Что такое корпорация?
Корпорация - это любое акционерное общество, управляющие которого могут не иметь единой цели управления, а в его состав могут входить самые разные субъекты. В настоящее время в России большинство корпораций - это мелкие компании с распыленной между акционерами собственностью. Корпорация полностью принадлежит акционерам, однако они не занимаются ее управлением. Для этой цели создается совет директоров.
Корпорация может быть создана с целью получения прибыли, так и с целью осуществления благотворительной деятельности.
Виды корпораций
Корпорации, которые также можно называть и акционерными обществами, делятся на два типа: те, что были преобразованы из государственных предприятий в открытое акционерное общество и те, что были созданы по инициативе учредителей.
Особенности корпораций
Особенностями классических корпораций с целью ведения бизнеса являются:
· Владение имуществом, собственностью, долей в компании как юридическим лицом, так и физическим;
· Ответственность за ведение бизнеса полностью находится на совете директоров;
· Особенная самостоятельность юридического лица, полная независимость от внешних экономических воздействий (кроме предусмотренных налогов);
· У акционеров могут быть собственные интересы, отличные от менеджеров и управленцев предприятий;
· Как правило, корпорация имеет коммерческие цели деятельности;
· Все акционеры являются отдельными лицами со своими интересами, а обязанности и возможности каждого должны быть указаны в договоре;
Создание корпорации - акционерного общества
Акционерное общество может быть создано с помощью создания нового юридического лица или в следствии реорганизации старого. Далее необходимо зарегистрировать новое юридическое лицо, собрав следующие документы:
· Устав будущей компании;
· Протокол собрания;
· Все необходимые квитанции об оплате пошлин;
· Документ, подтверждающий, что данное название акционерного общества больше нигде не используется;
· Оригинал письма о предоставлении юридического адреса корпорации;
Виды интересов акционерного общества
Для чьих интересов может осуществляться деятельность корпорации:
· Для акционеров: их желания приумножить свой капитал, максимизации прибыли компании.
· Для управленцев и менеджеров высшего звена - это прежде всего желание в развитии и получении необходимого опыта, а также престижа и т.д.
· Работа на общественное благосостояние, которая часто совместима с первым пунктом.
При создании закрытого акционерного общества учтите, что количество его акционеров не может превышать 50 человек (как физических, так и юридических лиц). Высшим органом управления компанией является общее собрание акционеров, которое проводится в обязательном порядке в конце каждого финансового года.
Корпорация – это очень распространенный термин, однако он не всегда верно трактуется даже в популярных СМИ. При этом акции многих корпораций доступны на российских и зарубежных биржах. Вывод очевиден: инвесторам стоит обратить внимание на то, что такое корпорация, в чем их особенности и как они устроены.
Что такое корпорация?
В Большой российской энциклопедии приводится следующая трактовка этого термина:
Корпорация — это форма организации бизнеса в условиях рыночной экономики, основанная на долевой собственности. Характеризуется разделением функций собственника и управления.
То есть корпорацией можно назвать любую компанию, собственник которой передал управление бизнесом в руки профессиональных менеджеров.
Похожим образом этот термин трактует и Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 65.1, корпорацией признаются юр. лица, учредители которых имеют право участия в управлении компанией, а также формируют высший орган (руководство организации).
Важно, что при этом в РФ корпорации не являются конкретной организационно-правовой формой – как, например, акционерные общества. Корпорации могут иметь практически любую ОПФ, присущую частным компаниям. Небольшое ООО, товарищества и кооперативы имеют в своей структуре владельцев (учредителей, участников, членов), которые выбирают и назначают людей, занимающихся управлением.
Юридически корпорацией считается даже гаражный потребительский кооператив! Его члены делают имущественные паевые взносы, участвуют в общем собрании членов, выбирают правление и председателя правления кооператива.
А вот в США корпорация является конкретной ОПФ. Ближайший аналог американской корпорации в российском законодательстве: акционерное общество. В американском законодательстве акционерного общества нет.
В каждом штате корпоративное законодательство отличается, но в основном выделяют два вида корпораций:
- C-Corporation – доступны для регистрации нерезидентам и могут иметь неограниченное число акционеров, которым и принадлежат. К этой категории относятся крупнейшие акционерные общества США;
- S-Corporation – закрытая корпорация с налоговыми льготами. Акционерами S-Corporation могут быть только резиденты страны, их количество не должно превышать 100 человек
Кроме того, в зависимости от штата существуют Regular Corporation, Professional Corporation, Non-profit Corporation и несколько подвидов закрытых корпораций.
Согласно статистическому сборнику The National Data Book, в начале 2010-х корпорации занимали всего 18% от числа всех организаций в США (еще 72% это индивидуальные предприниматели и 10% товариществ), но приносили 82% всей прибыли. Что не удивительно в силу их размера.
История возникновения корпораций
Создание организаций как самостоятельных субъектов права было возможно еще в Древнем Риме. Однако первые юридические лица были далеки от современного представления о корпорациях.
Средневековые объединения ремесленников и религиозные объединения также не имели характерной черты корпораций – деления на владельцев бизнеса и «менеджеров». Хотя иногда к корпорациям относят средневековые города и даже церковь.
Вероятно, первые корпорации начали появляться лишь в XVII веке – в эпоху колониальных экспансий. При этом многие из них вполне можно было назвать транснациональными: например, Голландская Ост-Индская компания или Компания Гудзонова залива.
Формировать правовую систему с устойчивым определением корпораций начали лишь в XVIII-XIX веках в США. Изначально каждая такая структура создавалась на основе законодательной хартии – процесс ее разработки и принятия занимал много времени. Однако уже в 1800 году во всей стране существовало более 300 корпораций, которые в основном эксплуатировали транспортную отрасль.
В 1811 году был издан законодательный акт, вводящий единый и упрощенный процесс регистрации – The Act Relative to Incorporations for Manufacturing Purposes. После этого начался заметный рост числа корпораций.
В начале XX века их засилье в большинстве сфер даже привело к необходимости антимонопольного законодательства. Помимо этого, появлялись корпорации с акциями без права голоса – таким образом крупные акционеры пытались установить над ними полный контроль. Подобная практика прекратилась лишь в 1926 году, когда от операций с подобными акциями отказалась Нью-Йоркская биржа.
После краха фондового рынка в 1929 году и начала Великой Депрессии власти задумались об усилении регулирования рынка ценных бумаг. В 1934 году была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), которая стала более строго отслеживать деятельность компаний, эмитирующих акции и облигации. В частности, был введен запрет использования инсайдерской информации, на которой главные лица и приближенные сотрудники компаний могли законно делать огромную прибыль. С того времени лидирующие корпорации выросли на гигантские суммы и невероятно улучшились технологически, однако законодательно во многом базируются на актах первой половины 20 века.