Изменяющаяся методика обучения в
профильных классах (особенно на элективных курсах) должна постепенно развивать
у учащихся навыки организации умственного труда и самообразования. Основная
функция учителя состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной
деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из
полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в изучаемом курсе.
Применение исследовательского метода обучения на уроке.
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов.
Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из учебника и других источников, разрешения поставленной учителем проблемы
Формы задания при исследовательском методе могут быть различными: поддающиеся быстрому решению; требующие целого урока; домашние задания на определенный срок.
Методы обучения включают в себя методы преподавания
(средства, приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью
школьников) и методы учения (средства, приемы, способы усвоения учебного
материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля) в их
органической взаимосвязи.
Метод обучения математике следует рассматривать как способ
движения (развития) деятельностей учителя, ученика и математического содержания.
Г.И. Саранцев по характеру учебно-познавательной
деятельности и организации содержания материала выделяет следующие методы
обучения математике:
· индуктивно - репродуктивный учитель
создает такую ситуацию, в которой ученик воспроизводит понятие или теорему в
процессе рассмотрения частных случаев. Например, посредством решения задач на
выделение ситуаций, удовлетворяющих условию теоремы, или решение задачи
(изучение теоремы) осуществляется по плану, предложенному учителем;
· индуктивно-эвристический метод
предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных
случаев. Например, упражнения на умножение степеней с
одинаковым основанием приводят к открытию определения произведения степеней с
одинаковыми основаниями;
· индуктивно-исследовательский метод заключается в проведении исследований различных
феноменов посредством изучения их конкретных проявлений. Например, изучая
свойства четырехугольников в зависимости от наличия у них осей симметрии,
приходим к таким видам четырехугольника, как прямоугольник, ромб, квадрат;
· дедуктивно-репродуктивный метод предполагает воспроизведение частных случаев в
процессе решения задач, где используется общее положение. Например, теорема о
сумме смежных углов воспроизводится посредством решения задач на нахождение
одного из смежных углов, если задан другой;
· дедуктивно-эвристический метод заключается в
открытии частностей какого-либо факта при рассмотрении общего случая. Примером
проявления этого метода может служить решение любой конкретной задачи на
применение какой-либо теоремы;
· Дедуктивно - исследовательский Сутью этого метода обучения является организация исследований
посредством дедуктивного развития учебного материала. Например, аксиоматический
метод, метод моделирования, решение задач на применение теорем;
· Обобщенно - репродуктивный цель достигается путем воспроизведения изученных фактов.
Например, усвоение векторного метода предполагает овладение действиями перевода
геометрического языка на векторный и обратно, сложения и вычитания векторов,
представления вектора в виде суммы, разности векторов и т. п.;
· Обобщенно - эвристический метод
предполагает создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно
(или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя
стороны и углы произвольных треугольников, ученики могут открыть следующую
зависимость между углами и сторонами треугольника: против большей стороны
треугольника лежит больший угол и наоборот;
· Обобщенно - исследовательский метод
предполагает наличие в учебном материале ситуаций, исследование которых
приводит к обобщенному знанию. Например, рассматривая различные случаи
расположения вписанных в окружность углов, можно прийти к известной теореме о
том, что вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.
В зависимости от времени и места его применения,
особенностей сочетания в нем различных способов, приемов и средств один и тот
же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным. Найти удачный
метод обучения в каждом конкретном случае означает найти удачную комбинацию различных
приемов и средств, позволяющих достичь поставленной заранее цели (или целей)
наиболее оптимальным в данных условиях путем. Чтобы успешно применять в
процессе обучения математике тот или иной метод (или использовать ту или иную
форму обучения), необходимо в
совершенстве овладеть этим методом. Это означает:
· понимать сущность этого метода и уметь применять его в
различных конкретных ситуациях обучения;
· знать наиболее часто встречающиеся формы проявления
того или иного метода в процессе обучения (явные или скрытые);
· знать положительные и отрицательные стороны применения
этого метода, проявляющиеся в процессе обучения; уметь оценивать его
эффективность;
· знать, какие вопросы школьного курса математики
целесообразно изучать именно этим методом;
· уметь научить учащихся работать именно этим методом в
процессе изучения ими учебного материала.