Ценообразование на продукцию ИС и ИТ




Цена в условиях рыночной экономики является важнейшей экономической категорией рыночной среды, с которым вынуждены считаться фирмы, предприятия, организации, действующие на информационном рынке. Она представляет собой денежную стоимость товара.

Иметь дело с задачей формирования цены на продукцию ИС как на товар приходится в двух следующих случаях: как на товар, отпускаемый на сторону внешнему потребителю, или как на выходной продукт элемента(ов) технологического процесса, отпускаемый смежнику по этому процессу в порядке технологической кооперации внутри предприятия.

По первому условию, естественно, должна формироваться рыночная цена, цена на основе спроса, предложения и с учетом регуляторов, действующих в соответствующей модели рынка. Эта «внешняя» цена дает достаточные основания для управления эффективностью производства рассматриваемого продукта, т. е. для формирования «внутренней» цены или издержек, возникающих на предприятии при производстве этого продукта.

Для анализа издержек нужна модель, включающая факторы, участвующие в их формировании. В связи с этим может быть полезной расчетная модель издержек на основе калькуляции затрат всех используемых ресурсов. Формирование структуры цены на информационные и информационно-вычислительные услуги до сих пор связано со значительными сложностями.

В зависимости от степени регулируемости рынка цены могут быть:

· договорными (свободными), устанавливаемыми на основе прямого соглашения продавца и потребителя без каких-либо ограничений;

· лимитируемыми (регулируемыми), если продавец и потребитель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела. Такого рода ограничения обычно применяются по отношению к монополистам, занимающим на рынке доминирующее положение;

· фиксированными, в тех случаях, когда государство (или иной уполномоченный орган) устанавливает жесткий фиксированный уровень на тот или иной вид товаров или услуг в информационной сфере.

На рис.6.1 приведены состав и структура розничных цен на информационные продукты и услуги.

Рисунок 6.1 – Взаимосвязь экономических показателей в информационной экономике

Цена информационного продукта (услуги) в общем виде может быть представлена следующим соотношением:

P = C1 + C2 + V + M,

где P – цена продукта (услуги); C1 – затраты предметов труда; C2 – затраты, связанные с применением средств труда (амортизационные отчисления, обслуживание и ремонт); V – затраты, связанные с использованием живого труда; M – включенная в цену прибыль.

Для разных видов цен каждая из составляющих слагается из соответствующих статей расходов и прибыли участников товародвижения информационных продуктов.

Можно выделить три вида цен на продукцию информационной экономики:

1) фактические, действующие в рассматриваемом периоде цены;

2) прогнозируемые цены, принятые при составлении плановых расчетов, которые используются при разработке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и т.п., ориентированных на применение информационных продуктов в различных сферах экономики. В этом случае цена определяется на основе действующих на данный момент цен с их последующей корректировкой с учетом ожидаемого на планируемый период уровня инфляции, изменения факторов ценообразования (тарифы на энергию, стоимость перевозок, изменения в налогообложении и т.п.);

3) сопоставимые цены, если требуется оценить динамику производства и продаж информационных продуктов и услуг в натуральном объеме.

При выводе на рынок новых информационных продуктов и услуг предприятие информационного бизнеса не всегда устанавливает цены на эти продукты и услуги, сопоставляя валовые и предельные величины издержек и доходов. Иногда цены устанавливаются на основе внешнеэкономических факторов ценообразования.

Главной особенностью рыночного ценообразования на товар-информацию является то, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, то есть на рынке под воздействием спроса и предложения.

Процесс ценообразования обычно включает в себя установление расчетной цены, способов оплаты, видов скидок и надбавок, политики цен, определение цен на сопутствующие или дополнительные продукты и услуги и т.п. Основные этапы процесса ценообразования представлены на рис.6.2.

Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются:

· экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий как собственников;

· коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая путем взаимовыгодных договорных отношений;

· наличие конкурентной среды, обеспечивающей возможность различного поведения субъектов хозяйствования;

· равновесие рынка (уравновешенное состояние спроса и предложения).

 

 
 

Рисунок 6.2 – Основные этапы процесса ценообразования

Принципы установления цены на информационном рынке могут быть пояснены с помощью табл.6.1.

Таблица 6.1 – Факторы, влияющие на формирование уровня цен на информационные продукты и услуги

Слишком низкая цена Возможная цена Слишком высокая цена
Главные ограничители
Получение прибыли невозможно Себестоимость Конкуренты-заменители Уникальные свойства продукта (услуги) Формирование спроса невозможно
Нет предложения Массовый спрос Снижение спроса из-за возможности замены Престижный спрос Нет спроса

К внешним факторам ценообразования относят потребителей, рыночную среду, участников каналов товародвижения и государство.

Потребителями могут выступать государственные учреждения и предприятия, фирмы, работающие в информационном бизнесе и представляющие другие секторы экономики, индивидуальные потребители и т.п. Именно эти субъекты рыночной экономики формируют спрос на информационные продукты и услуги.

В рыночной среде можно выделить несколько основных секторов с точки зрения ценообразования:

· сектор, в котором цена контролируется предприятием (фирмой);

· сектор, в котором цена контролируется группой предприятий (фирм);

· сектор, в котором цена определяется балансом спроса и предложения (равновесная цена);

· сектор, в котором цена контролируется государством.

