Критический реализм во французском искусстве XIX века.




РАЗВИТИЕ ЖИВОПИСИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Вопросы:

1. Критический реализм во французском искусстве XIX века.

2. Импрессионизм как явление в искусстве.

 

Критический реализм во французском искусстве XIX века.

На основе романтического искусства начала и середины XIX в. начинает формироваться следующий художественный стиль – реализм. Его формирование связывают с прогрессивными общественными движениями, развитием промышленного производства, увеличением количества городского населения, а также социального расслоения. Реализм как стилевое направление нельзя рассматривать применительно лишь к данному историческому периоду, он является общей категорией, более глубокой, объединяющей все культурно-исторические периоды высокого развития искусства, ценностью которого являлось достижения иллюзии реальности изображаемых объектов. Таким образом, реализм можно считать стержневой эстетической категорией художественной культуры, возникающей и в эпоху Возрождения ‑ «ренессансный реализм», и в эпоху Просвещения ‑ «просветительский реализм».

Начало формирования реализма XIX в. происходит в 30-е годы XIX в. Объектом реалистического искусства становится развитие внутрисоциальных отношений буржуазного общества. По времени это течение, получившее название критический реализм, совпало с подъемом рабочего движения в различных странах Европы. Первоначально реализм отождествляли с натурализмом, и переходом к нему, скажем, в Германии и Австрии, являлся бидермайер ‑ стилевое направление, для которого была характерна поэтизация мира вещей, уюта домашнего интерьера, пристальное внимание к семейным бытовым сценам. Бидермайер быстро переродился в слащавый натурализм, где на первое место выступали незначительные бытовые подробности, но выписанные «точь-в-точь как в жизни». Во Франции реализм был связан с прагматизмом, преобладанием материалистических взглядов, господствующей ролью науки. Среди крупнейших представителей реализма в литературе ‑ О. Бальзак, Г. Флобер, а в живописи ‑ О. Домье и Г. Курбе.

Революция 1830 г. открыла новый этап в истории художественной культуры Франции, в частности способствовала развитию карикатуры как мощного средства критики. В литературе поэзия, в изобразительном искусстве ‑ графика наиболее живо отзывались на революционные события. Мастером сатирической графики является Оноре Домье (1808-1879). Будучи блестящим рисовальщиком, мастером линии, он создает выразительные образы и делает политическую карикатуру подлинным искусством. Домье использует в живописных работах графические приемы светотеневой моделировки формы и всегда подчеркивает контур. Текучий черно-коричневой контур очерчивает фигуры, предметы, и это составляет особенность его живописного метода. Живописные работы Домье обозначаются циклами, первым из которых стал революционный. Революция 1830 г, создала Домье-графика, революция 1848 г. ‑ Домье-живописца. Домье был убежденным республиканцем, и симпатии художника были на стороне демократических сил. Самой значительной работой революционного цикла является «Восстание», где, изобразив всего несколько фигур, расположив их по диагонали, Домье добился впечатления и движения большой толпы людей, и воодушевления масс, и протяженности действия за пределами холста.

Цикл «Дон Кихотов» можно назвать сквозным циклом в творчестве Домье. Его трактовка образов Дон Кихота и Санчо Пансы не имеет аналогов во французском искусстве. Домье интересовался только психологической стороной образа. Во всех его 27 вариациях зритель наблюдает схожую картину ‑ изможденный, невероятно высокий и прямой Дон Кихот, едущий среди угрюмого холмистого пейзажа на своем чудовищно костлявом, похожем на готическую химеру Россинанте; а за ним на осле вечно отстающий трусливый Санчо Панса. Образ Санчо как бы говорит: довольно идеалов, довольно борьбы, пора, наконец, остановиться. Но Дон Кихот неизменно следует вперед, верный своей мечте, его не останавливают препятствия, не привлекают жизненные блага, он весь в движении, в поиске.

Если в «Дон Кихоте» Домье отражал трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии «Судьи и адвокаты» вставала противоположность между видимостью, внешним обликом человека, и его сущностью. В этих поистине гениальных сериях Домье поднялся до социальных и политических обобщений. Его судейские, оставаясь характерными представителями французского правосудия XIX в., стали олицетворением не только буржуазного суда, но буржуазного общества в целом, приобрели типические черты.

Центральной темой творчества Домье были его современники ‑ простые люди: рабочие, мелкие служащие, ремесленники, и т.д. Его ставшая крылатой фраза «надо быть человеком своего времени» отражала не только выбор темы, но и общее направление критического реализма.

«Дон Кихот»,около 1851г. «На концерте»,около 1850 г.

 

Ключевой фигурой во французском реалистическом искусстве является Гюстав Курбе (1819-1877). Он первым из западноевропейских художников открыто провозгласил своим творческим методом реализм, указав на его демократическую природу. Обращаясь к насущным вопросам действительности, он изображал их без прикрас, идеализации и сентиментальности, не обходя вниманием самые неприглядные стороны жизни. Персонажами его картин были представители всех слоев населения, в том числе самых низших. Но главным в творчестве Курбе было его умение при изображении конкретных людей придавать их облику черты типической значимости и в каждом угадывать судьбу целого поколения. Таковы его крупные работы «Послеобеденный отдых в Орнане», «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Порыв ветра ». Наиболее показательна в этом отношении картина «В мастерской художника» ‑ сложная аллегорическая композиция, где за каждым реалистическим, портретно узнаваемым образом скрывается определенный типаж, возведенный в ранг символа.

Смысл картины можно полностью постичь, только если серьезно задуматься над ее названием и над отношением художника к изображенным им людям. А они разделены на две основные группы. Слева — народ, причем это скорее типажи, а не отдельные индивидуальности: охотники, крестьяне, рабочие, священник, еврей, молодая мать с ребенком — наброски с них художник делал в своем родном местечке Орнанс. Справа, наоборот, мы видим людей, имеющих портретное сходство с теми, кто окружал Курбе в Париже — это его заказчики, критики, интеллигенты (например, человек, читающий газету ‑ Бодлер). Все присутствующие странно пассивны, словно они чего-то ждут. Кое-кто из них спокойно беседует, кое-кто погружен в раздумье; почти никто не смотрит на Курбе. Все они, посуществу, не зрители, скорее они представляют ту социальную среду, в которой вращается Курбе. За работой художника наблюдают лишь двое — маленький мальчик, вероятно, призванный олицетворять собой «невинный взгляд ребенка», и обнаженная натурщица. Какова же ее роль? Если бы речь шла о традиционной картине, мы назвали бы ее «Вдохновением», или «Музой Курбе», однако она не менее «реальна», чем остальные, запечатленные на картине. Может быть, по замыслу Курбе она символизирует Природу — неприкрытую Правду, которую он провозгласил главным принципом своего искусства. (Заметим, что художник специально привлекает наше внимание к только что сброшенной ею одежде.) Группа в центре картины не случайно освещена ярким чистым дневным светом, в то время, как фон и фигуры, расположенные по бокам, подернуты полумраком. Это подчеркивает контраст между художником — активным творцом — и окружающим миром, который ждет, когда художник пробудит его к жизни. Для Курбе неотъемлемым качеством реалистического искусства являлась его полезность и социальная характеристика модели, а отнюдь не отражение ее внутреннего мира.

 

«В мастерской художника». 1855 г.

Ставя вопрос о функции реалистического искусства, Курбе уподоблял его философскому трактату или литературному манифесту, утверждая, что сущность реализма ‑ это отрицание идеала, что разум должен главенствовать во всем, что касается человека. Отрицание идеала, считал Курбе, приводит к освобождению личности и, в конечном счете, к демократии. Реализм в своей основе, утверждал он, искусство демократическое. Курбе изображал будничную жизнь с монументальностью и серьезностью, которые традиционно использовались в живописи на исторические темы.

Таким образом, реализм Курбе был скорее революцией в выборе сюжета, чем революцией стиля. Реализм XIX в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации. Его ведущими принципами являлись отображение существенных сторон жизни, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах, жизненная достоверность изображения, преобладающий интерес к проблеме зависимости личности от общества и истории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: