ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2018-2019 учебный год
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, общества и государства.
Продукт воспитания в школе зависит от многих факторов. Но наиболее всего, воздействие на процесс воспитания оказывает семья, улицы и школа. Правильное семейное воспитание незаменимый атрибут в формировании личности ребенка, поэтому связь школы и семьи должна быть максимальной. Лишь в этом случаи можно оградить ребенка от негативного воздействия улицы, телевизора и интернета. Школа – зеркальное отражение общества. Все происходящее в жизни обществе процессы и их последствия как положительные, так и отрицательные немедленно переносятся на школу и в ней закрепляются. Любые перемены в жизни общества больно бьют по самым незащищенным – по неокрепшим детским душам. Пока будет плохо в обществе, в семье будет плохо и в школе. Поэтому учителя и родители должны минимизировать негативное воздействие улицы.
Необходимо научить ребенка фильтровать принимаемую информацию. А для этого ему нужно знать, что такое хорошо? а Что такое плохо? И гарантировать успех в достижение намеченной цели. Другое дело если негативное воздействие оказывает семья или школа.
Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Чтобы добиться хорошего результата в воспитании необходимо четко представить конечный продукт воспитания, проводить полную диагностику, определить состояния, оценить с чем имеем дело (а дело очень трудное, тонкое – воспитать человека), учесть все факторы индивидуально каждого воспитанника: психофизиологические характеристики, гендерные особенности, условия в семье, факторы наследственности,и др. Только потом уже ставить задачи для достижения результата. Формы и методы в воспитании подбираются свободно, но только с учетом психофизических, возрастных и др особенностей учащихся. Целью школы должно быть воспитание свободомыслящей, гормоничной и творческой личности.
Чтобы развитие было успешным надо проявлять воспитанникам активное участие в общественной, трудовой, познавательной деятельности.
Деятельность может быть активной и пассивной. Маленький ребенок проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания, активность может как повышаться, так и понижаться.
Хорошего развития обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает душу, и полностью погружен. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения.
Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие. Для нее характерно не только потребность решать познавательные задачи но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует формирование духовного и нравственного мира.
Все проявления активности имеют один источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Задача воспитания состоит в том, чтобы направить активность в нужное русло, максимально ослабить влияние ложных представлений. Сложность состоит в том что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного развития очень переменчивы.
Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля. Вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции разумного воспитателя.
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого педагога.
Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Характер Воспитания воспитания должен быть демократичным, гуманным и адекватным. Это требуют и федеральные государственные стандарты.
Обучаемость напрямую связано с воспитанием. Если учащийся поддается воспитанию, то это дает и результаты в обучении.
Диагностическая деятельность. Изучение личности ребенка, воспитательных воздействий на учащихся, эффективности воспитательной работы.
1.1. Анкетирование учащихся | ||||||
№ | Содержание деятельности (мероприятия) | Сроки | Участники (классы) | Ответственные | Факт исполнения | |
Диагностика личностного роста учащегося | сентябрь | 1-11 | Заместитель директора по ВР | |||
Индивидуальное собеседование | декабрь | Классные руководители | ||||
Изучение коллектива учащихся | февраль | 5-11 | ||||
Изучение профессиональной позиции педагога | ||||||
«Умеешь ли ты написать заявление на работу?» | март | 8-11 | ||||
Анализ организационных условий процесса воспитания | апрель | 1-11 | ||||
1.2. Анкетирование родителей | ||||||
Изучение родительских установок. | сентябрь | 1-11 | Классные руководители | |||
Изучение психологической атмосферы семей. | октябрь | 1-11 | Классные руководители | |||
Изучение особенностей развития личности ребенка в семье | ноябрь | 1-11 | Классные руководители | |||
Выяснение степени удовлетворенности родителей деятельностью учащихся в школе и предложения по организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. | май | 1-11 | Заместитель директора по УВР | |||
1.3. Педагогическое наблюдение | ||||||
На уроках. | в течение года | 1-11 | Заместитель директора по УВР | |||
На внеклассных мероприятиях. | в течение года | 1-11 | Классные руководители | |||
Во внешкольных учреждениях. | в течение года | 1-11 | Заместитель директора по ВР | |||
Составление и корректирование социального паспорта класса. | сентябрь | 1-11 | Классные руководители | |||
Составление воспитательной работы класса. | сентябрь | 1-11 | Классные руководители | |||
Совещания классных руководителей. | ежемесячно | 1-11 | Заместитель директора по ВР | |||
1.4. Индивидуальные собеседования с учащимися и родителями | ||||||
Педагогическое консультирование родителей отстающих в обучении детей | В течение года | 1-11 | Классные руководители | |||
Тематические родительские собрания по адаптации в первых и пятых классах | Октябрь-ноябрь | 1, 5 | Классные руководители | |||
1.5. Обновление банка данных образовательного учреждения на основе изучения личности ребенка, условий его жизни | ||||||
Анализ состава семей: неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных, сбор информации об образовательном уровне семьи | сентябрь | 1-11 | Заместитель директора по ВР | |||
Движение интересов и склонностей обучающихся (посещение секций, кружков) | один раз в полугодие | 1-11 | Классные руководители | |||
Наличие лидерских организаторских качеств у учащихся, их развитие. | в течение года | 1-11 | Классные руководители | |||
Участие в воспитательных мероприятиях школы и вне её, поощрения. | в течение года | 1-11 | Заместитель директора по УВР | |||