Роль государства заключается в возможности влиять на цены, устанавливая их в диапазоне от фиксированных до регулируемых и свободных (договорных) цен.

Перечислим внутренние факторы, влияющие на установление цены на информационном рынке. Если сгруппировать эти факторы, то их можно разделить на 4 группы:

1. Факторы спроса, определяющие цену спроса на товар, которую предлагает покупатель – платежеспособный спрос; уровень сбережений, которые покупатель делает, чтобы покупать товар; объем спроса; потребительские свойства товара; полезность товара.

2. Факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность конкретного товара на рынке заменяющих товаров – структура потребностей возможных покупателей данного товара и конкурирующих с ним товаров; замещаемость данного товара конкурентными товарами; возможное сопоставление (нормы замещения) данного товара; Сопоставление рынка данного товара с рынком дополняющих его товаров.

3. Факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (производитель, продавец) – количество товара, которое будет предложено на рынке и конкретной фирмой; объем запасов данного товара у возможных его поставщиков; издержки производства и обращения при реализации его на рынке; цены на средства или факторы производства и на затрачиваемый живой труд; налоги, пошлины, акцизы и др. платежи; прибыль и ее распределение на инвестиции и другие цели.

4. Факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями – предельная замещаемость продуктов в использовании имеющихся производственных возможностей предприятия; предельная замещаемость альтернативных технологий; предельная замещаемость производственных факторов.

5. Другие факторы – общее состояние экономики страны и ее место в мировой экономике; стоимость труда и социальная обстановка в стране.

После установления основных факторов, влияющих на ценообразование, определяются цели ценообразования, которые должны соответствовать целям предприятия на рынке в данный момент.

При определении базовых цен на информационные продукты и услуги можно использовать ряд методов, применяемых в ценообразовании.

1. Затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):

Фиксированная цена = Себестоимость + Норма прибыли.

Этот метод наиболее прост для производителя, потому что производитель имеет больше информации о своих затратах, чем о потребительском спросе. С другой стороны, если большинство продавцов используют этот же метод, то цены у них примерно одинаковые, ценовая конкуренция сводится к минимуму.

К отрицательным моментам метода можно отнести то, что цена не увязана с текущим спросом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов.

Затратный метод удобен при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ранее выпускаемую продукцию невозможно, а также при установлении цен по разовым заказам или на опытные образцы, и цены на товары, спрос на которые заведомо опережает предложение.

2. Агрегатный метод ценообразования, применяемый для продукции и услуг, агрегируемых из уже существующих модулей, элементов, видов услуг, файлов и др., можно представить в следующем виде:

Цена общая = Цена элемента 1 + Цена элемента 2 + … + Цена элемента n;

Цена = Цена общая + Надбавки (скидки) за наличие (отсутствие).

В сущности, это модификация затратного метода для сложных продуктов и услуг. Точность установления цены на информационные продукты зависит от точности определения цены на составляющие элементы. Метод не учитывает эффекта от совместного применения элементов.

Данный метод имеет те же плюсы и минусы, что и затратный. Он может быть использован как дополнение к другим методам ценообразования.

3. Параметрический метод ценообразования, основанный на формировании цены на базе оценки и соотношения качественных параметров информационных продуктов.

Суть метода сводится к тому, что выбирается набор параметров (характеристик) качества продукта или услуги, определяющих их потребительские свойства. Например, для программного продукта это может быть функциональная полнота, удобство интерфейса, скорость решения задачи, надежность работы, достоверность результатов, наличие и качество помощи, наличие и качество документации, срок гарантии, организация консультаций, занимаемый объем памяти и др.

Подбирается несколько независимых экспертов или проводится изучение мнения пользователей и определяется с помощью экспертов важность каждого из параметров в баллах (по единой шкале оценок).

Этот метод позволяет определить цену на информационные продукты фирмы исходя из цен аналогичных продуктов и услуг на рынке с учетом соотношения качества этих продуктов и услуг.

Метод позволяет учитывать состояние цен на рынке, относительное качество информационных продуктов и услуг, но не учитывает их себестоимость.

4. Ценообразование на основе текущих цен применяется для информационных продуктов или услуг, которые хотят предложить на рынке. Выбираются аналоги и анализируются их текущие цены. Это позволяет определить «коридор» цен на продукты и услуги.

Далее в рамках «коридора» выбирается с учетом целей предприятия (фирмы) и свойств информационного продукта или услуги один из путей продаж:

1. по ценам более низким, чем у большинства конкурентов;

2. по ценам большинства конкурентов;

3. по самым высоким ценам в пределах «коридора». Так поступают, если в информационных продуктах или услугах есть уникальные свойства.

Данный метод позволяет учитывать рыночную ситуацию в целом и обойтись без анализа качества предлагаемого информационного продукта.

К недостаткам метода следует отнести игнорирование уровня себестоимости информационных продуктов и услуг.

5. Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли базируется на задаваемой величине прибыли (целевая прибыль). При этом анализируются выручка и издержки для определения уровня цен и объема продаж, обеспечивающих требуемую прибыль.

В реальной жизни применяют несколько методов, проверяя, таким образом, достоверность результатов расчетов и добиваясь получения наиболее правильного конечного решения о базовой цене информационных продуктов и услуг на рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: