ТЕМА: Коррекция эмоционально-волевой сферы.
ЦЕЛЬ: Способствовать развитию умения социализироваться.
ЗАДАЧИ: - способствовать адаптации детей в классе;
научить детей быть в коллективе;
помочь детям понять хорошее и плохое своего "я", осознать свой гнев и выразить его без опаски;
научить детей слушать друг друга;
Название этапа | Задания | Время | Частные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. 2. Вводная часть. 3. Основная часть 4. Заклю-читель-ная часть 5. Рефлексия | 1)"Здравствуйте" 2)"Имена" 3)"Сочинение сказки" | 1΄ 2΄ 2΄ 2΄ 30΄ 4΄ 2΄ | Организовать детей. Поздороваться с детьми. Знакомство с детьми. Способствовать расслаблению детей. Сочинение сказки. Подведение итогов по сказке Рефлексия занятия детьми. | - Встаньте все вокруг. Теперь давайте с вами поздороваемся, но не по-простому. А я буду говорить "здравствуйте" с какой-либо интонацией и вы будете должны повторять за мной точно также. Если я говорю тихо, то и вы говорите тихо, а если громко, то и вы говорите громко. (показываю пример) Итак, начали. (говорю) Вот мы и поздоровались. А теперь давайте еще раз познакомимся с вами. Ведь мы с вами еще плохо знаем друг друга. Я не знаю, как зовут большинство из вас, да и вы, я думаю, не все запомнили мое имя. Знакомиться тоже будем не по-простому. Каждый поочередно будет называть свое имя, делая какое-нибудь движение: поклон, реверанс или что-нибудь другое. Начнем с меня. Светлана Юрьевна (делаю поклон). А теперь давайте все сядем. (садимся вкруг) Сейчас я включу музыку, а вы должны закрыть глаза, внимательно ее послушать и расслабиться. (включаю) Откройте глаза. Сейчас мы с вами займемся очень интересным делом. Мы будем сочинять сказку. Один из вас начнет, а остальные по очереди будут дополнять ее. Нужно начать историю со слов "однажды" или "давным-давно", или "далеко-далеко" и т.п. Кто хочет начать? (сочиняем сказку) (подводим итоги по сказке) А сейчас пусть каждый из вас по очереди выскажется, какое у вас настроение было до занятия и стало после занятия; понравилось ли вам на занятии; что вам понравилось, а что нет; понравилось ли сочинять сказку; возникали ли какие-нибудь трудности при ее сочинении и какие. (определяю начинающего высказываться) Спасибо за занятие, можете идти на перемену. | Встают. Повторяют. Выполняют. Садятся. Слушают. Высказываются. |
Мероприятие
Тема: Пожарная безопасность.
Цель: Напомнить детям о пожарной безопасности
Задачи: - способствовать развитию мышления, памяти, умения слушать друг друга;
способствовать воспитанию чувства ответственности;
вспомнить с детьми правила пожарной безопасности.
Этапы | Время | Частные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент Тема. Подведе-ние итога Рефлексия | 1΄ 25-35΄ 10΄ 3΄ | Организовать детей. Настроить детей на мероприятие. Напомнить детям о беде, которую могут принести спички, зажигалки и газ при неправильном с ними обращении. Вспомнить правила пожарной безопасности. Напомнить детям или научить их правильно себя вести при пожаре дома. Напомнить детям или научить их правилам безопасности при пожаре в доме в чужой квартире. Обобщить знания детей, полученные в ходе мероприятия. Рефлексия мероприятия детьми. Награждение детей за работу. | Встали все красиво. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Отгадайте загадку: Он друг ребят, Но когда с ним шалят, Он становится врагом И сжигает все кругом. Верно. Молодцы. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно. Сегодня мы поговорим об очень важной теме "Пожарная безопасность". Чем опасны пожары? Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное - уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом, а то и город. В прежние времена пожар не один раз уничтожал города. Как вы думаете почему? Нет. Дело не в этом. Просто раньше города были застроены деревянными домами, а дерево - сгораемый материал. Только стены, а все остальное отлично горит. Какие легковоспламеняющиеся предметы вы знаете? Чтоб не ссориться с огнем, Нужно больше знать о нем, Отказаться от привычки Свысока смотреть на спички И запомнить навсегда, Что бывает, если дети, Те, что знают все на свете, Зажигают спички эти И бросают не туда. А что бывает? Верно. Так что не балуйтесь, дети, спичками. Спички - это не игрушка, а главная причина пожара. И зажигалки - тоже одна из причин пожара. И газ. Вот видите, вы все знаете. Все опасно. Но самая главная причина пожара - сами люди. Ведь спички сами по себе не чиркаются, зажигалки не зажигаются, а газ не включается. А какая лучшая защита от пожара? Какие правила пожарной безопасности вы знаете? Верно. Дремлют спички, словно птички, В коробочке до поры. Только маленькие спички Не годятся для игры: Если искорка случайно Попадет на ворс ковра - Может кончиться печально Интересная игра: Загорятся, как солома, Мебель, стены и полы, И останется от дома Только горсточка золы. А вот еще одно стихотворение. Послушайте его внимательно и скажите, что еще нельзя делать. Прабабушке Сашиной 70 лет, У этой прабабушки памяти нет: Включила утюг и ушла в магазин, Остался утюг совершенно один. Прабабке пришлось ночевать у подруг: Полдома спалил разогретый утюг. Ну, что еще нельзя делать? Верно. А что надо делать если вы вдруг почувствуете запах газа? Молодцы. Правильно. А Что еще нельзя делать, чтобы не произошло пожара? А в Новый год, где нельзя зажигать фейерверки, свечи, бенгальские огни? Верно. А лучше зажигать их вообще вне дома. Конечно, нет. Искусственная елка иногда загорается не так быстро как настоящая, но горит не хуже. Кроме того, горящая пластмасса выделяет ядовитые вещества. А вот в деревне или деревянных домах, где нет ни электрических, ни газовых плит, какая вещь может стать причиной пожара? Верно. Печь является одной из самых распространенных причин пожаров и несчастных случаев. У бабушки Саша решил поиграть И Печкину дверцу полез открывать. Из печки упал озорной уголек И пол деревянный мгновенно зажег. И вот огоньки заскакали кругом И вспыхнул как щепочка бабушкин дом. Какие правила безопасности можно отнести к печке? Верно. Ведь если ее закрыть раньше времени, в доме скопиться угарный газ и вы можете задохнуться. А что еще нельзя делать с печкой? Ребята, а если в квартире пожар все-таки начался, а взрослых дома нет, что надо делать? Верно. А вот если огонь сразу не удалось потушить, то, что вы должны сделать? Молодцы! Что самое опасное при пожаре? Нет! Дым! Ведь большинство людей погибают при пожаре не от огня, а от удушья. Иногда достаточно нескольких вдохов дыма, чтобы потерять сознание. Поэтому запомните: Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой тряпкой и выходить, пригнувшись. При сильном дыме дышите через намоченную ткань. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь ползком к выходу - внизу меньше дыма. Обязательно закрывайте дверь в комнату, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Если, конечно, окна в комнате закрыты. Огню, как и человеку, для существования необходим кислород. А без свежего воздуха он может задохнуться. Возможна и другая ситуация. Пожар начался не у вас. Вы почувствовали запах дыма, выскочили из квартиры и увидели в подъезде дым и пламя. Что вы будете делать в таком случае? Верно. Не пытайтесь выбежать из дома, если живете на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, вы можете отравиться продуктами горения. Также ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Тем более при пожаре он может отключиться, и вы можете в нем застрять. Что при пожаре надо первым делом выключить? Точно. А также наполните ванну, ведра и тазы водой. Можете облить двери и пол. Как вы думаете, зачем вода и зачем обливать пол и двери? Верно. Ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте головы, не выпрыгивайте из окна, а ждите помощи пожарных. А теперь я проверю, зря я проводила это мероприятие или нет, усвоили вы что-нибудь или нет. (делю класс на две команды, по рядам) Сейчас я поочереди каждой команде буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ, буду давать жетон. У чьей команды окажется больше жетонов, та и выиграла. Итак, вопрос первой команде. Чем опасны пожары? Вопрос второй команде. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? Что надо предпринять, если вы почувствовали в квартире запах газа? (1) А что ни в коем случае нельзя делать? (2) Почему нельзя оставлять бес присмотра включенные приборы? (1) Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (2) Как вы поступите, если в квартире много дыма? (1) Почему нельзя пользоваться лифтом при дыме в подъезде? (2) Что вы станете делать, если в подъезде дым? (1) Почему при пожаре надо выключит электричество и газ? (2) Что нужно сделать, чтобы пожар с нижнего этажа не перекинулся в вашу квартиру? (1) Какой номер телефона пожарной охраны? (2) Молодцы! (подводим итоги) Чем понравилась наше мероприятие? А чем не понравилось? Вы сегодня очень хорошо поработали и заслужили сюрприз. (выдаю всем по чупа - чупсу) Можете отдыхать. | Встают. Садятся. Огонь. Об огне. О пожарах. О пожарной безопасности Высказываются. Раньше пожарных не было. Ну теперь-то дома каменные. Мебель. Обои. Книги. Пол. Одежда. Пожары. А зажигалки? А газ? А что опасней? Знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не играть дома со спичками и зажигалками. Нельзя оставлять включенные электроприборы., особенно утюги, телевизоры, обогреватели, светильники и др. Надо не забывать их выключать, уходя из дома. А еще нельзя забывать выключать газовую плитку. Нельзя зажигать спички и включать свет. Надо срочно проветрить комнату. Нельзя сушить белье над плитой. Оно может загореться. Их нельзя зажигать около елки. А если елка искусственная, можно около нее зажигать? Печка. Нельзя открывать печную дверцу. Оттуда может выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара. Нельзя трогать без разрешения взрослых печную заслонку. Нельзя прикасаться голыми руками к металлическим частям печи. Можно получить серьезный ожог. Если огонь небольшой, можно попробовать его сразу же затушить, используя одеяло, пальто, воду, огнетушитель, песок. Надо немедленно покинуть помещение и отойти в безопасное место. А потом сообщить соседям о пожаре и попросить их позвонить по номеру 01 или сделать это самим, дождаться приезда пожарной охраны и сказать им где и что горит. Огонь. Мы закроем входную дверь и заткнем щели мокрыми тряпками. А дальше позвоним по номеру 01 и сообщим пожарным точный адрес и номер своей квартиры, чтобы пожарные знали, где мы находимся и оказали нам помощь. А еще закроем все окна и снимем занавески, чтобы они не загорелись, если стекла лопнут от пожара. Электричество и газ. Вода, чтобы тушить врывающийся огонь. А пол и двери надо облить потому, что сырое не горит. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Высказываются. Высказываются. |
Мероприятие
Тема: Настоящая команда
Цель: Научить детей работать в команде.
Задачи: - воспитание чувства коллективизма;
развитие мышления; зрительного и слухового восприятия; воображения; речи;
формирование умения слушать друг друга; высказывать свое мнение;
расширение словарного запаса.
Этапы | Время | Частные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Вводная часть. Основная часть. Физ. минутка Заключи-тельная часть, рефлексия. | 1-2΄ 5-8΄ 17-24΄ 1΄ 4-5΄ | Организовать детей. Поделить на две команды. Воспитывать чувство коллективизма. Создать у учащихся положительные эмоциональный настрой. Целеполагание. Развивать словарный запас. Повторение опреде- ления текста. Формировать умение слушать друг друга Развивать умение слушать друг друга. Снять утомление, активизировать детей к дальнейшей работе. Развивать зритель-ное восприятие, мышление. Развивать внимание; слуховое восприя-тие; мышление. Подвести итог деятельности. Узнать трудности детей. Узнать настроение детей. | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас будет игровое занятие, и нам необходимо разделиться на две команды. А поделимся мы таким образом: каждый из вас вытянет листочек с красным или зеленым цветом, соответственно по цветам и разделитесь. Вытягивайте и усаживайтесь на места. Ребята. Сегодня мы играем командами. А кто скажет, как ведет себя настоящая команда? У каждой команды есть свое название. Вот и вам нужно придумать название своей команды, а девизом будет служить пожелание для другой команды. Пожелайте чего-то доброго, хорошего, светлого. На это задание вам предоставляется одна минута. Названия своим командам вы придумали. Молодцы. А теперь я хочу познакомить вас с правилами нашего занятия: - задание выдается на команду и вы совместно должны его выполнить; - при этом соблюдайте дисциплину и перед ответом поднимайте карточку. Вам понятны правила? Тогда мы начинаем наше игровое занятие. Скажите, с помощью чего мы общаемся? А из чего состоит наша речь? Правильно, вот и сегодня мы с вами будем подбирать слова, отвечать полными и красивыми предложениями. Первое задание - это задание - разминка, называется "По первой букве - П". Это значит, что все слова должны начинаться на букву - П, вопросы будут указаны в скобках, а на линеечке вы карандашом напишите ответы. Давайте разберем для примера: Вам понятно задание? (раздаю карточки) Приступайте. Время вышло, и мы слушаем очень внимательно первую команду. А сейчас выслушаем вторую команду. С этим заданием вы справились. Продолжаем дальше. Вам надо будет составить текст по картинке. Ваш текст должен состоять из 5-7 предложений. Но прежде, чем начать, скажите, что такое текст? (Выдаю картинки) Приступайте. Давайте теперь внимательно послушаем вторую команду, а она нам зачитает свой текст. А теперь выступит первая команда. Внимательно выслушаем ее. Ребята, как вы думаете, у кого текст получился более интересным и красивым? Поднялся ветер, Загремел гром, Пошел дождь, Все стихло. Отдохнули немножко, продолжим выполнять задания. Сейчас я раздам каждой команде по 3 ребуса. Вам надо будет их разгадать. Когда разгадаете, ребусы сразу отдайте мне. Победит та команда, которая решит быстро и правильно. (раздаю) А теперь я буду каждой команде по очереди загадывать загадки, не мешаем друг другу, не выкрикиваем. И так первая загадка первой команде. На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. 1. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. 2. Стоит дом: Кто в него войдет, Тот и ум приобретет. 1. Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? 2. Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? 1. Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. 2. Сидит в темнице красная девица, А коса на улице. Вот вы и выполнили последнее задание. Скажите, что мы делали сегодня на мероприятии? А что было трудно для вас? А теперь, давайте, определим, как мы себя ощущаем. Этот круг центр нашей ромашки, по очереди выходите и нарисуйте лепесток. Если ваше настроение хорошее - нарисуйте лепесток розовым мелом, если такое же как было в начале занятия то белым, а если стало хуже, то голубым. (подводим итоги по ромашке) Можете идти отдыхать. | Вытягивают. В настоящей команде все поддерживают друг друга. Работают вместе. Дают название своим командам, составляют пожелания. Да. С помощью речи. Из слов и предложений. Выполняют. Зачитывают ответы. Зачитывают ответы. Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу. Составляют тексты. Зачитывает вторая команда Выступает первая команда. Высказывают мнение. Разгадывают. Буквы. Книга. Мел. Школа. Весной. Зимой. Лук. Морковь. Высказываются. Высказываются. Выходят рисуют. |
Родительское собрание
Тема: Стили семейного воспитания
Цель: познакомить родителей со стилями семейного воспитания, чтобы они определили какой стиль им ближе и внесли коррективы в методы воспитания, для развития более полноценной личности ребенка.
