детей среднего возраста считаем успешной, задачи проекта достигнуты.
Приложение 2
Диагностическая карта по проекту «Мой любимый город»
Воспитатель: Трясцына Светлана Алексеевна
№ | Критерии для оценивания | Итог | |||||||||
Список детей | Знание названия города, в котором проживает и откуда произошло его название. | Знание достопримечательностей города. | Знание названия детского сада и улицы, на которой он расположен. | Знание домашнего адреса. | |||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. | |||||||||||
15. | |||||||||||
16. | |||||||||||
17. | |||||||||||
18. | |||||||||||
Приложение 3