ТЕМА 4.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
«Характеристика и состав распорядительных документов»
Инструкция для выполнения работы:
Ознакомиться с материалом, представленным в лекции.
Выполнить задания самостоятельной работы. Задание №2 выполнить в формате Фамилия.doc. Выполненное задание отправлять в личные сообщения преподавателю.
Лекция:
Основное назначение распорядительных документов — регулирование и координация деятельности, позволяющие органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности.
Все решения, которые фиксируются в распорядительных документах, могут быть направлены на совершенствование организационной структуры учреждения, выбор средств и способов осуществления основной (производственной) деятельности, обеспечение организации финансовыми, трудовыми, материальными, информационными и иными ресурсами.
Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от управляющего органа к управляемому, от руководителя организации к структурным подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость объектов по вертикали.
В юридическом плане распорядительные документы относятся к правовым актам — в них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов управления.
Конкретность таких предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов разрешаются возникающие в сфере управления проблемы и вопросы; их адресатом являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники; они являются юридическими фактами, вызывающими конкретные административно-правовые отношения.
Распорядительные документы – это правовые акты, обращенные к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам и регулирующие их деятельность. Неисполнение правовых актов влечет за собой юридические последствия.
Распорядительные документы с точки зрения принятия решений делятся на две группы.
К первой группе относятся документы, издаваемые в условиях коллегиальности и подписываемые председателем и секретарем коллегиального органа.
Постановление – правовой акт, принимаемый высшими органами государственной власти, комитетами и комиссиями, образуемыми при органах власти, в целях разрешения наиболее важных и принципиальных
задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил поведения.
Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными органами управления в целях разрешения наиболее важных вопросов, входящих в их компетенцию. Решениями именуются также совместные акты, издаваемые несколькими однородными органами (коллегиальными и действующими на основе единоначалия).
Ко второй группе относятся документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.
Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем предприятия, коллегиального органа государственного управления или структурного подразделения в целях разрешения оперативных вопросов. Чаще всего имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.
Указание – правовой акт, издаваемый органом государственного управления, министерствами, ведомствами, организациями по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления.
Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач;
Приказы подразделяются:
- по общим вопросам;
- по личному составу.
Различают две причины издания приказа:
1. во исполнение нормативных актов вышестоящих органов (законов, указов, постановлений);
2. по личной инициативе руководителя, на основе докладных записок и представлений.
Подготовка проектов приказов обычно осуществляется отделами или должностными лицами, деятельность, которых в наибольшей степени затрагивается изданием этого приказа. Часто одновременно с проектом приказа составляется докладная записка или представление.
Тексты приказов так же, как и тексты других распорядительных документов, состоят из двух частей:
- констатирующей части, в которой излагаются причины, цели издания приказа;
- распорядительной части, начинающейся со слова «ПРИКАЗЫВАЮ» и строящейся по схеме: исполнитель – действие – срок.
Приказы бывают односложными и составными. Односложные (простые) приказы имеют в распорядительной части один пункт. Составные приказы - содержат самостоятельное поручение в каждом пункте. Это обеспечивает удобство при осуществлении контроля исполнения приказа.
Тексты проектов приказов прочитываются на предмет соответствия требованиям действующего законодательства и нормативных актов работниками юридической службы и визируются. Кроме того, они визируются руководителями структурных подразделений и должностными лицами, отвечающими за их исполнение.
Приказы подписываются руководителем организации.
Затем приказы регистрируют в специальном журнале, где порядковые номера исчисляется с начала календарного года. Датой приказа является дата его подписания.
Приказы по личному составу издаются и хранятся отдельно. Ких номеру добавляются буквы: К, ОК, ЛС (кадры, отдел кадров, личный состав) и др.
Самостоятельная работа:
1. Законспектировать виды распорядительных документов.
2. Заполнить таблицу распорядительных глаголов по всем представленным видам распорядительных документов в лекции.
«Распорядительные глаголы»
№ п/п | Документ | Распорядительный глагол |