Здравствуйте. Меня зовут Светлана Юрьевна. Я студентка пермского педагогического училища № 3. Я прохожу преддипломную практику с вашими детьми и хочу поговорить с вами о стилях семейного воспитания.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:
попустительский;
состязательный;
рассудительный;
предупредительный;
контролирующий;
сочувствующий.
На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние тип темперамента родителей, традиции на которых воспитывались сами родители, научно - педагогическая литература, на которую используют родители в воспитание своего ребенка, их образовательный уровень, нравственные ценности семьи.
Попустительский стиль семейного воспитания.
С самого раннего возраста родители предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, своей работой. Их мало, волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Неумело используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье метод кнута и пряника.
В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка вместе с ним. Дети рано понимают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения ребенок свободен. Но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У ребенка появляется много тайн, которые они хранят подмесью печатями.
Состязательный стиль семейного воспитания.
Активность ребенка постоянно поощряется не только морально, но и материально. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень часто страдают, если сравнение не в пользу их ребенка. Для раскрытия таланта родители дают возможность ребенку попробовать себя в разных видах деятельности. Главный метод воспитания в такой семье метод поощрения и наказания.
Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей, поисковую деятельности ребенка поощряют похвалой.
В детском коллективе учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива.
Рассудительный стиль семейного воспитания.
С самого раннего возраста предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок.
Родители считают, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. Родители считают, что ребенок сам может выбрать занятие по душе. У родителей с детьми складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинства ребенка никогда не принижались ни посторонними людьми, ни родственниками.
Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными.
Предупредительный стиль семейного воспитания.
Такой стиль семейного воспитания обусловлен некоторыми причинами:
болезнь ребенка с раннего детства;
особенности характера родителей.
В результате того, что ребенок очень часто болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление нездоровья ребенком. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок практически лишен активной деятельности.
Родители делают все возможное и даже не возможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если родители сами в своей жизни испытывали какие-нибудь трудности.
На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания.
Главными отличительными чертами таких людей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны.
Контролирующий стиль семейного воспитания.
Ребенок воспитывается в детском доме или расчет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.
Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находится в лечебном учреждении, где к нему относятся не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, которая могла быть сопряжена с жестокостью взрослых людей. Это может привести к тому, что ребенок замыкается. Становится злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им чувства.
Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относятся достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою собственную семью.
Родители считают значимым для себя мнение других людей об детях и считают его основным а контролировании собственными детьми.
В таких семьях свобода ребенка строго регламентированная контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен одевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка.
Родители достаточно активно используют методы наказания. В таких семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Если же родители увидели и отметили положительно кокой-то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным.
Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высококвалифицированным человеком. Они постоянно контролируют его поступки.
В учебной деятельности такие дети испытывают затруднения. Они не умеют мыслить творчески не пытаются бороться за истину.
Сочувствующий стиль семейного воспитания.
Формирование такого стиля воспитания является отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.
С раннего детства ребенок привязан сам к себе. Отсутствие игрушек, интересного игрового материала приводит к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими людьми. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая своим родителям. При этом ребенок сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор снижен. Попадая в детский коллектив, ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и о семье.
В таких семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в таких семьях взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть, а семье и радуются тем радостям, которыми живет их семья.
Гармоничный стиль семейного воспитания.
В таких семьях ребенок всегда желанный, и родители задолго до рождения думают над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.
Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве проявляют свою рассудительность и мотивирует свои поступки. Характерной особенность этих детей состоит в том, чтобы они всегда говорят правду, а если по каким - либо причинам они хотят ее умолчать, то никогда уже не проговорятся. На уроках они стараются быть активными, проявить себя в уроке, привнести в урок что-то новое. Учебная деятельность таких учащихся уже в начальной школе характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью.
Прослушав выступление, вы определили для себя, кокой же стиль воспитания присущ вашей семье и над чем же стоит задуматься.
У вас есть вопросы?
Спасибо за внимание.