Религиоведение как наука. Определение религии
Религия - это категория, гипестазирующая специфическое отношение между человеком как определенным типом субъектности и координально иным типом субъектности, эксплицированным в представление о реально существующем и активным по отношению к человеку существе или группе существ.
Этапы становления религии как науки:
- до 1920 гг первичное накопление данных о науке, первые попытки перевода священных текстов
а) изучали тексты
б) набирали исторический материал
в) пытались выстраивать теорию происхождения
до 1970 гг постороение больших объясняющих теорий
1900г устраиваются (раз в 5 лет) конгрессы.
1909г –начинает использоваться термин религоведение
1950 г Существует ассоциация религоведов
до начала 21 в два поворота:
Антропологический этнографы стали изучать религию. Верование народов.
Лингвистический – религия как элемент определенного языка.
начало 21 века когнитивный поворот, изучение религии нейрофизиологическим способом.
Религия категория гипстрогирующая специальное отношение между человеком как определенным типом субъективности координально иным типом субъективности экстецированным в представлении о реально существующим и активно по отношению к человеческому существу и другим существам.
Модель религиозности. Основные теории происхождения религии.
Типы религиозности: (модели)
1. Религиозность по мировоззрению, по картине мира. (я верю в Христа, в коран, в библию и т.д.)
2. Религиозность культовой модели (человек ходит в церковь, крестится, но данная модель не заставляет в это верить, он делает это только потому, что это делают все.)
3. Активная религиозная жизнь и религиозный быт.
4. Религиозность по конфессиональной связке 9русский значит православный)
Теории происхождения:
1. Теория безрелигиозного периода, выдвигалась марксистами, согласно ей недавно стали возникать религиозные посылы, а до этого их не было
2. Теория гласит о том, что религиозные виды возникают у последних людей, которые начинают свое существование в экваториальной Африке, а потом расселяются по миру
3. Возможность возникновения религии у неандертальцев у предшественников человечества
1. Теистическая теория: Прамонотеизм, т.е изначальное существование веры в единого Богатворца.
Э. Лэнг и В. Шмидт: Суть теории ПРАМОНОТЕИЗМА сводится к тому, что за всем многообразием существующих верований можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого БогаТворца.
Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впоследствии к ней «присоединились» чуждые элементы.
Привлекая обширный этнографический материал народов Африки и Океании, В. Шмидт и его последователи стремились обнаружить в «примитивных» верованиях в верховное существо общие черты.
Ряд наблюдений Шмидта, основанных на этнографическом материале, имеет серьезное научное значение, однако развитая в его трудах общая теория ПРАМОНОТЕИЗМА не получила широкой поддержки в современном религиоведении и используется главным образом для обоснования теологических подходов.
2. Атеистическая теория: в человеческой истории был длительный дорелигиозный период.
Яблоков «История религии» т1: ….религиоведы, выдвинувшие теорию существования ≪дорелигиозного периода≫ в истории человечества. Сторонники этой теории утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредственно вплетено в практику и не могло создавать какихлибо абстракций, в том числе религиозных. Так была подготовлена теоретическая ниша, которую с завидной настойчивостью пытались заполнить ≪достоверными свидетельствами≫ многие этнографы, антропологи и религиоведы XIX—XX вв.Со всех концов света до научного сообщества доходили сведения о существовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обычаев, языка, особенностей мышления, после установления с ними доверительных контактов исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики. Поэтому теория о существовании «дорелигиозного периода» осталась гипотезой, которую на данном этапе развития наук о человеке невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
Анимизм: Теория «динамизма» (веры в силу) была сформулирована английским антропологом и религиоведом Р.Мареттом (1866—1943). Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших меланезийские племена, Р. Маретт утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ и духов, а вера в мана — некую чудодейственную силу. Вся религия меланезийцев, подчеркивал Р. Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Мана, по представлениям меланезийцев, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Например, человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент лишен этой силы.